Националист против экстремизма
На модерации
Отложенный
Осужденный националист Александр Поткин оспорил в Конституционном суде самую знаменитую экстремистскую статью
Бывший лидер запрещенного Движения против нелегальной иммиграции Александр Поткин (Белов) оспорил в Конституционном суде ст. 282 Уголовного кодекса (УК) – «в той мере, в какой данная норма послужила основанием для привлечения его к уголовной ответственности за его политическую деятельность».
В августе 2016 г. Мещанский суд Москвы приговорил Поткина к 7,5 года лишения свободы: ему инкриминировали легализацию денежных средств в рамках дела о хищениях в казахстанском «БТА банке», экстремизм (ст. 282 УК) – за подготовку проекта «Злой казах» – и призывы к экстремистской деятельности (ст. 280.1 УК), обнаруженные в видеосюжете из документального проекта «Срок». Позже Мосгорсуд отменил приговор за легализацию, объединил эпизоды по экстремистским статьям и снизил срок лишения свободы до 3,5 года.
Дело уникальное, говорит представляющий Поткина адвокат «Открытой России» Сергей Бадамшин, обычно экономические дела шьют по политическим мотивам, а тут все было наоборот: для поддержки обвинения по экономстатье пришлось привлекать политику. В итоге экономическая часть развалилась, а экстремизм остался. Это произошло из-за нечетких формулировок, позволяющих привлекать к уголовной ответственности практически за любые высказывания, даже если они не нанесли никому вреда, подчеркивается в жалобе. Даже разницу между ст. 280.1 и 282 не всегда удается найти, отмечает Бадамшин. В нынешнем виде ст. 282 используется либо для преследования политических оппонентов власти, либо в борьбе за статистику, считает адвокат. По его словам, до сих пор Конституционный суд избегал проверки ст. 282 со ссылкой на то, что она защищает права граждан.
Но сейчас вопрос ставится под новым углом, причем в Конституционный суд уже поступила жалоба блогера Антона Носика на приговор по делу о разжигании ненависти в отношении «социальной группы сирийцы», так что рано или поздно суду придется обратить внимание на происходящее, уверен Бадамшин.
В базе решений Конституционного суда нашлось девять определений об отказе в рассмотрении жалоб на ст. 282 УК. Между тем количество приговоров по ней растет: если в 2011 г., по данным судебной статистики, было осуждено 137 человек, то в 2015 г. – уже в 3 раза больше (414 человек).
Плавный рост числа дел об экстремизме наблюдался на протяжении последних 10 лет, а в 2014–2015 гг. он был взрывным, говорит директор центра «Сова» Александр Верховский. Во многом это произошло за счет радикальных высказываний в интернете – по данным «Совы», такие дела составляют до 85%, хотя первоначально дела об экстремизме были все-таки связаны с насильственными преступлениями. Но вопрос тут, похоже, не в формулировках закона, а в том, как устроено правоприменение, т. е. он не столько к Конституционному суду, сколько к Верховному, считает Верховский. Тот недавно даже давал разъяснения по этому поводу, но они, кажется, не очень помогают, признает эксперт.
P.S. Что до меня, то я был бы доволен, если бы Поткина выбрали депутатом Госдумы: убежденный националист всяко лучше беспринципных проституток. И про 282-ю: спросите среднестатистического гражданина Росси на улице: что такое экстремизм? Получите внятный ответ? Ечть простое правило юридической техники - предписания составляются на государственном языке. Они должны быть понятны тем, кому адресованы. Латынь государственным языком России не является. А "экстремизм" - действительно удобный сос тав для избирательного правоприменения.
Комментарии