Деньги - религия РПЦ

На модерации Отложенный

Деньги – тяжкий крест

Вопрос, "сколько воруют попы", в московской журналистской тусовке сейчас интересует многих

На вопрос же, "сколько воруют", в данной статье могу ответить так же, как отвечаю и устно: меня интересуют не то как и сколько воруют, а как и сколько зарабатывают в религиозной организации, известной под названием Русская Православная Церковь.

Как это устроено Что представляет собой Русская православная церковь в экономическом плане? По нашему мнению — гигантскую корпорацию, объединяющую под единым названием десятки тысяч самостоятельных или полусамостоятельных экономических агентов. Точное число этих агентов определить невозможно, но только по официальным данным РПЦ имеет не менее 19 тысяч приходов (общин) и примерно такое же число священников. Кроме того, есть еще приблизительно 500 монастырей, около 130 епархиальных управлений, а также неизвестное число коммерческих структур, действующих при храмах или контролируемых отдельными священниками.

Несмотря на такой размах экономической деятельности РПЦ, как и другие общественные организации, — и в отличие от большинства корпораций — по уставу не ставит своей целью извлечение прибыли, а декларирует первоочередность идеологических задач. Примат идейного над материальным оставляет решение экономических вопросов как бы на втором плане. Поэтому пакет "базовых услуг" (служба в храме, исповедь, причастие, а также иногда обряды крещения и отпевания) предлагается потенциальному потребителю вроде бы бесплатно, хотя реально он оплачивает их, покупая требующиеся для ритуалов свечи. Дополнительные услуги — специальные "службы" (поминовение, чтение акафистов святым и т.п.) и "требы"1 (крещение, отпевание, освящение жилья и предметов и т.п.), — а также ритуальные предметы и литература оплачиваются отдельно. Сочетание мнимо-бесплатного и платного набора услуг не является уникальной особенностью церковной экономики, но является ее отличительной чертой.

Казалось бы, экономика РПЦ находится в прямой зависимости от количества приходящих в храмы людей. Однако в реальности примат идеологии позволяет решать экономические задачи во многих случаях без оглядки на реальное число прихожан: в благоприятных для церкви условиях — через контакты с властями и бизнесом, в неблагоприятных (например, в нищей провинции) — за счет мужества и стойкости духовенства, выражающихся, в том числе, и в готовности служить бесплатно.

Современное экономическое устройство РПЦ основано на принципах архаичного "вотчинного" уклада2, когда жесткое административное подчинение во вертикали Патриархия-епархия-приход (монастырь) обеспечивается за счет предоставления нижестоящим этажам широких экономических прав или, используя ту же средневековую терминологию, "кормлений". В результате в экономическом плане церковь как организация образует "трехслойный пирог", на каждом уровне которого имеются свои источники доходов и способы ухода от налогов. Конечно, существуют формальные механизмы перечисления средств по вертикали вверх (в значительной мере как реликт отношений, навязанных советским государством), однако они практически не пользуются. На последнем Архиерейском соборе 2000 г. Патриарх пожаловался, что перечисления епархий составляют всего 5% бюджета Патриархии и этих денег хватает только на два месяца нищенского финансирования Московской и Санкт-Петербургской семинарий.

Поэтому вопрос, "кто и сколько в церкви крадет", в общем-то, бессмысленный (за исключением, естественно, взлома сейфов). На своем месте каждый священник или церковно-административный работник имеет столько, сколько может иметь, не вызывая слишком часто конфликтных ситуаций. Также бессмысленно говорить о едином бюджете РПЦ и обороте всей церкви. Мы можем описать лишь отдельные аспекты ее деятельности.

Доходы наличные и безналичные Доходы РПЦ как организации мы делим на наличный денежный оборот и безналичную помощь. Как известно, сейчас РПЦ одновременно восстанавливает что-то около десяти тысяч храмов, и общество (государственные и коммерческие организации, частные лица) оказывает ей в этом содействие. При этом, столкнувшись в начале 1990-х годов с тотальным расхищением пожертвованных средств (самая скандальная история — полностью разворованный фонд строительства храма на месте расстрела семьи Николая II в Екатеринбурге), спонсоры теперь помогают церкви строительными материалами, оплатой коммунальных расходов и услуг. Распространена и трудовая помощь со стороны верующих людей: роспись храма "во имя Христа" или постройка иконостаса по "православным расценкам" могут обойтись на порядок ниже средних цен, хотя при этом труднее гарантировать их качество. Подобная помощь, при которой священники не получают на руки денег, меж тем как православная инфраструктура восстанавливается, зачастую бывает очень значительной и намного превышает прямые доходы церкви. В качестве типичного примера можно привести одну из подмосковных церквей, имеющую маленький приход и годовой оборот всего в 1,5 тысячи долларов. Однако на другом берегу реки располагается небольшой городок, богатым жителям которого, по словам старосты церкви, "нравится показывать своим гостям рукой на храм и говорить: "Вот видите кованную решетку? Я поставил!" Благодаря стараниям такого рода спонсоров храм за несколько лет сумел провести капитальный ремонт и возвести несколько хозяйственных построек.

