Так нужен нам берег турецкий?
На модерации
Отложенный
Германия не исключает вывода своих военнослужащих с турецкой авиабазы. Меркель в последний раз попытается договориться с Эрдоганом.
Очередной виток напряжённости в отношениях между Берлином и Анкарой, возникший в середине мая, для политического руководства Германии наверняка был ожидаемым. Ведь накануне немецкая сторона официально сообщила, что первые турецкие военнослужащие, попросившие в ФРГ политического убежища после попытки военного переворота в Турции, получили защиту немецкого государства. Между тем турецкие власти не просто требовали от Берлина не предоставлять статус беженцев бывшим военным, но и хотели, чтобы все они были возвращены на родину. Понятно, что ответный ход раздосадованных турок был лишь вопросом времени и подходящего случая.
Такой случай представился после того, как группа депутатов Бундестага решила 16 мая посетить турецкую военную базу «Инджирлик», где размещены около 260 солдат и офицеров Бундесвера. Несмотря на то, что этот визит готовился несколько недель, турецкие власти в самый последний момент не позволили немецким парламентариями посетить военнослужащих Германии. Об этом МИД ФРГ 15 мая проинформировал руководство комитета Бундестага по обороне, сославшись на соответствующее заявление турецкой стороны. Примечательно то, что Анкара не стала выдумывать какие-либо формальные причины для своего отказа и отнюдь не с восточной дипломатичностью прямо сослалась на неприемлемое для Турции обхождение Германии с бывшими турецкими военными.
Надо сказать, что Турция вообще достаточно умело обращает в свою пользу вопрос о посещении «Инджирлика» немецкими официальными лицами. Так, в прошлом году Анкара несколько месяцев не пускала депутатов Бундестага к немецким солдатам, ссылаясь на неприемлемую для Анкары резолюцию парламента ФРГ, в которой события 1915 года в Османской империи были признаны геноцидом армянского народа. Лишь после того, как Федеральное правительство попыталось формально дистанцироваться от этой резолюции, заявив, что не поддерживает данный, якобы чисто декларативный документ, турки сменили гнев на милость. Визит парламентариев на базу «Инджирлик» всё же состоялся в октябре 2016 года. Однако для Берлина уже тогда было ясно, что проблема с посещением немецких военных в Турции никуда не денется.
Именно поэтому уже в начале 2017 года Германия начала активный поиск альтернатив «Инджирлику». Так, представители Министерства обороны в минувшие месяцы посетили три военных объекта в Иордании и Кувейте, а также две военно-воздушные базы НАТО на Кипре. Правда, конкретных переговоров о переводе немецких самолётов-заправщиков и истребителей «Торнадо» из Турции в какую-либо другую страну Берлин официально не вёл. Предметный разговор по этому вопросу состоялся лишь 19 мая, когда министр обороны Федеративной республики Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) посетила Иорданию.
В этой ближневосточной стране она побывала на авиабазе «Эль-Азрак», где помимо иорданских военнослужащих размещены также американские, нидерландские и бельгийские военные. «То, что я увидела на этой базе, оказалось намного лучше наших ожиданий», – многозначительно заявила журналистам глава немецкого оборонного ведомства. При этом политик от ХДС сообщила, что король Иордании Абдалла (Abdullah II. bin al-Hussein) в ходе личной встречи с фон дер Ляйен предложил Германии «полное содействие» в случае перемещения немецких военнослужащих с базы НАТО «Инджирлик» в Турции. «Король Иордании заверил меня во всяческой поддержке», – отметила министр.
Как отмечают немецкие обозреватели, с военной точки зрения переброска солдат и самолётов Бундесвера из Турции в Иорданию серьёзно не повлияет на боеготовность НАТО в операциях против «Исламского халифата» в Сирии и Ираке. Поддержку воздушных ударов по террористам из «ИХ» вполне можно осуществлять и с территории Иордании. Неслучайно генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) демонстративно уклонился от турецко-немецкого конфликта в отношении использования «Инджирлика», заявив, что это отнюдь не военно-стратегический, а исключительно политический вопрос двух стран.
Другое дело, что вывод 260 немецких солдат из Турции без всякого сомнения серьёзно осложнит и так не простые сегодняшние отношения Анкары и Берлина. И как тогда Германии в дальнейшем работать с турецкой стороной и лично с Эрдоганом (Recep Tayyip Erdogan), который всё больше укрепляет свою власть в стране? Без всякого сомнения, это прекрасно осознаёт и федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel). Поэтому глава немецкого правительства в отличие от вице-канцлера Зигмара Габриэля (Sigmar Gabriel) ставит не на конфронтацию, а на дальнейшие переговоры с турками, какими бы трудными они ни были. Так, Габриэль в ходе своего недавнего визита в США попросил американцев оказать соответствующее давление на Анкару, отметив, что немецкие парламентарии имеют конституционное право в любое время и в любом месте посещать своих солдат. В свою очередь пресс-секретарь Меркель Штефен Зайберт (Steffen Seibert) осторожно отметил, что федеральное правительство пока не имеет конкретных планов о выводе немецких солдат из «Инджирлика». По словам Зайберта, этот вопрос будет обсуждаться 25 мая в Брюсселе во время личной встречи Ангелы Меркель и Реджепа Эрдогана в ходе очередного саммита НАТО. При этом Берлин выразил надежду, что все спорные вопросы будут в ходе данной встречи урегулированы.
Комментарии