Местное самоуправление в Ставрополе в 1942 году.

Немцы заняли Ставрополь 3 августа 1942 года.
Военное командование учредило в Ставрополе должность бургомистра, который возглавлял исполнительную местную власть. Горисполком превратился в городскую управу, взяв на себя заботу о налаживании повседневной жизни горожан.
По-новому была организована и власть в прилегающих к Ставрополю селах и станицах. Ставропольский район стал волостью. Крестьяне выбрали из своей среды старост и старшин. Всю работу бывшего аппарата Ставропольского районного земельного отдела (райзо) взял на себя один агроном волостного управления. Финансовую работу на селе вел волостной казначей.
Городская же управа во главе с бургомистром уверенно делала первые шаги по налаживанию жизни в краевом центре на новых несоциалистических принципах. Уже 23 августа новая администрация разработала городской бюджет до конца года. Ориентировочно его доходная часть намечалась в размере 8 800 тысяч рублей. Деньги в казну поступали от продажи бесхозного имущества, от платежей земельной ренты, от налога со строений, патентного сбора, налога с оборота, налога с рабочих и служащих.
Местная власть проявляла умеренность в поборах с горожан и предприятий. Например, налог с рабочих и служащих взимался в размере 10 процентов от заработной платы. Причем, четко оговаривалось, что зарплата должна выплачиваться один раз в месяц - 20 числа. От десятипроцентного налога освобождались те, кто получал меньше 200 рублей в месяц. А для тех, у кого ставка была от 200 до 220 рублей, налог исчислялся таким образом, чтобы работники получали наличными на руки не меньше 200 рублей.
При управе заработали все необходимые службы. В первую очередь два полицейских участка. Один располагался на Главном проспекте, другой на Нестеровской улице. Приступили к своим обязанностям отделы статистики, помощи престарелым и инвалидам, отдел записи нотариальных актов гражданского состояния. Возобновил деятельность сектор зелено-паркового хозяйства, который сразу приступил к ремонту оранжерей на территории парка. Были организованы пожарная команда и похоронное бюро.
В середине августа городской архитектор оповестил предпринимателей о том, что предоставление мест под ларьки, киоски, павильоны осуществляется только по его указанию. Дело в том, что в Ставрополе была разрешена свободная торговля продовольственными и промышленными товарами. Однако местные власти не отказывались от контроля над предпринимательской деятельностью: определяли места торговых точек, следили за единообразием и опрятностью внешнего вида ларьков, устанавливали единый режим работы магазинов с 6 до 18 часов. Оговаривалось, например, что "для торговли с рук различными вещами специально отведена площадь на городском рынке № 3 близ ликероводочного завода. Торговля вещами на остальных двух рынках запрещается".
Администрация неустанно напоминала, что "узаконенными платежными средствами наряду с советскими денежными знаками являются также Германские Государственные кредитные билеты"... что десять советских рублей равны 1 германской марке.
Управа занялась обеспечением жителей продуктами питания. В первую очередь - хлебом. Вводились карточки. Рабочие и служащие получали их на себя и на иждивенцев через свои предприятия, неработающие - через домовладения и домовладельцев. Население разделили на несколько категорий в зависимости от тяжести выполняемого ими труда. Самыми привилегированными были рабочие военного производства. Им полагалось по два с половиной килограмма хлеба в неделю. Далее шла категория тех, кто занимался "полезной работой". Им причиталось по два килограмма. Неработающие получали по полтора килограмма хлеба. Вовсе не получали карточек люди, связанные с сельскохозяйственным трудом.
14 августа в Пятигорске по радио к жителям обратился комендант хозяйственной части германского командования:
- Мужчины и женщины, - сказал он Немецкие войска, немецкие солдаты вошли в ваш город. Но не врагами вошли мы к вам. Огромные разрушения принес вашей стране коммунизм.
Ростов, Минск и многие другие города уничтожены, и народ ввергнут в нищету. Здесь, в вашем городе, коммунисты должны были разрушить электростанцию, водопровод и производства, если бы германские войска не успели так быстро и так неожиданно войти в город... Наш призыв к вам: работайте честно и добросовестно в городе и деревне...
Очень похожее обращение по радио прозвучало и в краевом центре.
Замерший было, при появлении немецких и румынских частей, город удивительно быстро стал оживать. И этому мало препятствовали ограничения военного времени. Уже через неделю после прихода немцев вышла газета "Ставропольское слово". В 12 номере за 21 августа редакция сообщала: "Ограниченный запас бумаги не позволяет выпускать ежедневную четырехстраничную газету впредь до установления прочной связи с другими, освобожденными от большевиков областями России. Поэтому газета "Ставропольское слово" будет выходить по воскресеньям, средам и пятницам в объеме четырех страниц"...
