Разделяй и властвуй.
Проект Расколково.
Алексеева и Ковалев призвали к компромиссу по Триумфальной.
По материалам Грани http://grani.ru Глава Московской Хельсинкской группы, один из инициаторов "Стратегии-31" Людмила Алексеева и известный правозащитник Сергей Ковалев считают возможным компромисс со столичными властями, регулярно отказывающими в согласовании митингов в защиту 31-й статьи Конституции на Триумфальной площади. Об этом говорится в совместном
заявлении, опубликованном в блоге Людмилы Алексеевой. По мнению авторов заявления, участникам "Стратегии-31" стоит рассмотреть возможность подачи двух заявок на согласование акции 31 июля с разными составами организаторов. Ранее представители властей неофициально давали понять, что митинг может быть согласован в случае, если среди его организаторов не будет лидера нацболов Эдуарда Лимонова.
Алексеева и Ковалев подчеркивают, что такое требование московских властей "незаконно" и "антиконституционно", но задаются вопросом, "в самом ли деле компромисс с властью являлся бы проигрышем "Движения-31" и шагом, неприемлемым по нравственным причинам".
"Мы не думаем, что принятие условия, выдвинутого московскими властями, означало бы поражение. Согласиться отторгнуть кого бы то ни было от этих митингов стало бы капитуляцией. Но согласие провести митинг при всех перечисленных выше условиях, но с другими заявителями на это мероприятие – отнюдь не позорное соглашение. Это все-таки победа. Да, не полная, но – победа", – говорится в заявлении правозащитников.
"Да, власть нарушает Конституцию, но Движение констатирует и порицает это. Ведь это не первое известное нам беззаконие власти даже не такое ужасное, что и с самим митингом можно погодить, лишь бы сохранить прежних заявителей? Так ли уж это важно для основной массы участников "Движения-31"?", – отмечается в обращении.
Очередной, десятый по счету митинг в рамках "Стратегии-31" состоится 31 июля. Акция на Триумфальной 31 мая стала самой массовой за всю историю инициативы. По различным оценкам, на площади собралось от одной до двух тысяч человек. После разгона митинга в столичные ОВД были доставлены более 150 человек. Сообщалось о многочисленных жестоких избиениях задержанных.
После событий на Триумфальной правозащитники потребовали отставки мэра Москвы Юрия Лужкова и наказания милицейских начальников. Соответствующее заявление подписано Людмилой Алексеевой, главой движения "За права человека" Львом Пономаревым, а также другими общественными деятелями. "Мы требуем отставки мэра Москвы Лужкова, администрация которого в противоречии с законом и Конституцией раз за разом отказывает в согласовании неугодных массовых акций, провоцируя столкновения, задержания, избиения и аресты", – говорилось в заявлении.
Свое сожаление в связи с задержанием в Москве и Петербурге участников мирных акций выразил пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Майкл Хаммер. По его словам, "сообщения об избиениях людьми, связанными с правоохранительными структурами, жестокое обращение с задержанными, плохие условия содержания в милиции не отвечают всеобщим нормам, закрепляющим право граждан на свободу волеизъявления и собрания".
Александр Скобов. Выступление Людмилы Михайловны Алексеевой и Сергея Адамовича Ковалева - это серьезная политическая ошибка. Известно, что Людмила Алексеева и Сергей Ковалев не являются политиками. Считаю, что в данном случае они вольно или невольно стали частью некоей комбинации, разработанной совсем другими людьми, которые, в отличие от них, являются именно политиками. Эти люди давно хотят, чтобы либеральная оппозиция «избавилась» от своих более радикальных «нелиберальных» союзников по гражданскому протестному движению в надежде, что это откроет ей возможность для соглашения с некоей гипотетической либеральной частью правящей элиты.
Инициатива правозащитников создает прямую угрозу раскола Движения-31. Логика противостояния нынешней власти жестко диктует оппозиции, независимо от ее идеологических и политических течений, правила поведения, существующие в одном партизанском отряде.
Это не прогулки с цветочками и не маневры парламентских фракций. Каждый, кто ввязывается в такую борьбу, принимает на себя определенные обязательства перед теми, с кем он оказался на одной баррикаде. Выносить на публичное обсуждение идею подачи параллельной заявки другим составом заявителей (то есть без Лимонова) было бы допустимо лишь в одном случае: если бы это предложил сам Лимонов. В противном случае это означает, что в то время как одна часть защитников баррикады продолжает сражаться, другая часть предлагает начать сепаратные переговоры с противником, которые в нынешней ситуации могут оказаться лишь переговорами о капитуляции. Подобные действия неизбежно посеют недоверие между участниками Движения-31, вызовут в нем раздрай.
