Американцы, вероятнее всего, знают и суммы, и счет
На модерации
Отложенный
Государственная безопасность как пена
ДМИТРИЙ ОРЕШКИН Ежедневный журнал http://ej.ruНе так интересен шпионский скандал, как пена вокруг. «Бритва Оккама» забыта, версии городят одну замысловатей другой. Подстава Обамы против Медведева, подстава американских спецслужб против Обамы, подстава республиканцев против демократов, подстава с целью вызволить предателя Сутягина…
Главное — чтобы подстава. И побольше конспирологии, народ это любит. Манера знакомая, называется «формирование альтернативной повестки дня». Говоря по-русски — захламление информационного поля. Чтобы отвлечь внимание от простого и главного: органы в очередной раз обделались. Не вижу в этом повода ни для радости, ни для печали. Вижу повод для отстраненного анализа. Потому что это не наши органы. Они с 1917 г. живут сами по себе, сами для себя. Нос майора Ковалева, гуляющий отдельно. Ну, потекло у него… Нам-то что? Безопасность у них в Комитете всегда была своя, государственная. Не наша.
Нет, конечно, не совсем. Кое-что общее обязательно есть. Мы для них — среда обитания. И они для нас тоже, в общем, не чужие. Только в какой мере и за какую цену? Ладно, я идиот и ничего не понимаю в разведке. Но это мои деньги. Я — налогоплательщик. Имею право задать свой идиотский вопрос: сколько оно стоило? И ради чего?
Ответа, конечно, не будет. Не дает ответа их бойкая чернокрылая птица с мигалкой. Знай, посторанивайся, пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Нос пролетел! Осталась позади лишь обильно вытекшая пена — ковыряйтесь, народы и государства, в свое удовольствие.
ТехнологииТе, кто постарше, помнят, сколько графиков, космических схем и прочего конспирологического фуфла было нагромождено, когда в андроповские времена наши соколы сбили заблудившийся корейский «боинг» с кучей пассажиров. Потом был лет на двадцать перерыв. И вот, примерно со времен «Курска», — опять. «Норд-Ост», Беслан, Южная Осетия, «Арктик Си» — замысловатостей все больше, ясности все меньше. Климат поменялся. Точнее, вернулся на круги своя, как пес на блевотину.
Еще раз скромно подчеркну: я идиот. В детстве даже не посмотрел «Семнадцать мгновений весны» (так сложилось). «Подвиг разведчика» добросовестно попробовал, но стошнило, когда взорвался грузовик, склеенный из спичечного коробка. Слишком ясно, на кого рассчитано это зрелище. В принципе я не против, но… «Вы болван, Штюбинг!» Ну да, болван… Частная недоработка в системе патриотического воспитания. Все жду, когда же моя налогоплательщицкая щетина превратится в чистое золото. И тем временем строю умозаключения не на основе патриотического кино, но на космополитической базе ползучего эмпиризма. То есть личного опыта взаимодействия с разного рода спецофицерами, многообразно представленными среди политиков, аналитиков, политологов, пропагандистов и прочих тружеников пены.
Люди этой генерации мне нравятся отчетливостью организации. С одним глубоко внедренным экспертом мы после многолетних независимых наблюдений пришли к общему заключению: в голове у них три операционных клавиши — «Вербовка», «Разводка» и «Операция прикрытия». Это немало. Плюс четвертая, самая крупная, типа Enter. Называется «Money/Бабло».
Нет, бывают, конечно, очень даже замечательные человеческие исключения. Но мы — о правиле.
Главная хитрость, когда имеешь с ними дело — угадать, которая из клавиш в данный момент активирована. Удается не всегда. Сейчас, полагаю, в массовом порядке активированы «Разводка» и «Операция прикрытия». Прочие, включая основную, уже отработали.
