За что Кремль ненавидит Лукашенко

На модерации Отложенный А. Рубинов. «Нельзя забывать, что завтра начинается сегодня»06.07.2010Иногда говорят, что история развивается по спирали, то есть, повторяется на каждом новом витке. Было время, когда белорусские княжества воевали с русскими. В составе Великого княжества Литовского белорусы частенько вступали в битвы с московским войском. Потом была Российская империя, в которой белорусам отводилась роль второстепенной нации, населяющей Северо-Западный край. Лучшие представители белорусского народа мечтали в то время лишь об одном – отстоять свое право «людзьмi звацца».

Потом пришло советское время, и на этом витке истории белорусы впервые после Великого княжества Литовского опять обрели возможность по-настоящему развивать свою культуру, науку, экономику, образование. И в этом нам оказали поистине братскую помощь русские люди. Именно благодаря их самоотверженным усилиям оказалось возможным в кратчайшие сроки превратить Беларусь из отсталой российской окраины в развитую передовую республику европейского уровня.

Потом возник новый этап в развитии белорусского общества: впервые в истории Беларусь получила статус самостоятельного, суверенного государства. Но рождение нового всегда происходит в муках. Одно дело, принять декларацию о независимости, а другое – на деле доказать свою способность жить и развиваться как самостоятельное суверенное государство.

Нам повезло в том, что в самом начале нашего государственного строительства страну возглавил А.Г.Лукашенко – талантливый самородок из народа, который интуитивно нащупал самые эффективные и безболезненные пути нашего развития, сумел сплотить народ, выстроить систему управления государством, направил усилия всех и каждого на решение самых главных, жизненно важных задач. И мы видим сегодня результаты, видим, какого расцвета достигла наша страна, как изменились наши города и села, развились экономика, медицина, наука, образование, искусство, спорт. Не обладая сколько-нибудь значительными природными ресурсами, мы сумели превзойти даже те постсоветские страны, у которых эти богатства лежат под ногами.

Белорусский народ трудолюбив и талантлив, он способен сам, без посторонней помощи достойно обустроить свою жизнь. Но на деле все не так просто. Россия, которая еще недавно была сестрой и матерью, сегодня никак не может смириться с тем, что Беларусь уже не находится в ее прямом подчинении, что ею нельзя командовать и повелевать, как в былые времена. И главное, что белорусский лидер не смотрит в рот российским руководителям и не бежит беспрекословно, без разбору выполнять их пожелания. Это раздражает и, более того, вызывает понятные политические опасения.

Недавно мне довелось беседовать с одним влиятельным российским политиком. Я задал ему вопрос: какова стратегическая цель России в ее политике по отношению к Беларуси? Ведь совершенно очевидно, что причиной недавнего газового конфликта являются отнюдь не деньги. Всем ясно, что закручивание вентиля на газовой трубе в условиях, когда «Белтрансгаз» ничего не был должен «Газпрому», и даже, наоборот, именно «Газпром» был в долгу перед «Белтрансгазом», – это просто желание продемонстрировать силу, показать, что Беларусь находится в полной зависимости от России. Дело ведь не в тексте контрактов, не в том, у кого какие квитанции оформлены правильно или неправильно. Дело в той политике, которую нынешнее руководство проводит в отношении Беларуси. А эта политика, в системности которой российскому руководству нельзя отказать, четко и однозначно направлена на подавление и разорение экономики Беларуси.

Мой собеседник возразил, указав, что ведь для Беларуси установлены самые низкие цены на газ из всех постсоветских стран. Да, это правда. Но где же политическая логика? Мы же не Грузия и не Молдова, с которыми у России сложились далеко не дружественные отношения. Мы – союзное с Россией государство! Беларусь не просит у своего союзника никаких дотаций и никаких преференций. Мы лишь считаем, что в Союзном государстве цены на энергоносители должны быть одинаковые или, правильнее сказать, равнодоходные. То есть мы не просим, чтобы Россия снизила нам цены на газ. Мы считаем, что в обеих странах они должны быть равными. Двести пятьдесят так двести пятьдесят, триста так триста долларов, но чтобы одинаково для обеих сторон.

