Уроки мира в израильских школах.

На модерации Отложенный
Израильские учебники учат детей толерантности и мирному сосуществованию с палестинцами.

Краеугольным камнем израильской системы образования является воспитание в духе мирного сосуществования.
Толерантность и способность урегулировать конфликты рассматриваются как основа лучшего будущего и для израильтян, и для палестинцев.
Обучение миру не прекращалось и в то время, когда террористы ХАМАСа обстреливали израильскую территорию ракетами и минометными снарядами.
Оно продолжается, несмотря на то, что палестинских детей учат ненавидеть евреев и израильтян в нарушение договоренностей, достигнутых между двумя сторонами.
В 1995 году при подписании соглашения о промежуточном урегулировании ("Осло-2") Израиль и Палестинская администрация договорились обучать своих детей мирному сосуществованию.
В соглашении говорится: "Израиль и Национальный палестинский совет обязуются обеспечить вклад своей системы образования в дело мира между израильским и палестинским народами и всего региона, а также воздержаться от любых действий, которые могли бы повредить мирному процессу".
В 2007 году при переиздании учебников в Палестинской автономии из них были изъяты некоторые негативные высказывания о евреях и израильтянах. Однако во многих книгах зачастую игнорируются факты исторического и религиозного присутствия евреев на территории современного израильского государства. Кроме того, все палестинские учебники продолжают героизацию террористов-самоубийц.

Израильская система образования последовательно проводит политику, ориентированную на обучение миру. Это необходимо для урегулирования конфликта между Израилем и палестинцами. В израильских учебниках мир всегда описывается, как реально достижимая цель. При упоминаниях об исламе и арабском мире отсутствуют негативные стереотипы. Спорные вопросы в израильских учебниках обязательно представлены с различных точек зрения, на основании которых можно сделать объективные выводы.

Израильская система образования

В Израиле существуют четыре образовательных сектора, которые отвечают различным запросам населения страны: государственный, религиозный, частный и арабский/друзский. Государство и местные советы финансируют 80% всей системы образования Израиля.· В государственных школах преподают основные предметы, а также иудаизм, Библию, культурные традиции, историю, обществоведение и иностранные языки.· Религиозные школы делают упор на еврейских религиозных законах и изучении ТАНАХа.· Частные школы работают под покровительством различных религиозных и международных организаций.· В арабских и друзских школах преподавание ведется на арабском языке. Программа в этих школах самая обычная с добавлением уроков по исламу и религии друзов, а также по истории и культуре обоих народов.Каждый год Министерство образования Израиля включает в обязательные программы всех образовательных секторов темы, имеющие общегосударственное значение. Примеры таких тем: "демократические ценности", "репатриация", "мирное сосуществование", "экономическое развитие".

Государственные и иные программы по воспитанию в духе мирного сосуществования.

Израильское общество многонационально.
По данным на 31 декабря 2008 года 75,5% населения страны составляли евреи, 16,8% - мусульмане, 1,7% - арабы-христиане и 1,7% - друзы. В Министерстве образования Израиля создан Отдел демократического воспитания и мирного сосуществования. На специальных курсах педагоги учатся разрабатывать программы по национальной толерантности.
Программа включает в себя следующие темы:· сосуществование различных культурных традиций;
· жизнь в мультикультурном обществе;· мирное сосуществование;· укрепление связей между всеми гражданами Израиля.Д-р Шломо Алон, методист арабского отдела, сам прекрасно говорящий по-арабски, ратует за изучение арабского языка в еврейских школах. "Знание языка другого человека, способствует взаимопониманию", – говорит Алон. Он участвовал в разработке базовых курсов для еврейских школ.
Один из них, для средней школы, называется "Стремись узнать другого". На уроках школьники читают в оригинале классические арабские и еврейские тексты.
В 1997 году два учителя, араб-израильтянин Амин Халаф и американец-израильтянин Ли Гордон основали Центр арабо-еврейского образования «Рука в руке».
Это сеть официально зарегистрированных государственных двуязычных школ. В настоящее время существуют четыре школы: в Иерусалиме, Галилее, Вади Ара и Бэер-Шеве. В каждой школе по два директора, в каждом классе по два классных руководителя – еврей и араб. Классы состоят поровну из еврейских и арабских учеников. Дети изучают язык, культуру и религию друг друга. Задача школ – воспитывать детей в духе взаимопонимания, дружбы и мира.
Школы работают в тесном контакте с Министерством образования.


Израильские учебники, которые учат мирному сосуществованию:


· Учебники представляют широкий взгляд на общество палестинских арабов, а не рисуют их однородной группой.Учебник истории, изданный в 2001 году, содержит описания различных групп палестинцев в 1930 году. Так, семья Нашашиби, умеренных взглядов, выступала за компромисс с еврейским населением. Семья Хусейни отрицала любые компромиссы.

· Моделирующие игры, включенные в учебники, помогают школьникам понять различные точки зрения на одну и ту же проблеме. Например, класс делится на две группы, играя роли еврейских и палестинских журналистов, которые должны подготовить репортаж, исследующий намерения ООН, закончившиеся планом разделения Палестины. Затем происходит обсуждение репортажей.

· В израильских учебниках признаются достижения арабов и мусульман. В одном тексте описаны их научные открытия. "…Они первыми открыли инфекционные заболевания, первыми начали строить государственные больницы. Внесли значительный вклад в развитие целого ряда наук. Некоторые дисциплины имеют арабские названия, например, алгебра". В другом учебнике, в разделе о развитии городов сказано о "важном вкладе Халифов в развитие существовавших городов и строительстве новых. Причем, строительство осуществлялось по планам".

· Объясняются причины палестинского национализма. В учебнике для девятого класса написано: " В 30-е годы ХХ века повсеместно на Ближнем Востоке пробудился арабский национализм. У арабов, проживавших на территории нынешнего Израиля, стало формироваться национальное самосознание, другими словами, понимание того, что они являются не просто частью арабского мира, а палестинцами".

· Представлена арабская точка зрения на события. В учебнике истории описывается, как в 1971 году правительство Израиля отнеслось к мирному предложению президента Египта Анвара Садата: "С презрением, исходящим из ощущения силы и превосходства, которое овладело израильским обществом после Шестидневной войны. Начался период политического застоя. После того, как предложение Садата было отвергнуто, он решил начать войну".

· В учебнике можно найти различные мнения, в том числе на природу конфликта, и критику израильской политики. Противоречивые темы, такие, как спорные территории, вопрос о беженцах и статусе арабов-граждан Израиля, освещаются с различных точек зрения. Например, в одном учебнике приводится мнение историка-ревизиониста, объясняющего бегство палестинцев в 1947-48 годах действиями еврейских сил, а не распоряжениями глав арабских государств.

· Признается важность земли Израиля для мусульман. Пример этому можно найти в разделе, который рассказывает о двух мечетях, построенных в Иерусалиме на Храмовой горе, которую арабы называют "Харам аль-шариф" ("Святая обитель").

· Приводятся рассказы палестинцев. В учебнике по гражданскому праву, изданному в 2001 году, есть такая цитата: "Я не требую, чтобы Израиль прекратил быть "сионистским" или "еврейским". Но мое право, как гражданина, - быть уверенным в том, что мои дети, родившиеся на земле своих предков, будут равноправными членами государства"