Прогулка по Версалю.

На модерации Отложенный

 

Уж  кои веки  ничего не меняется.Не меняется  в том смысле, что каждый уважающий  и любящий  себя правитель  государства   стремится   к созданию среды обитания себя любимого  и приближенных  к себе особ  по своему  усмотрению. Это   вполне объяснимая догма.  

Версаль изначально появился для развлечения, забав и отдыха. В 1631 г. Людовик XIII купил усадьбу семейста Гонди, прибывшего во Францию в свите Екатерины Медичи, и перестроил её в небольшое П-образное шато, окруженное рвами. Подлинный Версаль появился благодаря Людовику XIV. Король-солнце, всерьез воспринимавший свою профессию короля и считавший Францию самой прекрасной страной на свете, задумал построить дворец, который не только будет производить впечатление на подданных и соперников, но и выражать идею централизации и божественной власти королей Франции. Главное для французов- произвести впечатление.

Посмотреть хотелось давно, поэтому с удовольствием совершила  туда  экскурс. Версаль- " Вспаханная земля". Расположен королевский городок в 20 км к юго-западу от Парижа.  Приходится  осознавать- от истинного дворца осталось немного-  он  был разграблен во время французской революции.Ничто не  ново.Французы ,хоть и  хваленые европейцы но грабить  очень даже    умеют. 

 .Решетка перед входом  в Версаль.

 В глаза бросается барочность, помпезность, величие, роскошь.

В Версале нет сдержанной элегантности Виндзора, выверенной временем: резьба, позолота, ткань, картины, плафоны, пышные рамы, бюсты, скульптуры, светильники, люстры, хрусталь,  инкрустации из камня, паркет, десюдепорты (наддверное панно )— и трети хватило бы на пышный интерьер королевского дворца, но не для Людовика XIV. Эта чрезмерность сбивает с толку и утомляет. Залы набиты посетителями так же тесно, как и во времена Людовика.Поклонение разношерстной публики, стремящейся во дворец, могло бы прийтись монарху по душе. 

Вот такой он был , импозантный Людовик XIV.

Король Франции и Наварры с 1643 г. Царствовал 72 года — дольше, чем какой-либо другой европейский король.Это ему приписывают выражение «Государство — это я!» Его царствование — время консолидации единства Франции, её военной мощи, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век.

В 1682 году  король Людовик XIV  в приказном порядке заставляет весь двор и всю знать переехать сюда, в Версаль. Это было связано с тем, что  пережил восстание аристократов под названием Фронда, когда те претендовали на королевский престол. Чтобы  обеспечить  контроль , он принуждает знать к этому переезду. Это вызывает недовольство  аристократии,не желающих покидать   Париж, его театры, салоны, магазины.Сюда, где еще не закончилось строительство. Наряду с эти Людовик XIV поставил аристократам условие -  построить   себе здесь дворцы подобные дворцу короля, что требовало дополнительной  траты денег.

При дворе был введён строгий этикет, регламентирующий всю придворную жизнь. Версаль стал центром всей великосветской жизни, в которой царили вкусы самого Людовика и его многочисленных фавориток (Лавальер, Монтеспан,  Фонтанж). Вся высшая аристократия домогалась придворных должностей, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком фрондерства или королевской опалы. «Абсолютный без возражения, — по словам Сен-Симона, — Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением». Этот культ Короля-Солнца, при котором способные люди все более оттеснялись куртизанами и интриганами, неминуемо должен был вести к постепенному упадку всего здания монархии.
Мария- Терезия с которой Людовик сочетался браком.


Когда знакомишься с каким-то историческим объектом, естественный интерес вызывают люди, придающие ему полноценную жизнь своим присутствием. Семейная жизнь королей...наверное сложно поддается хронологическому описанию.Жены, бесчисленные фаворитки.Их было много, и разных. В юношеские годы пылкое чувство объединило Людовика с Луизой де Лавальер. Молодая женщина, получившая не придворное, а провинциальное воспитание, была предана королю. Она редко вмешивалась в большую политику, но весьма активно продвигала на доходные государственные посты своих родственников и друзей.

Все в жизни меняется. И Луизу сменила маркиза Франсуаза де Монтеспан. Эта фаворитка, бросившая мужа, фактически царствовала при дворе. Ее гнева боялись члены семьи Людовика и самые высокопоставленные лица в королевстве. Маркиза была в курсе важнейших политических решений. К ее мнению прислушивались министры, генералы и послы. Эта хищная женщина обогащалась за счёт государственной казны.( В этом тоже ничего нового ) Огромные суммы тратились на содержание ее дворца под Парижем, на покупку земель и драгоценностей.

Франсуаза-Атенаис де Рошешуар де Мортемар маркиза де Монтеспан.