И это вполне логично. Ведь наша экономика – слепок с российской. По уровню технологии, энерго– и ресурсоемкости наши производства примерно одинаковы. И если Россия не в состоянии сегодня поднять цены на газ до нашего уровня, так как всем ясно, что её экономика этого не выдержит, то почему она поднимает их для нашей страны? Объективно это направлено, повторюсь, на то, чтобы подавить нашу экономику, затормозить ее развитие. Российские руководители говорят, что, мол, «мы должны заставить Беларусь перейти от режима дотаций к режиму рыночных отношений». Но какой же это рынок, когда монополист чисто волюнтаристски устанавливает у себя цены на газ вдвое ниже, чем у соседнего союзного государства, с которым предполагает вести рыночные отношения?

Еще раз хочу подчеркнуть: Россия не предоставляет нам никаких финансовых дотаций и мы в них не нуждаемся. Но раз уж мы связали свою судьбу с Россией, то хотим иметь равные условия хозяйствования и торговли для обеих стран. Чтобы наши производители могли свободно конкурировать между собой. А для этого необходимо, чтобы Россия отказалась от нерыночного дотирования своей экономики за счет более низких внутренних цен на энергоносители. Кстати, равные условия для субъектов хозяйствования были предусмотрены в Договоре о создании Союзного государства Беларуси и России. Нам не нужны низкие цены, нам нужны равные цены.

Эту простую истину наверняка хорошо понимают в российском руководстве. Но Россия в одностороннем порядке вышла из соглашения о равных условиях хозяйствования для наших двух стран и стала систематически проводить меры, направленные на подрыв нашей экономики. Причем не только с помощью цен на энергоносители, но и периодически развязываемыми войнами в области торговли. Ведь большую часть производимой продукции Беларусь поставляет в Россию, и россияне с удовольствием ее покупают. Но такое развитие отношений между нашими странами не входит в расчеты российских политиков. То сахар, то молоко, то мясо, то конфеты вдруг начинают не устраивать российские «надзорные» органы, и вот пошло-поехало – вагоны то с одними, то с другими продуктами вновь и вновь простаивают на границе.

Я спрашиваю у своего собеседника: зачем России все это надо? Зачем она всячески вытесняет Беларусь со своего рынка, заставляя наших промышленников колесить по свету в поисках альтернативных партнеров?
Зачем российское руководство отталкивает от себя Беларусь, делая все для того, чтобы нагромоздить как можно больше препятствий на пути развития Союзного государства? Она что, хочет повернуть Беларусь на Запад? Вряд ли – это не в ее интересах. Или она хочет заменить Президента Лукашенко на кого–нибудь более сговорчивого и податливого? Но это им не удастся! Народ верит в Лукашенко, и чем больше Россия будет оказывать на него давление, тем большей поддержкой он будет пользоваться у наших людей. Потому что народ прекрасно понимает: убери сегодня Лукашенко – и Беларусь мгновенно потеряет свой суверенитет, погрязнув в нестабильности и междоусобицах. А значит, завтра и земля, и предприятия, и люди – все окажется в руках российских олигархов.

Народ в Беларуси привык к политике, обеспечивающей социальную справедливость и социальную защиту, к честному руководству, когда никто не вывозит капиталы на Запад, не распродает за бесценок народные богатства. Тот уровень социального расслоения и тот уровень коррупции, которые характеризуют сегодня Россию, для белорусов неприемлемы. Поэтому российское давление на нашу экономику и на нашего лидера всегда будет рассматриваться как враждебные акции по отношению ко всему белорусскому народу.

Естественно, что на поставленные вопросы мой собеседник внятных ответов дать не мог. Не потому, что он ими не владеет, а скорее потому, что владеет ими слишком хорошо. И получается, что логики в политике российского руководства по отношению к Беларуси на первый взгляд нет. Но на самом деле логика, конечно же, есть, и сегодня для нас она вполне очевидна.

Прежде всего надо учесть большое различие в политическом авторитете наших лидеров.