Газетная хроника, словно городская летопись, фиксирует подробности пробуждения деловой активности в Ставрополе в конце лета начале осени 1942 года.
х х х
Городская управа утвердила герб Ставрополя. Он представляет собой щит с изображением крепости, стоящей на скале. Над нею крест, бока и нижняя часть щита обрамлены двумя перевязанными лентой дубовыми ветвями.
х х х
При отделе наук и искусства организована городская филармония. Руководит ею С. К. Иванов. Филармония уже дала два концерта для германских солдат.
х х х
Возобновил свою работу городской ломбард на Главном проспекте, 48. За несколько дней горожанам выдано 2 830 рублей. В ломбарде имеются невостребованные клиентами вещи на 4 300 рублей...
х х х
С 15 августа начала работу столовая на улице Горького, 53, открытая М. М. Криволаповым и А. А. Кеворковым. За четыре дня она отпустила свыше 600 блюд.
х х х
Сегодня в помещении кинотеатра бывший "Октябрь" демонстрируется художественный фильм для граждан г. Ставрополя "Только ложь" и боевой журнал № 30. В фойе играет салонный оркестр.
х х х
С 21 августа возобновляют работу детские ясли № 1 и № 3. Дети сюда принимаются ежедневно.
х х х
Кавказскую шашлычную открыл Ф. П. Бредихин на Главном проспекте, 50.
х х х
По улице Горького открылась гостиница. В первые дни только ее общежитием обслужено 80 человек.
х х х
Городское бюро труда взяло на учет 773 граждан, желающих получить работу. Из них 105 человек уже работают. В бюро труда от предпринимателей поступают много заявок с требованием таких рабочих, как столяры, стекольщики, возчики и т.д.
х х х
Организован городской духовой оркестр под управлением Козлова.
х х х
В ближайшие дни возобновляются занятия в музыкальном училище.
х х х
Завтра открываются аудитории первого высшего учебного заведения Северного Кавказа - Ставропольского сельскохозяйственного института... Большим событием в жизни института стало посещение его группой германских ученых. Впервые работники института узнали о существовании в Германии новой тонкорунной породы овец. В свою очередь германские ученые живо заинтересовались выведенной на Кавказе новой породой овцы - помесью вюртембергской и горской пород.
х х х
На курсах немецкого языка в Ставрополе сейчас учатся 1 400 человек. Трехмесячные курсы работают в пять смен.
х х х
Выдано первое разрешение на постройку небольшой водяной мельницы на реке Ташле...
У городской управы хватало времени решать не только сложные экономические и коммунальные проблемы. Власти усердно взялись переименовывать улицы с большевистскими названиями. Ничего подобострастно немецкого в новых наименованиях не было. Улица Молотова стала Невинномысской, 8 марта - Шипкинской, Тельмана - Черкесской, Красноармейская - Мойкой, Партизанская - Фабричной, улица Комсомольская - улицей 3-его августа, площадь Орджоникидзе - Ярмарочной, Партизанская - Пушкинской..
Комментарии
Фото базарной площади перед казнью военных преступников, осуждённых по делу о немецко-фашистских зверствах, совершённых в городе Николаеве и Николаевской области.(17 января 1946 года)
сельское хозяйства, уничтожены два крупных судостроительных завода, три хлебзавода,
кондитерская фабрика, разграблено два музея (часть фондов была вывезена в Германию, часть
варварски уничтожена).
установлено: обвиняемый Винклер Герман с июня 1942 г. до сентября 1943 г. был полевым
комендантом г. Николаева и Николаевской области, а с сентября 1943 г. до 27 марта 1944 г. был
военным комендантом г. Николаева. Через подчиненные ему войсковые части и карательные
органы Виклер проводил систематическое истребление советских граждан, организовывал угон
советских людей в германию, руководил разрушением городов и населенных пунктов и
разграблением советских государственных предприятий, а также имущества граждан. В связи с
приближением Красной Армии к г. Николаеву в руках Винклера, как военного коменданта города,
была сосредоточена вся власть: все гражданские и военные власти в том числе полиция,
жандармерия и СД обязаны были подчиняться и выполнять приказы.
Баштанского района, где было расстреляно 54 человека, в том числе дети, женщины и старики.
В 1942 г. Санднер дал указание, для устрашения, населения повесить 10 советских граждан, что
и было выполнено.
Всего Санднером и его подчиненными в Николаеве расстреляно около 1 500 советских граждан.
