Россия теряет Азербайджан

На модерации Отложенный Поводом для написания этого материала послужила моя недавняя поездка в эту закавказскую республику. В последний раз я был в Баку 15 лет назад, как раз во времена лихих 90-х. Как вы помните, процессы перестройки общественного сознания только-только начинали себя проявлять и куда выведут эти процессы, не мог тогда сказать никто. Как бы там ни было, спустя 15 лет я снова, волею судеб, оказался в Баку, в котором живут мои родственники со стороны жены.

Впечатления.

О людях. Русскоязычной речи на улицах Баку почти не осталось. Хотя если заговорить по-русски с людьми старшего поколения, вас поймут и поддержат разговор. Если говорить о молодых азербайджанцах, то русский язык для них скорее экзотика. Очень много приезжих из Турции и Ирана, которые привносят свое влияние на местный менталитет. Русскоязычных ТВ каналов в Баку нет, если не считать трансляций по спутнику. Подавляющее большинство телепрограмм транслируется из Турции. Даже азербайджанская письменность практически полностью унифицирована с турецкой. Сегодня самым наглядным образом проявляет себя принцип, провозглашенный Гейдаром Алиевым в 90-х годах – Одна нация, два государства.

Подводя своеобразный итог впечатлениям скажу, что все русское постепенно теряет свои позиции, уступая место турецкому. Хорошо это, или плохо? Если это сознательный выбор местной элиты, поддержанный народом, то наверное хорошо. Если все, что происходит это обиженная реакция на последствия распада СССР, то безусловно плохо.

Передел сфер влияния.

Перевод Алиевым-старшим азербайджанского общества с советского менталитета на турецкий, был вызван объективными причинами. России, в 90-х годах, нужно было срочно решать свои внутренние проблемы и заниматься периферией не было возможности. В свою очередь свои внутренние проблемы, Азербайджан был не в состоянии решить в одиночку. И как результат центробежных тенденций, потеря значимости российского влияния на постсоветском пространстве.

Но свято место пусто не бывает, в освободившееся пространство устремились турки, резонно решив, что наступил удобный момент, для расширения своей сферы влияния, прежде всего в тех республиках, в которых исторически имеет место этническая близость народов, а также в республиках непосредственно граничащих с Турцией.

Как результат турецкой экспансии, серьезная доля инвестиций из Турции в таких странах, как Грузия, Украина, Азербайджан и республики Средней Азии. Даже Россия не осталась в стороне и такие российские регионы как Татарстан и Башкортостан испытали в свое время серьезный наплыв турецкого бизнеса.

И если говорить объективно, то Турции за прошедшие двадцать лет, удалось значительно усилить свое влияние на прилегающих к ней территориях. Исключение составляет Армения, как регион, питающий исторический антагонизм к Турции за так называемый армянский геноцид.

И сегодня, когда Россия поднявшись из разрухи 90-х делает попытки возвратить свое доминирование в регионе, она сталкивается с довольно мощным сопротивлением со стороны местных элит, которые пользуются серьезной поддержкой Турции.

Если пытаться анализировать потенциал Турции, и ее способность удерживать в своей орбите тюркоязычные элиты, то картина для России не выглядит радостной. Турция довольно активно использует такие козыри как этническая близость и религиозная идентичность. Причем по этим параметрам Турция выступает в противовес России. Так как Россия, несмотря на свою толерантность к религиям, не может выступать в качестве религиозного брата в силу объективных причин. Даже такой козырь как широкое использование русского языка в Азербайджане и других бывших советских республиках, сегодня совершенно не актуален, так как русский язык знает только старшее поколение аэербайджанцев, а молодежь предпочитает изучать турецкий, к тому же он ближе к местному языку этимологически.

Сильнейшим препятствием для российского возращения в Азербайджан, является широкое проникновение турецкого бизнеса в местную экономику. Пожалуй, этот факт оказывает самое серьезное влияние. Практически все сферы предпринимательства в Азербайджане так или иначе связаны с турецким бизнесом. А если говорить о стратегических отраслях таких как связь, электроэнергетика и оборона, то здесь наблюдается полная зависимость от турецких технологий.

Нельзя не учитывать и мощную культурную экспансию Турции. В Баку объем турецкого телевещания на порядок выше местного, не говоря уже про российское. Причем турецкое вещание ведется на языке оригинала, что еще более закрепляет ее доминирование в регионе.

На сегодня, 80-ти миллионная Турция с полным правом заявляет о себе как сильная региональная держава, которая активно «отвоевывает» у России, ее исторические сферы влияния. Это можно назвать объективным процессом, так как сильные государства служат своеобразным центром притяжения для остальных в самых разных сферах жизни.

Так какие же аргументы может предложить Россия, чтобы вернуть свои позиции в Азербайджане? Не думаю, что клан Алиева можно будет банально купить за деньги. Деньги у Алиева есть и даже есть возможность ссужать их Лукашенко. Но вместе с тем, у Азербайджана есть одна проблема, которую он без России решить не в состоянии. Это Карабах. Не зря в Баку ходит поговорка, что ключи от карабахского урегулирования находятся в Москве.

Отчасти это похоже на правду, но скорее всего, это стечение обстоятельств. Действительно, заключив стратегическое партнерство с Арменией в рамках ОДКБ, Россия связала руки Азербайджану в решении проблемы военным путем при поддержке Турции. Повторение юго-осетинского сценария в Карабахе, вовсе не выглядит невероятным, тем более что практически все карабахские армяне, являются гражданами Армении и любое вторжение в Карабах, можно будет расценивать как угрозу гражданам Армении. Война, это всегда большой риск, когда на карту ставится многое.
А война за территорию, в случае с Азербайджаном, это игра ва-банк.