Поскольку вычислить объемы подобной помощи не представляется возможным, мы не будем подробно говорить о них в нашем исследовании. Да и сама церковь считает помощь жертвователей делом ненадежным и временным. Гораздо большее значение для нее имеют постоянные источники дохода, от которых духовенство и приходы получают наличные средства.

На низовом, приходском уровне постоянный доход складывается из трех составляющих: прибыль (до 6000% — шести тысяч процентов) от продажи свечей (60-70% всего оборота храма), продажи "товара" (литература, иконы, крестики и прочее) и треб (крещение, отпевание, чтение акафистов и поминальных записок). Две последних составляющих совокупно дают примерно 30-40% дохода. Непостоянными и, как правило, никак не учитываемыми доходами храма являются "кружечный сбор" (деньги, собираемые во время службы, которые тут же делятся между священником и работниками храма) и упоминавшиеся выше пожертвования частных и корпоративных благотворителей. В непостоянные доходы мы можем отнести и побочную коммерческую деятельность священников — от мастерских по производству надгробных камней и челночной деятельности до алкогольных мини заводов и операций с ценными бумагами.

Те суммы, которые попадают в бухгалтерские книги прихода, по общему мнению церковных работников, не имеют никакого отношения к действительности. Хотя доходы храмов очень сильно разнятся в зависимости от их местоположения, компетентности клира, степени "раскрученности" и экономической ситуации в регионе, можно с уверенностью говорить о том, что годовой оборот мелкого сельского храма не менее тысячи долларов, городского — от трех тысяч, крупные храмы в райцентрах — от 8 тысяч, кафедральные собор или другие большие храмы в областных центрах — от 80 тысяч. Суммарный годовой оборот наличности семи с половиной тысяч приходов РПЦ на территории России даже после кризиса достигает, как минимум, ста миллионов долларов.

На что же тратятся эти немаленькие, в общем-то, деньги? Боюсь, что ответить на этот вопрос будет сложнее, чем на вопрос, как они зарабатываются. Основная статья расходов храма — это, безусловно, выплата жалования его служащим. Вокруг среднего (райцентровского) храма их может кормится до 25 человек (половина — оплачиваемый хор). Если сторожа и уборщицы получают копейки, то священники, бухгалтер и хор, как правило, зарабатывают достаточно приличные деньги. Конечно, по официальной ведомости их зарплаты способны выбить слезу из глаз проверяющего, но в реальной жизни все не так плохо.

Все остальные траты — непостоянны. Облачения и утварь покупаются один раз и используются годами. Строительство и ремонт во многих случаях ведется за счет меценатов (хотя и без расходов прихода дело не обходится), коммунальные услуги, как правило, не оплачиваются, налог в епархию перечисляется "по возможности" (что зависит в немалой степени от позиции архиерея и его секретаря). Некоторые крупные храмы содержат какой-нибудь объект православной инфраструктуры (воскресную школу, благотворительную столовую) или помогают развиваться мелкому приходу, но это обычно не слишком обременительно. Самое главное, что расходование всех этих средств находится в полной зависимости от личной воли настоятеля храма (реже старосты). Поэтому стоит ли сильно удивляться наличию у священников больших и красивых недавно отстроенных домов, иномарок, сотовых телефонов или частым паломничества в дальнее зарубежье, что в последнее время стало очень популярным.

По прежнему большие суммы наличности копятся "на всякий случай". Оставшаяся от советских времен привычка иметь подобную "заначку" (причем, зачастую, в рублях) приводит к тому, что немалая часть накопленных средств сгорает в инфляции или похищается людьми из "ближнего круга".