Но  все  имеет  обыкновение с постоянством  повторяться...Свое падение Монтеспан подготовила собственными руками. Она познакомила короля с Франсуазой Скаррон, которая вошла в историю под именем маркизы Ментенон. Ментенон стала второй (после смерти Марии Терезии) законной женой Людовика XIV. Они сочетались церковным браком, так никогда и не обнародованным. Непризнанная королева играла тайную, но активную политическую роль. Важнейшие вопросы внутренней и внешней политики страны решались в ее присутствии и при ее участии.



Большой Трианон(место уединения или тихого времяпрепровождения)  — комплекс зданий в стиле классицизма, использовавшийся для разных увеселительных целей: от встреч с фаворитками до места отдыха во время охоты.
Малый Трианон — «женское царство» в кокетливом стиле рококо, место уединения и отдыха маркизы де Помпадур, графини Дюбарри и супруги Людовика XVI Марии-Антуанетты. Уют, камерность и тёплая атмосфера частной жизни любимых монархами женщин.

Мария Антуанетта.

Сады и парк — скульптуры, комплекс лужаек, дорожек, двориков, фонтанов и беседок вокруг дворца и трианонов.
Также на территории расположено несколько других небольших зданий: капелла, деревушка Императрицы, театр Императрицы, Бельведер, Храм любви, грот, французский павильон и ферма. 
В 1662 году Версаль начал строится по плану Ленотра. Андре Ленотр к этому времени уже прославился как строитель загородных имений с регулярными парками.
Ленотр начал со строительства города, в котором должны были разместиться придворные Людовика XIV и многочисленный штат дворцовой прислуги и военной охраны. Город был рассчитан на тридцать тысяч жителей. Несмотря на прямую аналогию с римским трилучием, версальская композиция значительно отличалась от своего итальянского прототипа. В Версале лучи стремительно сходятся ко дворцу. 

Главный дворец.Версаль.

Вышагивая по огромным залам, пытаешься  представить, как  это  было — жить в Версале при Людовике XIV. В некоторых залах сохранились от былого величия лишь мраморные карнизы и отделка стен. Большие апартаменты — шесть парадных залов Людовика — сейчас отреставрированы и поражают роскошью: каждая зала кажется чрезмерно, изобильно украшенной.

Салон Аполлона.

1.Зал Аполлона – тронный, служил для торжественных приёмов иностранных послов и престольных праздников. Ближе к вечеру здесь обычно танцевали, устраивали музыкальные и театральные представления. Самодержец, любивший покрасоваться, сам с наслаждением принимал в них участие. Зал Войны целиком посвящен триумфу Франции во время военных действий. На стенах можно увидеть монументальные полотна, восхваляющие знаменательные победы Франции.

Король-Солнце не реже трех раз в неделю устраивал многолюдные приемы, где обязаны были присутствовать придворные — он любил публику и общество. Зачем ему была так отчаянно нужна толпа в этих палатах? Вспомнилось  про Фронду, его одинокие дни в пустом и холодном Сен-Жермене, мятежи, набег парижан на его спальню, когда ему было всего 10 лет. Страх, желание скрыться от опасности — мощный стимул к созиданию.

 

Салон Геркулеса.


Салон Марса.

Холодная анфилада парадных апартаментов выходила окнами в парк, а спальню Людовик себе выбрал прямо в центре своего любимого Версаля — самое теплое, самое защищенное помещение дворца. Она гораздо уютнее залов для толпы: окна выходят во двор, который обнимают два крыла здания, и каждый день короля начинался теплыми лучами солнца, которое заглядывало к нему, вставая над горизонтом.

Cпальня Людовика XIV.

Из спальни короля можно попасть в спальню королевы: именно отсюда 5 октября 1789 г. пыталась убежать Мария-Антуанетта, спасаясь от парижской черни, наводнившей дворец. Именно в Версале, построенном Людовиком XIV, чтобы удалиться из Парижа и тем обезопасить себя, королевская династия Бурбонов утратила свою власть.

Спальня королевы.

Сейчас спальня — нарядная комната, где представлен летний вариант интерьера: когда-то шелковая обивка, мебель и кресла менялись в зависимости от времени года. Комната производит очень гармоничное и уютное впечатление - золото отделки растворяется в тепле шелка, холодный камень изгнан из помещения, нежность и легкомысленность цветов смягчают тяжелую красоту золоченой резьбы и плафонов. Невысокая балюстрада разделяет комнату на две части — когда-то за нее могли заходить только король и королева, что служило необходимой мерой — однажды Людовик XIV насчитал 65 фрейлин в комнате жены..