Самое простое объяснение провала — самое неприятное. Техническая разведка так не ведется, политическая тем более. Что там разведывать, если все есть в открытых источниках; дело Сутягина тому лучший пример. А вот насчет отмывки денег — это заметно теплее. Тогда понятны замысловатые шифровки из «Центра», опубликованные в США, но не у нас. Они адресованы не столько агентам, сколько собственному начальству: смотри, начальник, столько агентов внедрено, столько средств потрачено, какие оперативные задачи поставлены… Пора бы еще звездочку... Клавиша «Вербовка» плюс два раза подряд «Бабло».
Если действительно дива по имени Анна Чэпмен — дочь лубянского генерала (вряд ли нам скажут правду), то денежная версия становится еще правдоподобней. У конторских начальников принято устраивать родственников на спокойные и доходные должности. Сын Н. Патрушева трудится в банке, сын С. Иванова тоже. Кому интересно, без труда найдет дополнительные примеры. «Три Кита», многое другое.
Поставить любимую дочь на закрытые финансовые потоки («вторая бухгалтерия» в непрозрачной корпорации всегда важнее первой), с надежной ксивой, в хорошей стране, с запасным британским паспортом, без дурных джеймс-бондовских эскапад и ненужных рисков типа бутовской торговли оружием — в их системе ценностей это ничуть не менее круто, чем вице-президентство в солидном банке.
Тем более в маловероятном случае провала папа гарантирует быструю эвакуацию. Что мы и наблюдаем.
Сколько там средств отмыто или украдено — вот главный секрет. Не зря спасательную операцию начали с главбуха, и не зря с известного своими офшорками острова. А с остальных что взять. Ну, жили по поддельным документам. Ну, соглядатаи. Да ради бога! Позапрошлый век. А вот если всплывут конкретные номера счетов и суммы, то неприятностей действительно не оберешься. Поэтому обмен на любых условиях и как можно скорей.
Номера не всплывут. Американцы, вероятнее всего, знают и суммы, и счета (не зря они годами держали их под колпаком). Но ничуть не заинтересованы в публикации. Это был бы удар по самому больному месту путинской элиты; реальный ущерб двусторонним отношениям. Зачем? Кроме того, серьезную информацию всегда полезно придержать: вдруг настанет пора по-настоящему надавить на партнера в каком-то действительно важном вопросе.
Так что принимайте, дорогие друзья, свое добро назад. В виде символического наказания можно было бы попросить вас покукарекать под столом, но лучше выпустите четверых задержанных по неясным основаниям. Проку больше, а кукарекать для широких народных масс так и так и придется. Кстати, не могу согласиться с г-жой Боннэр, которая полагает, что обменивать надо было на Ходорковского и Лебедева. Это заманчиво, но не по понятиям: людей (пусть формально) судят за экономические преступления и налоги. Пока суд не завершен, не опротестован, как положено, в Страсбурге и пр., США, с их пиететом к формальной юриспруденции, не могут позволить себе брать их под крыло. Помимо всего прочего, это было бы слишком большим подарком путинской Фемиде и пропагандистской машине. И слишком большим ударом по самим узникам. У них была возможность уехать ДО суда. Им усиленно рекомендовали. Они выбрали борьбу. Возможно, жалеют. Но уехать сейчас, с не смытым клеймом, значило бы обесценить все уже пережитые ими муки и поставить крест на их большом будущем. Здесь женская логика гуманизма вступает в конфликт с мужской логикой подзаборной драки. Они е уже выигрывают. И в конце концов выиграют. Не стоит отнимать у них победу, подменяя ее ничьей, которая будет выглядеть как поражение.
Понимаю, что легко мне рассуждать, гуляя на свободе. Как бы то ни было, скорее всего, эта возможность рассматривалась и, возможно, даже согласовывалась с заинтересованными лицами. Решение принято.
Ущерб, нанесенный «шпионской сетью» Америке — нулевой. Скорее, она даже в плюсе, поскольку подтвердила имидж уверенной в себе, не мелочной державы с чувством юмора.