Для пополнения церковных лавок к настоящему времени в России, да и в других государствах СНГ, сложилась достаточно серьезная и разветвленная инфраструктура. Мало кто знает, что только в России есть, как минимум, две около церковные структуры, составляющие серьезную конкуренцию знаменитому "Софрино", и несколько десятков более мелких "свечных заводиков". Только православное книгоиздательство имело в 1999 г. оборот не менее чем в 9 млн. долларов, выпустив не менее 11 млн. экземпляров литературы. Не счесть и паломнических агентств, столярных, швейных и иконописных мастерских, торговых и посреднических фирм, специализирующихся на изготовлении и реализации "православной продукции".

Епархиальное управление имеет свои источники дохода, лишь отчасти связанные с деятельностью приходов. Налог на приходы (если он собирается) и прибыль от работы епархиального склада дают, по нашим расчетам, чистую прибыль примерно 100 тысяч долларов в год. Доходы от прочих источников деятельности — от организации демонстрации "гастролирующих святынь" до собственных заводов (самый известный — "Святой источник") — учету не поддаются. Оплата текущих расходов епархиального управления и выплата зарплаты его сотрудникам, как обычно, перекладывается на кафедральный собор, прибыль распределяется "по потребностям". Если учитывать, что сейчас на территории России примерно 70 епархий, то получается, что годовой доход епархиальных управлений равен, примерно, 7-8 миллионам долларов.

Бюджет Московской патриархии формируется из доходов Художественно-промышленного предприятия РПЦ "Софрино" (около 20%), гостиничного комплекса "Даниловский" (около 20%), отчислений храмов г.Москвы (менее 10%), епархий (2,5-5%) и загадочных "пожертвований" (на 1994 г.) или "управления временно-свободными средствами" (на 1997 г.), наполнявших не менее половины церковной казны. Загадочные доходы были получены в виде дивидендов от деятельности нефтеэкспортера — компании МЭС (на 1994 г. — 8,5% общероссийского нефтяного экспорта), где церкви в разные годы принадлежало от 40 до 20% акций, а также от иного участия в деятельности "большой" экономики, подробности которого тщательно скрываются.

Отделы (министерства) Московской патриархии формированием своего бюджета де-факто занимаются самостоятельно. Наиболее известна скандальная деятельность Отдела внешних церковных сношений, ввозившего в 1996-1997 г.г. под видом гуманитарной помощи сигареты на суммы в миллионы ЭКЮ.

Что же государство? Российское государство рассматривает РПЦ как своего основного партнера в произвольно понимаемой "сфере духовности". Признавая церковь в качестве одного из важнейших элементов конструируемой национальной идеологии, власть "отпускает ей грехи" в экономической сфере. Льготы церкви начинаются с того, что в храмах законодательно разрешено не ставить кассовые аппараты и налоговые чиновники избегают заглядывать в приходскую отчетность. Однако наиболее серьезным послаблением церкви стало то, что государственные органы вообще де-факто выводят финансовые операции РПЦ за рамки действующего законодательства. Неуплата налогов, в том числе с продажи не церковной продукции, торговля не лицензированным золотом, отказ отдавать банковские кредиты, участие в нелегальном импорте подакцизных товаров, крайне сомнительная роль в распределении имущества Западной группы войск — все эти многократно описанные в прессе махинации не привели ни к одному судебному решению.

arysev обсуждает запись в ленте

К церковным доходам всегда было несколько предвзятое отношение. Почему-то именно коттеджи и Мерседесы священников вызывают самое ярое неприятие. А чем они отличаются от нас? Тем, что вместо института семинария, а вместо джинсов - ряса?

Давайте уж будем последовательны. Разве богатство власть предержащих - меньший вызов обществу? И разве сравнимо оно с доходами бизнесменов в рясах? Да, хотелось бы видеть посредников бога на земле несколько другими. Чтобы истовость, и глаза горящие на исхудавшем лице, как у Тарковского в "Рублёве". Чтобы кормил хлебом верующих, а не икрой семью. Но сами готовы к бескорыстному служению? Да, мы и не брались. Но по-человечески ведь понять можно. Ну, зарабатывают. Если храм ухожен, и на входе плату не берут - пусть его. Верь, молись, никто тебе не мешает вести разговор с богом напрямую. Не веришь? Тем более, какое твоё дело, чем озабочен батюшка - верой, или бизнесом. Да, фарисейство некрасиво, мягко говоря. Но откуда мы знаем, что там у кого в душе и в сердце?

