Засуха

На модерации Отложенный Сильная жара в центральных районах России может оставить страну без хлеба и воды. В ряде регионов из-за изнуряющей жары введен режим чрезвычайной ситуации. Пострадало уже более 200 районов.

Главной опасностью, связанной с установившейся в Центральной России засухой, является гибель сельскохозяйственных посевов, угрожающая резким сокращением объемов урожая 2010 года. На начало июля в России от засухи пострадали уже более 200 районов и более 6,3 тыс. хозяйств. Сельскохозяйственные культуры погибли на площади более 5,3 млн гектаров. В наибольшей степени от засухи страдают Приволжский, Уральский, Центральный федеральные округа.
Например, в Республике Татарстан производится 9% молока и 6% зерна (5,5 – 6 млн тонн). В этом году объявлено, что Татарстан не сможет собрать даже 1 млн тонн. И с каждым днем прогнозы ухудшаются.

Корреспондент «Новой» побывала в Краснокутском районе Саратовской области и попыталась понять, как сумасшедшая жара отразится на кошельках сельчан, потерявших урожай, и горожан, которым предстоит оценить последствия стихийного бедствия в булочной.

..Засуха продолжается второй год подряд. В прошлом сезоне фермер из села Ахмат, не хуже какого-нибудь биржевого воротилы, потерял 20 миллионов рублей — половину озимых и почти все яровые. «А знаете, в чем заключалась помощь государства? Дали 208 тысяч рублей ». Владимир Робертович купил на них 25,6 тонны ячменя, который сейчас горит на корню. Впервые в истории хозяйства пришлось брать кредит на пополнение оборотных средств — 8,3 миллиона рублей. Отдавать пока нечем. А еще зарплата, налоги, электроэнергия…

Засуха подогрела протестные настроения в степной глубинке: и партию власти, и федеральных начальников вплоть до самых неприкасаемых земледельцы характеризуют, не стесняясь в выражениях. Ругают не за плохую погоду: сельчане воспринимают как личное оскорбление высказывания чиновников о перепроизводстве зерна и винят государство в многолетнем падении закупочных цен. Как подсчитал Шрайбер, три года назад продовольственная пшеница стоила 5,3 рубля за килограмм, прошлой зимой скатилась до трех рублей — практически на уровень начала 2000-х. Никакие другие товары — солярка, запчасти, удобрения — такого путешествия во времени не проделали.

Как полагает фермер, в ближайшее время хлеб в магазинах не подорожает: «Это продукт политический. Цены будут держать, как и раньше было, за счет крестьян».

«Я считал, что полезен стране, людям и себя нашел. А теперь я в этом же и виноват. Мне говорят: ваша пшеница не нужна, жрите сами, как хотите, — Владимир Робертович — очень сдержанный человек. Он не кричит, но заметно, что с трудом сдерживается.— Когда я встаю утром, у меня нет желания идти на работу. Понимаете? Это самое страшное: я потерял интерес».

До прошлого года в районе собирали богатые урожаи — и это тоже была беда: чем больше зерна, тем ниже цена. Столичные сельхозреформаторы часто говорят о развитии животноводства как о способе расширить сбыт зерна и стимулировать цены. Владимир Петрович, как поэму, зачитывает статистику середины 1980-х: сколько в районе было коров, свиней, овец, лошадей и сколько фуража они ели, «65 тысяч тонн внутреннего потребления!». В рамках нацпроекта эту красоту попытались возродить: сельчанам пообещали кредиты на покупку скота. Владимир Петрович удивился: «Я думал, начнут с переработки». Но о том, что молкомбинат и забойный цех в районе давно разобрали на кирпичи, организаторы нацпроекта не подумали.

Сельские жители накупили поросят, телят, цыплят. «Подошел октябрь. С утра у меня здесь по десять — пятнадцать человек сидели с одним вопросом: куда сдать мясо?» Оказалось, саратовские мясокомбинаты работают на импортных брикетах, и местное сырье — дорогое, заготовленное в кустарных условиях, не сформированное в оптовые партии, — им в страшном сне не привидится.

Некоторые кредитные животноводы до сих пор выплачивают процентную ставку.