Меня уже призывали не вносить дополнительный раздрай хотя бы в либеральную оппозицию, хотя бы ее единство поберечь. Но интересы гражданского общества в целом, которые я связываю с существованием широкого коалиционного протестного движения, важнее отдельных интересов либеральной оппозиции, являющейся лишь одной из его частей. Наиважнейшей задачей я считаю сохранение в протестном движении живого ядра, в котором люди не предают друг друга несмотря на всю разницу во взглядах. Такое ядро станет символом сопротивления и позволит движению возродиться даже в случае временных поражений. Только такое ядро рано или поздно привлечет на свою сторону общество. И обсуждать стоит не какие-то обходные компромиссные сепаратные маневры, а вопрос о том, какие необходимы шаги для сохранения и укрепления этого ядра. А вот с теми, кто будет толкать либеральную оппозицию к разрыву с союзниками по протестному движению и к сговору с царским режимом, рано или поздно придется размежеваться. У меня, во всяком случае, ничего общего с ними не будет ни идейно, ни организационно.
Сергей Давидис Почтенные правозащитники Людмила Алексеева и Сергей Ковалев имеют право на
свое мнение, и я далек от того, чтобы их осуждать. Я с ними не согласен, но они имеют право на свою точку зрения.
А не согласен я потому, что совершенно непонятно, ради чего компромисс. Акция 31 числа имеет символический характер, она посвящена всей совокупности нарушений, связанных со свободой собраний в России. Провести акцию 31 числа на Триумфальной - не самоцель. Это символ и знак. И в этой связи особенно важно придерживаться закона во всем, что связано с этой акцией.
Алексеева и Ковалев сами пишут, что требование о смене заявителей незаконно. Именно поэтому его ни в коем случае нельзя выполнять. В преддверии акции 31 июля правительство Москвы вело активные переговоры, настойчиво предлагая подать уведомление без Эдуарда Лимонова. Дело тут, разумеется, не в Лимонове, который преследует собственные политические интересы, и в не в нашем отношении к нему. Дело в том, что смена состава заявителей возможна только по внутренним соображениям, но никак не под давлением власти. Если власть озвучила такие требования - идти на это ни в коем случае нельзя.
Победой будет принятие властью законных требований граждан. А проведение мероприятия на основе такого гнилого компромисса будет поражением, а не "неполной, но победой", как пишут авторы заявления. Любая уступка, любое согласие с незаконными требованиями власти будет поражением. Понятно, что власти очень хочется сохранить лицо - показать, что ей наконец пошли навстречу.
Следствием такого "компромисса" будет распад широкой коалиции по борьбе за свободу собраний и шире - за права человека в России. Общегражданское движение с участием самых разных политических и общественных сил превратится в набор конкурирующих друг с другом политически окрашенных мероприятий. Это не то, что нужно сейчас нашей стране.
Такова и позиция "Солидарности": нельзя идти на противозаконные уступки и нельзя разрушать единство. Надеюсь, что Людмила Михайловна и Сергей Адамович всего лишь задают вопрос, что они не пойдут на разрушительный с морально-этической и содержательной точки зрения шаг, не подадут сепаратную заявку на 31 августа. Надеюсь, они вступят в коммуникацию с другими участниками гражданского сопротивления, в результате которой родится общее видение, чтобы акция 31 августа не стала последней. Если "компромиссный" подход возобладает, это будет конец Стратегии-31.
Комментарии
Исполины, или нефилим (ивр. נפילים — «павшие») — в еврейских и раннехристианских писаниях (см. Книга Бытие) — люди огромного роста (3-10 м (см. православную энциклопедию)), которые рождались в результате браков между «сынами Божиими», то есть почитающими Бога, и «дочерями человеческими», то есть враждующими против Бога (так называемые каиниты — потомки Каина). Огромного роста были потому, что они настолько были укоренены во зле, что с особенной силой творили всякие злые дела: гордость, зависть, презренное отношение к родителям, убийство, блуд, — потому и названы «павшие».
Или я чего-то пропустила?
Понимаю и власть-разделяй и властвуй. Сегодня неугоден Лимонов, завтра Алексеева и т.д. под шумок рассорить оппозицию и спать спокойно - не заплатив налоги.
Лично я считаю, что оппортунисты (соглашатели) в таком деле не нужны и всех их бойкотировать и тогда посмотрим, что стоит Алексеева без поддержки того же Лимонова.