Это несравнимо даже с американской легендой о seld-made миллиардерах.

1. Нужно создать рычаги влияния "простого человека на основные решения". То есть такую государственную систему, через которую любой гражданин может именно на что-то повлиять, в большей степени – по месту жительства и работы, в  несколько меньшей – в масштабах страны.

Вы сейчас очень удивитесь, но в СССР такая система с самого начала существовала, она даже еще до революции была создана.

Это были Советы рабочих, крестьянских и солдатских (позже – народных) депутатов.

Поэтому в СССР была именно советская власть. Власть Советов.

С самого низа, с района и поселка до Верховного Совета – власть принадлежала депутатам, которых выдвигали, например, по месту работы или жительства, депутаты низших уровней были люди, которых все знают.

Но и помимо "власти через депутатов" в Союзе практиковались и другие формы демократии.

Скажем, на заводских собраниях в 30-е годы рабочие через их предложения существенно влияли на жизнь своего предприятия.

По поводу большой политики можно было написать в газету, журнал, которые служила громким коллективным рупором.

Известна история с селькором Валентином Овечкиным, который в 1952 году привез в столичный "Новый мир" свой очерк из серии "Районные будни". Пришел поздно, в редакции была одна уборщица, он передал через нее рукопись главреду Твардовскому, тот ее тотчас напечатал – а в итоге зашла по всей стране огромная дискуссия на поднятые автором темы.

Недостатки у этой "машины народоуправления" были.

Но важно понять: такая "машина демократии" в СССР была – и поначалу невероятно прогрессивная, превосходящая все буржуазные аналоги во много раз.

Власть – это труд и ответственность.

Необходимость принимать не всегда  безупречные решения , но нести ответ за их последствия.

Как писал поэт:

"У нас претензиев нет, не зовут – мы и не лезем. Нравимся своей жене – и то довольны донельзя".

Поэтому везде властные должности делают привлекательными, соединяя их с высоким материальным благосостоянием, депутатским содержанием, пенсиями и т.п.

То, что человек стремится обеспечить себя, попав на властное местечко – вполне понятно. Но стремление к власти в чистом виде очень редко встречается на самом деле.

То есть если народ просто "пустить" к власти, некоторое число граждан воспользуется властным механизмом, чтобы управлять, принимать решения во благо всей страны.

Это им нравится, это их привлекает.

В СССР для таких граждан были созданы все условия, к какому бы общественному слою они ни принадлежали.

Невероятные,  когда практически вся высшая власть была набрана из детей слесарей и прочих комбайнеров.

То есть действительно любой юноша, родившийся у матери-доярки в самом задрипанном колхозе, имел прекрасные возможности вступить на карьерную лестницу и пройти ее даже до самого конца.

Это несравнимо даже с американской легендой о seld-made миллиардерах.

Нужно повышение компетентности и информированности населения, такая подача информации, чтобы росла именно научная, реалистическая осведомленность.

О прививках должны рассказывать врачи, а не "целители мочой"; о ракетах – инженеры, а не попы.

В СССР была еще и такая очень массовая форма просвещения как политинформация.

Да, с идеологическими перегибами – но в целом люди все-таки не верили, что для карьерного успеха надо съесть клопа или облобызать привозные мощи какого-нибудь святого угодника.

И то, что при всем этом реальная народная демократия в СССР, пусть и не в самом совершенном виде, все же существовала – как раз огромная заслуга большевиков.

При всех отдельных перегибах Советская власть в тяжелейшие ее периоды вкладывала колоссальные средства в развитие самой базы настоящей демократии – в ликвидацию неграмотности, в самое демократичное на планете высшее образование и т.п.

Без чего все разговоры о любой демократии – пустой звук.

 

Без социализма подлинная демократия невозможна вообще.