Поскольку развить внутренний рынок зерна не получилось, сейчас предлагается поддержать торговлю на внешнем: на федеральном уровне обсуждается выделение дотаций на экспорт пшеницы.
Деньги предполагается давать компаниям-экспортерам, то есть, как заключают в Красном Куте, до сельской глубинки золотой дождь опять не долетит. Сейчас в Новороссийском порту трейдеры закупают зерно по 4,5 рубля. Значит, в Красном Куте производители должны продавать продукцию максимум по 3,4 рубля.

..фермер Сергей Нестеренко обстоятельно демонстрирует каждое свое поле. Вот здесь, как он выражается, «изощрялся»: предчувствуя засуху, посадил «озимый» подсолнечник — глубокой осенью кидал семена в остывшую землю. Перехитрить природу не удалось: растения успели расцвести, но без дождя цветы и листья «варятся» заживо. А вот здесь четыре года назад собирали 44 центнера с гектара, озимая пшеница стояла по грудь. Касаюсь земли — в трещину свободно помещается палец. «Это еще маленькая, есть такие дыры, куда мой ботинок сорок пятого размера проваливается, — невесело смеется Сергей. — Урожайность будет центнеров пять. Семян ушло два центнера. Русский бизнес!»

«Если хотя бы 500 гектаров подсолнечника получим, можем выкрутиться», — прикуривая очередную сигарету, Сергей пытается свести дебет с кредитом. Лизинговый платеж — 2,5 миллиона рублей — в этом году не осилить. Без его учета, чтобы прожить до следующего урожая, хозяйству надо 7 миллионов рублей. Топлива осталось 50 тонн — хватит, чтобы убрать, но недостаточно, чтобы посеять. Семена подорожают минимум на треть, но, может быть, удастся обойтись без покупных — если пустить на семена весь нынешний урожай и остатки прошлого, лежащие на складе. То есть если даже закупочные цены сейчас поднимутся до небес, производителю это не поможет: он просто не сможет ничего предложить на продажу.

Как считает фермер, в этом году цена на буханку в булочной не изменится: по его мнению, с учетом прошлогодней мизерной стоимости зерна она и так «завышена в несколько раз».

Справка

— В Удмуртии погибли посевы на 15% обрабатываемых площадей;

— около 10% яровых культур погибло в этом году в Воронежской области из-за засухи, около 45% озимых культур были уничтожены из-за неблагоприятной погоды осенью и зимой, при этом были застрахованы всего 10% посевов озимых. По прогнозу регионального департамента аграрной политики, недобор зерна в этом году составит более 1,5 миллиона тонн;

— чрезвычайная ситуация объявлена в семи районах Челябинской области, погибли 518 тысяч гектаров посевов;

— губернатор Оренбургской области Юрий Берг обратился к населению в связи с введением режима ЧС из-за аномальной жары. Засуха уже повлекла гибель сельскохозяйственных культур на площади 1,3 миллиона гектаров. На протяжении почти двух месяцев в большинстве районов не выпало ни капли дождя, температура воздуха достигала 40 градусов, на поверхности почвы — свыше 60 градусов;

— режим чрезвычайной ситуации введен в Татарстане. Министерство сельского хозяйства прогнозирует снижение урожая зерновых в пять раз и потери в сельском хозяйстве 16 миллиардов рублей. Президент республики Рустам Минниханов заявил, что руководители хлебоприемных предприятий будут нести уголовную ответственность за каждый килограмм резервного зерна;

— материальный ущерб от гибели посевов сельскохозяйственных культур в Башкирии составил более 6,5 миллиарда рублей. В 36 районах и двух городах республики введен режим чрезвычайной ситуации, более 950 тысяч гектаров сельскохозяйственных культур погибли;

— Министерство сельского хозяйства РФ скорректирует прогноз урожая зерновых в 2010 году после оценки ущерба, нанесенного засухой, сообщил журналистам заместитель министра Александр Петриков. Ранее Минсельхоз РФ предварительно прогнозировал урожай зерновых в 2010 году на уровне 97 миллионов тонн. Однако уже в мае Минсельхоз снизил свой прогноз до 90 миллионов тонн.

http://9e-maya.ru/forum/index.php/topic,803.msg23256.html#msg23256