Бютнер Макс с 20 июля 1943 г. до дня отступления немецких войск из Николаевской области;
являлся начальником жандармерии области, в его подчинении было 13 жандармских округов.
Бютнер лично принимал участие в специально организованных карательных экспедициях
против мирных советских граждан. Бютнер разработал план и лично возглавил одну из таких
карательных экспедиций против мирного населения районов Николаевской и Кировоградской
областей. В результате этой экспедиции, по показанию обвиняемого Кандлера, было
сожжено 6 населенных пунктов и расстреляно более 100 человек мирных граждан.
16 августа 1941 г. начались массовые аресты и убийства мирного населения, а также советских
военнопленных.
Людей хватали без всяких причин и поводов, пытали их в застенках жандармерии и гестапо,
расстреливали и вешали. Ряд свидетелей подтвердил, что арестованных мирных граждан в
крытых машинах подвозили к высокой каменной стене пригорода «Темвод», где партиями
расстреливали над заранее приготовленными ямами. Вместе с убитыми в ямы бросали живых людей.
массовом расстреле евреев в г. Николаеве: «В сентябре 1941 г. по приказанию
коменданта г. Николаева и начальника полиции все еврейское население – дети,
взрослые и престарелые должны были утром покинуть г. Николаев. Утром 14 сентября
улицы, ведущие к кладбищу, были забиты идущими евреями…
Население города с плачем провожало толпу евреев, идущих на кладбище. Я лично сам
был очевидцем шествия евреевсмернтников, сам ходил к кладбищу, забитому евреями в
количестве около 10 тыс человек всех возрастов… В течение трех дней гестапо,
полиция и жандармерия на автомашинах вывозили с кладбища евреев и расстреливали в
овраге».
«Цыгане на основании указаний Гиммлера подлежали уничтожению, как особо вредный
элемент с нашей, немецкой точки зрения. Мною в начале 1942 г. были даны указания
задержать появившихся в Николаеве более 200 цыган.
В районе Варваровского моста эти цыгане были задержаны и содержались под стражей
трое суток… Мною были даны указания передать их СД… Впоследствии эти цыгане
были расстреляны»
повешение 10 человек. Причиной повешения их послужил поджог ценного лесоматериала
в Николаевском порту. В действительности произошло так: настоящих виновников
поймать не удалось и были повешены 10 заложников из моих кандидатов на смерть.
Эта кара должна была послужить предупреждением населению».
Коха о принудительном угоне советских граждан в г. Николаеве начиная с весны 1942 г.
и март 1944 г. над решением поставленной задачи работали не только охранная
полиция, но и другие органы немецкой власти в г. Николаеве. Меры принуждения к
советским гражданам применялись вследствие того, что никто из местных жителей не
изъявлял желания ехать в Германию. Таким образом, большая часть охранной полиции
была направлена на выполнение именно этой задачи»
комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецкофашистских захватчиков и
данными следствия было установлено, что за время временной оккупации было расстреляно
105 тыс. советских граждан, угнано в рабство более 60 тыс. человек и причинен материальный
ущерб народному хозяйству области на сумму свыше 17 миллиардов рублей.
Вот только не поняли русские своего счастья.... Ватники и колорады, короче...
И уверен . автор из тех, кто называет народ РФ рабами.
С каким он наслаждением описывает по сути акупацию чужеродцами своей родины, забыв описать что творили эти варвары в других местах нашей необъятной родины.
А детей вместе со взрослыми в амбарах кто сжигал?
Наверное как Харькове сами себя...
Тонкая пропоганда и преукрашивание на лицо..
=10 августа фашисты вывезли из психиатрической больницы 660 больных и умертвили их окисью углерода «в душегубках».=
=Через два дня на территории аэродрома фашисты расстреляли 3500 жителей города, а 15 августа у Холодного родника—еще 500 человек.=
=Среди расстрелянных находились видные ученые: профессоры Брикнер, Френкель, Бахт, Шварцман и другие. При аресте профессора Шварцмана фашистский офицер цинично заявил ему: «Мы переведем Вас в другую, лучшую квартиру, достойную заслуженного профессора».=
=Всего в городе за время оккупации было убито 8 тысяч человек» (1957).=
Убили бы ещё, но времени фрицам не хватило. Оккупация Ворошиловска (Ставрополя) продлилась до 21 января 1943 года.
Вот такое вот местное самоуправление.
Жители Анапы, взрослыми жившие в оккупации, аналогично описывают немецкие порядки.
Капитану Калинину, руководившему отвлекающим десантом в Варваровке, и взорвавшего последней гранатой себя и группу врагов, гестаповцы сами поставили памятник и возили свое пополнение туда, поклониться герою - Учитесь воевать у него!