Сражения в новых морях
На модерации
Отложенный
– Сейчас копирайт удовлетворяет исключительно интересы издателей-посредников при полном наплевательстве на общество, культуру, творцов. Он выгоден всем, кто хочет заниматься исключительно коммерческим творчеством, а не создавать качественный продукт, – объясняет председатель партии Станислав Шакиров. – Одновременно все больше авторов выкладывают свои творения в Сеть для свободного распространения. Это удобно плюс это хороший пиар. Например, писатель Михаил Елизаров рад, что его книги могут прочитать даже там, где нет возможности их купить. А его друзья-писатели расстраиваются, когда их книги не выкладывают в Интернете.
А что же борцы за авторские права? Это в основном не сами авторы, а специализированные частные и общественные организации, преследующие свой корыстный интерес. Сил тягаться с Интернетом у них пока нет, поэтому они концентрируются на работе в более традиционных сферах.
Чаще всего это выглядит следующим образом. Заключается договор с автором, который доверяет защиту прав соответствующей организации. Нанимаются агенты (чаще всего студенты и безработные), которые за небольшой процент ходят, например, по кафе и ресторанам. Слушают музыку (в каком ресторане без музыки?), а затем задают вопросы владельцам или персоналу об авторских правах. Сначала идут просто ликбез и предложение заключить договор, а при повторном посещении могут последовать и угрозы судебного преследования.
А потом и собственно иск.
Порой в этой трудной борьбе наблюдаются явные перегибы. Например, в конце марта в Самаре представители Российского авторского общества (РАО) возмутились тем, что хор ветеранов исполняет военные песни без перечислений авторам. До этого был скандал в Новосибирске, где в загсах пытались запретить исполнять Марш Мендельсона. В июле 2009 года в центре внимания оказалось дело вокруг футбольного марша Матвея Блантера, которым с незапамятных времен открывались все матчи чемпионата страны. А как не вспомнить историю 2008 года, когда то же самое РАО потребовало с организаторов концерта группы Deep Purple в Ростове выплаты авторского вознаграждения за публичное исполнение музыкантами группы собственных песен. Организаторы выплатили обществу компенсацию 450 тысяч рублей, из которой лишь некая «определенная часть» перечислена британскому ансамблю.
И это не такой уж курьез. Парадоксально, но сами авторы авторскими правами владеют редко. Как правило, владельцами произведений являются музыкальные студии, издательские дома, кинокомпании. Они и получают большую часть выгоды от использования имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Впрочем, это совсем не повод записывать современных пиратов в Робин Гуды. Ясно одно: борьба с «расхитителями интеллектуальной собственности» завершится не скоро.
Комментарии