У которой все под контролем, включая русских донов Педров, играющихся в разведку. Которая не нуждается в шпионских страшилках для консолидации общества. К сожалению, не могу сказать этого про путинскую Россию.
Ну, кроме шуток: сколько в США, при их гражданских свободах и ограничениях на деятельность спецслужб, было терактов после 11 сентября? А у нас, при всех полномочиях, заткнутых ртах и завинченных гайках — примерно раз в неделю. Лучше б они на Северный Кавказ побольше агентов засылали. Но, видно, дочку жалко.
Итак, во-первых, репутационные издержки. Во-вторых, списанные на «сеть» миллионы (это минимум) долларов. Интересно, достанет ли духу у Госдумы спросить ошибшихся резидентов, какова интегральная цена вопроса? Впрочем, о чем это я. Госдума готовится кукарекать про то, как ловко мы провели тупых пиндосов. Это необходимый элемент пеногонной технологии. Клавиша «Разводка».
Впрочем, есть признаки, что будет опробована альтернативная стратегия — игра в абсолютную молчанку. Оно, может, и к лучшему. Информационное пространство и так загажено, что твой подъезд в «хрущевке».
КадрыКадровые итоги неутешительны. Америка приобрела четверых, по-видимому, толковых (если мерить по Сутягину) аналитиков, с сильной мотивацией работать на страну, где нет шпиономании, но есть независимый суд. В скором времени мир много разного и интересного от них узнает. Россия же получила рекламацию на десяток несостоявшихся Путиных. Эти будут помалкивать. Во-первых, подписали бумагу. Во-вторых, о чем рассказывать, если экзамен провален. Если по чести — торговать бы им на Каширском рынке пиломатериалами.
Хвастать нечем. Но придется: технология. Как встречали с красной дорожкой умников, проколовшихся на убийстве Яндарбиева. Как продвинули в Думу г-на Лугового за то, что НЕ убивал Литвиненко. (Я тоже не убивал. И тетя Глаша с дядей Федей. В чем позитивная заслуга?) Как держат за героя узбекского генерала и нашего спецполковника Квачкова, за то что тот НЕ взрывал Чубайса. Высланных же, всего вероятнее, будут превозносить за то, что а) НЕ шпионили и б) НЕ раскололись.
Они, конечно, заслуживают сочувствия. Ребятам сильно не повезло. Но не слишком ли часто у них западают клавиши? Хотелось бы позитивных достижений, без «НЕ». И желательно на собственной территории.
Полагаю, на Каширский рынок Родина их не направит. Пошлет если не прямо по дипломатической части, как маниловского Фемистоклюса, то хотя бы как Алкида (который не так быстр) — в какой-либо банк. В торговое представительство. С пожизненной стипендией. На худой конец, преподавать. Но это уж для совсем безнадежных. Вроде декана одного из факультетов Дипломатической академии МИД Игоря Панарина, который прославился предсказанием скорого распада США и отделения Калифорнии в 2010 году. В те времена, когда я был с ним знаком (и внимательно пересчитывал клавиши), он трудился аналитиком в Центризбиркоме и параллельно был каким-то специальным полковником. Или под. Клавиши, надо сказать, уже тогда ходили туговато.
Проблема с его прогнозом, помимо всего прочего, еще и в том, что законодательством США выход отдельных штатов из федерации, куда они однажды добровольно вступили, запрещен. Калифорния не может отделиться, даже если бы, послушав Панарина, очень захотела. Но зачем такую ерунду знать декану Дипломатической академии. Ведь его учили примерно там же, где наших возвращенцев, незабвенного А.П. Паршева, блистательного Виктора Резуна (Суворова), а до кучи с ними и самого Национального лидера.
Сейчас г-н Панарин, возможно, уже генерал. Ну и дай бог ему здоровья и дальнейших творческих удач в воспитании себе подобных. Только почему за счет моих налогов?
ПолномочияМеж тем эти замечательные люди требуют все новых полномочий. И бюджетов тоже. Это понятно. Как понятно и то, что все равно впустую. Давно ли они (устами хорошо известного подполковника) требовали для защиты от террора отменить региональные выборы. Выборы отменены. А террор?