Юрий Кириллов отвечает на комментарий arysev

Вы, вероятно, имели ввиду этого харизматичного православного священника ? (видео): http://video.mail.ru/mail/z.v.polejaeva/115/118.html http://www.youtube.com/watch?v=_YrsK9bnCZs

Владимир Спирин отвечает на комментарий Юрий Кириллов

Роль волхвов сегодня пытается играть РПЦ (Полный текст дан в http://my.mail.ru/community/slavfilosofia/ и в инет-сообществе «Славянская парадигма») ». <cut text="Читать далее..."> Роль волхвов сегодня пытается играть РПЦ (русская православная церковь). Нет слов в РПЦ много честных порядочных славян, подсознательно чувствующих свою кровную связь с древней Русью. Когда русский поп роняет горящее кадило на босу ногу, он прежде всего вспоминает короткую славянскую молитву «ё. т. м.», иногда вариант «бога мать». Ему сразу легчает (кстати, русский мат – единственный срез славянской традиции, который иудеям так и не удалось испахабить, так как родную веру и русский язык). И тут он вспоминает про службу: «Прости, господи!» Но в целом РПЦ – дочернее предприятие иудаизма и «Черного кобеля - не отмоешь добела!» Посмотрите на эти толстые зады, еле влезающие в мерседесы, на золоченые рясы, чтобы казаться беременными христианской истиной. Нет, волхвами назвать их язык не повернется! Волхв – это не штатная должность (как поп), а состояние души славянина. Так что ищи волхва в зеркале, славянин!

Марина Китаева отвечает на комментарий arysev

" Почему-то?" А разве не ясно, почему? Потому что никто иной как священники призваны говорить о духовности, о том, что богатому труднее попасть в Царствие Небесное, чем верблюду пройти в игольное ушко! Те, с кем вы их пытаетесь сравнить и не заикаются о духе,они не скрывают своих истинных ценностей и в этом смысле более честны, чем "отцы наши", которые говорят мне слова духовности, а потом идут считать ту десятину, которую народ оставляет в церкви. Только не Господу идет та десятина, а попам в карманы. А впрочем, как и везде, глупо обобщать. Но в данном случае мы говорим о тенденции. Кстати и в советское время, когда церковь была отделена от государства именно дома священников выделялись своей роскошью и богатством.

Олег Ник. отвечает на комментарий Марина Китаева

 

"Кстати и в советское время, когда церковь была отделена от государства именно дома священников выделялись своей роскошью и богатством." Я осмелюсь добавить, что еще выделялись богатством дома ЦЫГАН. Не находите, что у них много общего - БИЗНЕС НА ОБМАНЕ, помноженный на бесконтрольность со стороны государства.

Сергей Лапин отвечает на комментарий Олег Ник.

"БИЗНЕС НА ОБМАНЕ, помноженный на бесконтрольность со стороны государства." Кто ещё кого контролирует?

Олег Ник. отвечает на комментарий arysev

" Почему-то именно коттеджи и Мерседесы священников вызывают самое ярое неприятие. А чем они отличаются от нас? " Всё очень просто, arysev, они практически не платят налогов и от того они (по согласию государственных мужей) нарушают основной закон. Преступники они, это даже ежу понятно. Я уже не говорю о их преступлениях перед богом. Пусть он их судит там, а мы должны наказывать их здесь, по светским законам. Или им никакие законы не писаны?

Михаил Корсуновский отвечает на комментарий Олег Ник.

Скоро уворуют еще больше.Председатель Правительства очень заботится о благосостоянии попов,поскольку они должны повести электорат к победе ЕдРо на выборах и поэтому-.."Председатель правительства РФ Владимир Путин поручил создать комиссию по вопросам передачи церковного имущества религиозным организациям. Её создадут в течение трёх месяцев. Комментирует сообщение глава Ассоциации православных экспертов Кирилл ФРОЛОВ:..." "...Государство и общество не смогут без Церкви (конкретно – без Патриарха Кирилла, его стратегического мышления, его духовной и интеллектуальной силы) решить ряд ключевых духовно-нравственных и геополитических проблем." -http://gidepark.ru/user/3965372039/article/410285

Као Лин обсуждает запись в ленте

Получение левых доходов, включая плату за церковные таинства: крещение, венчание, отпевание настоящими Православными осуждается и не допускается. Есть специальный термин для такого мздоимства: СИМОНИЯ, по имени новозаветного персонажа - Симона. Когда нас венчали (в американской Православной церкви), мы оставили 100 долларов на подносе. А в конце года выяснилось, что эти деньги священник отдал в доход церкви, себе не взял.