А.Г. Лукашенко проявил себя как активный политик еще во времена перестройки, в тот период, когда только формировались новые политические реалии. Не относясь ни к номенклатуре, ни к силовым структурам, он выдвинулся на политической арене как яркая личность, как самый авторитетный депутат белорусского Парламента, и был избран народом на пост первого Президента в открытой борьбе с сильнейшими в тот период политическими конкурентами. На его стороне не было никакого административного ресурса. Это был выбор народа, и Александр Григорьевич его полностью оправдал. Сегодня все признают, что именно ему страна обязана своими успехами в восстановлении и развитии экономики, постоянном улучшении благосостояния людей.

В отличие от этого ни В.В. Путин, ни Д.А. Медведев не были замечены как участники перестроечного периода, когда была сделана попытка сформировать новые, более демократичные формы управления страной. Яркие, активные политические деятели того времени, приверженцы демократического пути развития были вытеснены с политической арены совсем другими фигурами. Путина в кресло Президента «за ручку» привел Ельцин, Медведева точно так же «за ручку» привел Путин. Никто из них не пришел к власти в результате предыдущей политической деятельности, не завоевал свой авторитет в открытой борьбе с конкурентами. Но, как водится в России, как только кто–то садится в руководящее кресло, тут же на полную мощность включается административный ресурс. И человек, которого раньше никто не видел и не слышал, быстро становится «вождем нации». Надо признать, что сотрудники КГБ всему этому были хорошо обучены еще с советских времен. Да и советские методы управления народом, такие как создание всемогущей правящей партии, еще не выветрились из голов и сегодня, как и в прежние времена, с успехом запущены в дело.

Поэтому совершенно ясно, что, когда Путин пришел к власти, Лукашенко, обладавший огромным авторитетом и популярностью в российской среде, представлял для него определенную опасность. А к тому же еще и строительство Союзного государства, инициатором которого тоже был А.Г. Лукашенко. Ведь, не дай Бог, если эта общая политическая структура разовьется и станет на ноги, Александр Григорьевич, чего доброго, может выйти на общесоюзную политическую арену, и тут уж Путину с ним не совладать. Вдобавок дела-то в Беларуси быстрыми темпами идут в гору. Хозяйство восстанавливается, наука и образование укрепляются, народ живет все лучше, все богаче. И никакого разгула криминала, власть направлена на защиту простого человека, политика ведется честно, без грабежа и воровства. Чего доброго, и российский народ захочет пойти по такому же пути. А тогда – прощай, власть... Этого нельзя допустить ни в коем случае, ибо это вопрос жизни и смерти для власть и деньги имущих.

Вот и возникает ясный и совершенно логичный план. Надо любыми путями снизить авторитет, опорочить белорусского лидера, надо дискредитировать белорусскую модель развития, показать, что белорусы – это иждивенцы, что их кормит и поит Россия, а они, неблагодарные, еще и капризничают. Инструменты понятны и вполне эффективны – нефть, газ, торговые барьеры и, конечно, полностью подконтрольные руководству СМИ. Одновременно им надо было всеми путями затормозить строительство Союзного государства, чтобы лишить Беларусь статуса союзника и ближайшего партнера.

Все это мы знаем и понимаем. Но приходится терпеть, искать компромиссы, потому что мы всегда считали, что интересы государства, исторические судьбы наших братских народов – это то, что должно быть превыше любых конфликтов, любых противоречий между странами и политиками. Однако всему есть предел.

Непрекращающиеся грубые медийные атаки на Президента, на нашу страну, которые стали «фирменным стилем» крупнейших московских СМИ, вызывают возмущение. Это клевета и оскорбление всего белорусского народа, это недопустимое хамство, неприкрытое имперское давление на суверенную страну. Такая степень бесцеремонности и агрессивности руководящих российских политиков, которые режиссируют эти гнусные атаки, вызывает гораздо более сильные чувства, чем недоумение. Например, вполне прагматичный вопрос: а надо ли нам вообще сотрудничать с подобного рода «каналами», которые поставили своей целью травлю и унижение белорусов?.. Негоже, когда ради достижения весьма эфемерных политических целей в ход пускается такое «оружие массового поражения», как одновременная газово-телевизионная атака. Зачем целенаправленно отравлять будущее наших народов? Неужели из-за безответственных действий некоторых политиков мы выйдем на новый виток истории, когда русские и белорусы окажутся по разные стороны баррикад?

Анатолий Рубинов, академик.

http://sb.by