Для экономического процветания державы им потребовалось показательно отобрать собственность у бизнесменов и отдать генералам. Собственность отобрана, бизнесмены частично посажены, частично сведены в могилу или выдворены из страны. А процветание?
Для наведения державного порядка командовать милицией должен опять же их специальный генерал. Он и командует. Порядка не то что в стране, но и в самой милиции, мягко говоря, не прибавляется. А ингушская эпопея спецгенерала Зязикова? Его же в упор обвиняли в масштабной коррупции. Но генерал Зязиков скрылся в пене. Растворился, как «Арктик Си». Проехали?
Или другой специальный генерал, Виктор Иванов. Сначала он из Кремля управлял кадровой политикой (результаты мы видим). Потом курировал программу привлечения мигрантов на Дальний Восток. Она втихую провалена, провал прикрыт информационной пеной про китайское нашествие, наш народ оттуда бежит. Теперь Иванов руководит борьбой с наркотиками. С тем же неизменным успехом. По последним данным ООН, Россия вышла в мировые лидеры по потреблению героина. Зато наше общественное мнение получило мощный заряд пены про то, что виноваты американцы и что при талибах, де, наркотиков в Афганистане не производили.
По данным той же ООН (г-н Иванов охотно ими пользуется, но лишь в той части, которая его устраивает), под американцами производство героина в Афганистане за последний отчетный год снизилось на 19%. И продолжает снижаться. При талибах же показательно истреблялись только бессистемные личные плантации, в то время как «общественные» (т.е. собственно талибские) расширялись и служили источником финансирования джихада.
Это частности? Возможно. Но позвольте очередной идиотский вопрос: если производство героина в Афганистане существенно падает, а его потребление в России существенно растет, то, может, проблема не с той стороны границы, а с этой? Видимо, генералу Иванову не хватает полномочий. Чтобы поставить наконец США на место. А наркотики — ну что с ними сделаешь, если ему достался такой никудышный народ.
АльтернативаСо времен «Норд-Оста» меня преследует одна глупая мысль. Когда они подряжались на работу, им были известны задачи, полномочия и ограничения? Вроде бы да. Объем финансирования, кадровые ресурсы, все прочее? Тоже вроде бы. Они взялись за гуж? Взялись.
И вот опять не сдюжили. В такой ситуации у нас, налогоплательщиков и работодателей, есть два варианта. Либо в очередной раз покорно отсыпать полномочий и денег. Либо… (аж дух захватывает!) …либо передать прежние умеренные полномочия и прежнее умеренное финансирование какой-то другой, более толковой команде. В надежде, что та справится лучше. Не сошелся же свет клином на членах чекистского кооператива «Озеро», что под Питером.
Почему второй вариант даже не рассматривается?
Плохим танцорам всегда что-то мешает — объявляй ты органам предупреждения или не объявляй. Добавляй полномочий или не добавляй. Дело в том, что нас не спрашивают, хороши ли их танцы. Им самим нравятся — и достаточно… Вы-то, граждане, кто такие и что здесь делаете?
— Да мы, барин, это… Как бы избиратели… Налогоплательщики мы. Ходоки то есть…
— А ну, брысь на обочину! Освободите проезжую часть! Ща танцевать буду. Смотри, какие у меня органы!
Весь мир потешается, а от нас требуют аплодисментов. Аплодируем… Но надоедает понемногу. Не пойти ли вам, господа хорошие, со своим репертуаром на историческую родину в КНДР? Лучше бы рассказали, куда казенное бабло дели.
Да, и еще идиотский вопрос: что там ваши коллеги сделали со своей футбольной командой и ее бедным тренером? Как бы не растворились, горемыки, в той же пене. Для кого-то спасительной, для кого-то смертельной.
Надо бы поинтересоваться: живые люди все-таки. Пену гасит солидарность.
Комментарии