Юрий Кириллов обсуждает запись в ленте

 

Если народ, который совершенно не разбирается в канонах Евангелия, хочет покупать ненужные свечки, отпевать негодяев (что совершенно противоречит всем канонам христианства), называть священнослужителя (попа) "батюшкой" ( отцом ) , поклоняться трупам - мощам, что канон Евангелия ТОЖЕ запрещает, то можно констатировать - слепой поп слепого прихожанина ведет и оба попадут в яму : (Евангелие от Матфея 23 я глава ): "... и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец Бог "

Михаил Скворцов обсуждает запись в ленте

Чем попы отличаются от чиновников МВД,МО,МЧС и пр.?Так они все говорят одно,а делают другое.Эта одна из структур оставшихся от СССР. поэтому и прекрасно вписалась РПЦ в нынешнюю систему .Восстанавливают храмы на деньги спонсоров - это рабочие места,всё таки какой -то толк в отличии от МО и пр. У меня они ничего не воруют,но может какая польза от них будет когда-нить.

ateist ateistov обсуждает запись в ленте

 

Пришёл молодой, выпивший парень в церковь, ведёт себя немного шумно, поп пытается урезонить его и грозит в случае продолжения шумного разговора выгнать из храма, на что получает следующий ответ - " Да пошёл ты на... я не к тебе пришёл, а к богу".

Михаил Корсуновский отвечает на комментарий ateist ateistov

И парень прав...

ateist ateistov отвечает на комментарий Михаил Корсуновский

На ограде той же церкви висело объявление, которое гласило: Отпуск грехов группам и индивидуально, возможно под зарплату. Это было то время, когда по всей стране задерживали оплату за труд.

Алишер Максютов обсуждает запись в ленте

Видели бы вы какие яхты принадлежащие РПЦ стоят у Валаама!!! Много- много миллионов долларов стоимостью!! Скромнее надо быть "Батюшки"!!!

AH19 PUP обсуждает запись в ленте

Спасибо,хорошая статья

Сергей Лапин обсуждает запись в ленте

О каких церковных налогах размечтались? Это мы на РПЦ работаем, а не она на нас.

Елка Ris обсуждает запись в ленте

Если бы они не воровали, так и остальные бы поостереглись

Сергей Лапин обсуждает запись в ленте

Округ Колумбия (Вашингтон), район Сити (Лондон) и Ватикан – имеют собственное управление и никому не подконтрольны. Наооборот, они контролируют Мир. У них общий герб и общий флаг. Налоги они никому не платят. В статье хорошо раскрыта духовная сторона глобального грабежа. Для полной картины нехватает военной стороны (Колумбия) и финансовой (Сити)

Андрей Шульц обсуждает запись в ленте

Я сам не верующий. Но когда вижу все эти помпезные, раззолоченные храмы и лексусы священнослужителей, у меня возникает вопрос - а как бы отнёсся ко всему этому сам Иисус, первопричина всего Христианского мира? И сдаётся мне, что Иисус отправился бы на ближайшую стройку, сел за рычаги бульдозера и снёс всю эту златоглавую мерзость, вместе с брюхатыми "батюшками", их лексусами, церковными кассами, свечными заводиками, и иконными лавками... В Библии описано, как однажды он уже проделывал такое с этой мразью. Ну и где же ты теперь, Христос? Когда ты так нужен...

Валерий Изумрудов обсуждает запись в ленте

Священники РПЦ проповедуют прихожанам некий аскетизм, скромность и воздержание во всём. И когда смотришь на попа, разъезжающего на Мерседесе, то понимаешь, что слова священника разходятся с делом! Вот и думаешь, что этот поп злоупотребляет и искажает, как в кривом зеркале, заповеди Бога! То есть, поп не выдержал испытание деньгами! То есть, поп - сребролюбец и не имеет право быть в рядах священников! Какой прихожанин захочет идти на исповедь к такому грешнику? Очистить ряды паствы от прохожимцев - вот задача всех священников! Купил себе Мерседес - иди в заштат и не позорь РПЦ. Жигули принять ещё можно, но Мерседес тянет на роскошь!

Валерий Изумрудов обсуждает запись в ленте

Никто не запрещает попу Мерседеса уйти в мир и покупать Мерседесы, коттеджи, дачи и т.д. Но, служба в РПЦ и Богу должна быть скромнее! Говорят в Инете, что у Кирилла так же есть шикарная дача, стоимостью в миллиард! Но, когда Кирилл недавно приболел, то люди говорят, что он просил себе соломки подостлать! Что это за кривляние, когда выстроил себе дачу в миллиард?

Валерий Изумрудов обсуждает запись в ленте

 

Представьте себе Кирилла, лежащего на соломе во дворце! Кривляка!