Жемчужиной спальни королевы является её кровать - она просто огромна, почти на всю спальню! По существующей традиции, королева Франции должна была рожать прилюдно, поэтому в это время Версаль собирал толпы народа. Все поверхности в опочивальне покрыты золотом, говоря о статусе владелицы.







Особенное место занимает галерея Зеркал - 357 зеркала и 73 метра расписных плафонов.

 

 



Очень удивили странные огромные экспонаты современного модерна выставленные для осмотра в главных залах музея. 







Совершенно сумасшедших размеров туфли.

Похоже, что это современная люстра.

Кружевные львы.



Какая-то очень объемная мануфактура.

  Восточный фасад Версаля.

 


Королевская капелла.

Достопримечательностями главного дворца являются залы Венеры со статуей Людовика XIV и Дианы, где стоял огромный стол, на котором при Людовике XIV развлекались игрой в бильярд. Стол был накрыт ярко малиновым велюровым ковром с золотой бахромой. Придворные дамы сидели по кругу, на возвышении, это позволяло им наблюдать за игрой и рукоплескать успехам самовлюблённого короля.



11 


13 




17 
 
 
21 
22 

23 





Зеркальная галерея.

С Зеркальной галереи можно попасть в апартаменты королевской семьи. 
.

Центральный павильон дворца предназначался для королевской семьи. Два боковых крыла – для кровных принцев, аттик – для придворных. В залах дворца воображение поражают богато декорированные белым и золотым цветом настенные лепки-шедевры. Великолепны барельефы на пилястрах и арках. Славу Галерее принёс его оригинальный декор : 17 зеркал, отражающих свет, который проникает через 17 расположенных напротив окон.



 Версальские сады, представляют собой образец французского парка. Это знаменитые французские клумбы или цветочные партеры. Они раскинулись на площади 100 гектаров, и к ним примыкает Малый и Большой парк. Спустившись по террасе, оказываешься у фонтана Латоны, который украшен скульптурами богини Латоны с Аполлоном и Дианой, восседающих на концентрически поставленных в виде пирамиды бассейнах.

Версальский дворец доминирует над парком, и большой канал сверху кажется совершенно зеркальным: вода плещется на уровне зеленой травы, словно налитая доверху жидкость в сосуде, чуть-чуть — и прольется. Парк занимает оргомную территорию — около 800 га.Это регулярный, французский парк, основанный на союзе  природы и искусства,как  продолжение и развитие пространства самого дворца.

 


Фонтан Латоны.

Фонтан Аполлона
От фонтана начинается аллея Тапи – Вер, ведущая к фонтану Аполлона, где запряженная четырьмя конями колесница Бога выходит из воды, а тригоны (зодиакальные знаки, группирующиеся в фигуры) трубят в раковины, возвещая о прибытии Бога. Справа от канала расположены здания Большого и Малого Трианона. Большой Трианон, утопающий в зелени парка, был построен по желанию Людовика X!V в качестве места отдыха от государственных дел. Президент де Голль выбрал это здание резиденцией президента Республики, и здесь проходят официальные приёмы глав государств. Малый Трианон любимый дворец Марии Антуанетты впоследствии был подарен Наполеоном своей сестре, Паолине Боргезе.





Малый Трианон построен  Людовиком XV для Мадам де Помпадур. Расположенный неподалеку храм любви был любимым  местом Марии- Антуанетты для проведения званых вечеров.

Интерьеры Малого Трианона.

Беседка в Малом Трианоне.

Большой Трианон – прекрасный дворец из розового мрамора был построен Людовиком XIV для его возлюбленной Мадам де Ментенон. Здесь монарх любил проводить свое свободное время. Позже дворец был домом для Наполеона и его второй жены.

В северной части парка находится "деревня Амо", построенная для Марии Антуанетты архитектором Миком. Она состоит из десяти построек, самыми живописными из которых являются башня Мальборуг, молочная ферма, рыбный садок, дом королевы, мельница, голубятня и сторожевой домик.

 

 Строительство Трёх Трианонов, этих красивейших дворцов, происходит уже при Людовике XV, правнуке Людовика XIV.

Приобщать  к истории  своей страны и всему прекрасному  надо  с младых  лет.

О,сколько же здесь исторических личностей оставило свои следы. Вдруг представился этот бурлящий, красочный, шумный Дворец, наполненный людьми в невероятно ярких и помпезных одеждах.Посмотрев вокруг себя увидела прохаживающихся довольно скромно ( по сравнению с теми временами ) одетых современников и подумалось,что то время кануло навсегда.В вечность.Хорошо это или плохо ? Сложно сказать.  Но оно было и оставило свой яркий след.В данном  случае  в виде прекрасного  дворца с  убранством, картинами,  костюмами  и  духом того  времени, когда он был востребован  своими  хозяевами.