С другой стороны, Россия наверняка готова помочь разрешить этот кризис, но взамен она рассчитывает получить если не весь Азербайджан, то хотя бы значительный его кусок, что никак не может устроить Алиева и его турецких патронов. Если пустить в Азербайджан Россию, то его турецким братьям придется серьезно потесниться. Так что карабахский кризис уже давно вышел за рамки двух государств, сегодня на этой проблеме пересекаются интересы еще и Турции с Россией, поэтому выжидательная позиция Алиева, это единственный выбор при котором можно сохранить то, что имеется у него на данный момент.

Кому будет выгодна дестабилизация?

В последнее время со стороны Баку все чаще слышится воинственная риторика. Участились пограничные инциденты с жертвами с обеих сторон. Все это не может не настораживать. Если Баку все таки решится на военный вариант Карабахского урегулирования, то ситуация в Российско-Турецких отношениях может в корне поменяться. И все из-за того, что у этих стран в случае войны возникнут встречные обязательства помощи воющим сторонам.

Можно предположить, что Анкара подталкивает Баку на эскалацию конфликта не только с целью упрочения своего влияния на Азербайджан, но и на получение дополнительных дивидендов, в случае положительного для Алиева исхода конфликта.

В случае же неудачи Азербайджана, Турция рискует потерять своего самого верного союзника, который будет вынужден перейти в стан пророссийской политики и пережить жесточайший внутренний кризис с потерей власти клана Алиевых. Плюс к этому серьезные экономические проблемы и послевоенный хаос внутри страны. Проигрыш войны за Карабах, может стать для Азербайджана настоящей гуманитарной катастрофой. И без поддержки извне Азербайджан рискует повторить киргизский сценарий.

Для России проигрыш Арменией военной кампании чреват полным вытеснением ее из Закавказья. Азербайджан, усилившись после победы, станет проводить еще более независимую политику. А Армения может резко изменить свое отношение к России за «недостаточную» поддержку в ходе войны и склонится к сотрудничеству с США или даже с Ираном. Поэтому России, в данном конфликте, выгодно либо сохранение текущего статус-кво, либо безоговорочная победа Армении. Это очень чутко ощущают в Баку, поэтому отношение к России в высшей степени настороженное.

Можно считать, что все это последствия политики, которую проводил в 90-е Алиев старший. Резкий отход от пророссийской ориентации в пользу протурецкой, широкая продажа нефтяных активов западным компаниям и строительство обходного нефтепровода, привело к тому, что Азербайджан имеет незаживающую рану в Карабахе. Не сильно ошибусь, если предположу, что причинами такого поворота была определенная обида Гейдара Алиева на Москву за недостаточное внимание к проблемам Баку. Но что поделать, 90-е годы никому не казались малиной.

Есть ли выход без войны?

Из любой тупиковой ситуации всегда существует как минимум один выход – это идти обратно. Определенно, серьезный поворот Баку к сотрудничеству с Россией, будет мощным заделом для мирного решения Карабхского вопроса, которое при проявлении политической воли сторон, вовсе не выглядит невозможным.

Когда два «пацана» не могут самостоятельно поделить песочницу, ее делит кто-то более авторитетный и сильный. Возможности влияния России на Армению, пока сохраняются на довольно высоком уровне, и чтобы Россия могла выступить в качестве полноценного арбитра, необходимо упрочить ее влияние и на Азербайджан. Только в этом случае задача нахождения некоего компромисса будет сильно облегчена.

Основная сложность на текущий момент состоит в том, что нет такого государства, которое могло бы одинаково мощно влиять на обе стороны конфликта. В тоже время, есть два государства, которые могут повлиять на каждую из сторон, но интересы этих государств в Закавказье, сильно различаются.

Теоретически, вариантов разрешения этого противоречия два.
Первый - Армения делает серьезный шаг навстречу сотрудничества с Турцией и делегирует ей определенные рычаги влияния на Ереван, тогда арбитром объективно становится Турция.
Второй – Азербайджан, начинает сближение с Россией и со своей стороны, входит в российскую сферу влияния и тогда уже Россия берет на себя ответственность за справедливое разрешение конфликта.

Как видно, на сегодня оба варианта слабо реализуемы, первый - по причине постоянного муссирования армянского геноцида, второй – чреват для Турции потерей своих позиций в Азербайджане и она всеми силами, будет стремиться не допустить такого варианта развития событий. Все это означает, что конфликт будет сохранен в той форме, как и всегда. Разумеется, периодически будут возникать провокации с обеих сторон, но широкомасштабная война маловероятна, слишком высоки ставки, причем не только для непосредственно вовлеченных в конфликт сторон.

Любая эскалация конфликта вызовет сильное напряжение во всем регионе Закавказья. А оно, в свою очередь, чревато осложнениями не только в странах участницах конфликта. Это прекрасно понимают как в Баку, так и в Ереване. Осложнение отношений с соседями способно оказать серьезное влияние на ход развития конфликта для обеих сторон, а предсказать вектор и последствия этого влияния практически невозможно. К тому же существует риск возникновения внутренних осложнений, как в Армении, так и в Азербайджане, а это для правящих элит совершенно не нужно.

Подводя итог можно сказать, что ключи разрешения Карабахского конфликта находятся как минимум в четырех странах, причем без любого из этих ключей, карабахский замок открыть невозможно. Остается открытым вопрос – Кому удастся собрать все ключи в одних руках?