Открытое письмо господину Познеру, атеисту

На модерации Отложенный

Снос Храма Христа Спасителя, 1931 год. Репродукция Фотохроники ТАСС

Егор Холмогоров дал открытый ответ либеральной медиаперсоне Владимиру Познеру, который позволил себе задать провокационный вопрос Владимиру Путину о карательных мерах для атеистов

 

Господин Познер!

Как рядовой член Русской Православной Церкви, и как, до некоторой степени, Ваш коллега журналист, позволю себе обратиться к Вам с открытым письмом, в котором хотелось бы разъяснить некоторые моменты, касающиеся Вашего публичного обращения в связи с осуждением блогера Соколовского.

Я не буду заискивать перед вами, как перед «патриархом российской журналистики» и, возможно, именно поэтому некоторые вещи сформулирую предельно четко. Я не буду писать Вам политкорректных глупостей о том, что «да, мы уважаем Ваше неверие, отрицайте Бога сколько хотите, только и Вы, пожалуйста, уважайте нашу веру» и т.д. Поговорим серьезно.

Вы спрашиваете можно ли быть атеистом в России? На мой взгляд, атеистом в России быть нельзя. Атеизм в России - отрицание самой природы России, самого её смысла, самой её сути. Когда-то знаменитый фельдмаршал Христофор Миних, сказал полушутя-полусерьезно: «Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что оно управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно существует». Отрицать Бога - значит отрицать Россию. И наоборот.

Россия - государство, созданное и обустроенное святыми князьями, защищенное святыми воинами, страна, освоенная и изученная святыми монахами и епископами, основавшими свои монастыри в самых дальних таежных дебрях, в тундре, на северных островах. Тысячу лет миллионы людей в этой стране денно и нощно молились Богу с такой истовостью и серьезностью веры, жили в такой плотной атмосфере чуда, что даже если бы Вы и подобные Вам были бы правы, и Бога бы не существовало, то здесь, в России, Он стал реальностью. Россия так пропитана верой и пронизана Богом, что здесь отрицать Его существование и в самом деле глупо и преступно - прежде всего перед своим собственным разумом.

Однако сто лет назад с моей страной, нашей страной, случилось несчастье. Власть в ней захватили воинствующие атеисты. Не надо лгать, что атеизм был чем-то не важным и несущественным в мировоззрении новых властителей - напротив, отрицание Бога, ненависть к религии и «попам» была центром этого мировоззрения. «Всякий боженька есть труположство» (В.И. Ульянов (Ленин). Письмо Горькому 13/14 ноября 1913 г.). Их действия в отношении Церкви и верующих являлись выражением их атеистических убеждений.

Еще не успели большевики раздать землю крестьянам, а заводы рабочим, еще шли переговоры о похабном Брестском мире, как уже были приняты декреты об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Еще были живы политические оппоненты большевиков, еще выходили оппозиционные газеты, как уже Русскую Землю напитала кровь первых мучеников нового гонения: протоиерей Иоанн Кочуров расстрелян атеистами 31 октября (13 ноября) 1917 года в Царском Селе на глазах своего сына-гимназиста.

Вы утверждаете в своем обращении: «Когда-то за отрицание существования бога, то есть за атеизм, сжигали на кострах, в частности, этим увлеченно занималась Святая инквизиция». Это не соответствует действительности. Вы не сможете привести ни одного имени атеиста, якобы сожженного инквизицией, просто потому, что таковых нет. Чтобы придумать «атеиста-жертву инквизиции» атеистические пропагандисты пошли даже на прямой подлог - выдумали никогда не существовавшего математика Паоло Вальмеса, якобы сожженного Торквемадой за то, что решил уравнение 4 степени. На подобных поручиках Киже и строится атеистическая пропаганда.

Инквизиция была вредоносным учреждением, не соответствующим самому духу Христианства. Но занималась она не атеистами, а преимущественно преследованием христиан же за действительное или мнимое отступление от ортодоксальности. Но довольно странно приписывать Православной Церкви преступления католических инквизиторов с учетом того, что в то же самое время XV-XVII вв., римо-католики преследовали точно так же и православных, считаемых ими «схизматиками». Достаточно вспомнить массовые расправы над православными на Украине, где их принуждали к принятию унии с Римом. Сейчас, кстати, на Украине планируется новый тур гонений на православных, как на членов «москальской» Церкви. Достанет ли нашим свободомыслящим смелости, чтобы вступиться перед новоявленными «европейцами» за верующих, вся вина которых лишь в том, что их канонический патриарх имеет резиденцию в Москве? 

«Расправы христиан над атеистами» - по большей части смехотворный вымысел, не заслуживающий даже опровержения. А вот расправы атеистов над христианами - хорошо задокументированный факт. Они убивали - расстреливали, топили, сжигали, даже распинали на алтарных преградах и заливали в горло расплавленную медь. Они избивали, унижали, мучили тело и вытаптывали душу. Они взрывали церкви и превращали их в скверные места. Они рубили топором и кололи штыком иконы (одна такая исколотая досталась мне от бабушки). Есть хорошая книга А.А. Валентинова «Штурм небес», где подробно освещены преступления атеистов против верующих во время Гражданской войны и в 1920-е годы. А ведь она вышла в 1925 году, еще до начала «безбожной пятилетки».

В списке канонизированных новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за веру от рук атеистов, числится 1774 человека. Это только те люди, чей подвиг уже изучен квалифицированными церковными комиссиями и, безусловно, подтвержден.

Но каждый образованный православный с легкостью назовет множество имен тех, кого прославить еще не успели, например священника Петра Космодемьянского, деда Зои и Александра Космодемьянских, убитого в 1918 году.

База данных, посвященная пострадавшему духовенству, насчитывает 25 тысяч имен, из которых только архиереев 440 человек. Всего же число пострадавших за веру от рук атеистов исследователи оценивают в полмиллиона.

«Церковники» составляли один из основных потоков репрессированных и при Ленине, и при Сталине. И это я не говорю о символическом насилии, о непрерывной грязной травле, клевете, оскорблениях, которым подвергались верующие, благодаря деятельности «Союза воинствующих безбожников» и его журнальчиков типа «Безбожник у станка». И это я не говорю о глумлении над русской культурой и народными святынями - кампании вскрытия мощей, безумные «октябрины» и «красные пасхи», сменившиеся при Хрущеве отведением закрытых храмов под комсомольские танцульки и нелепыми трактатами о «неисторичности Иисуса Христа», которые переписывает сегодня Соколовский.

Всё это делали с нами, христианами, вы - атеисты. Да-да, в известном смысле и лично Вы, господин Познер, член КПСС с 1967 года. И как мы теперь с этим будем?

Была бы определенная логика в том, чтобы вернувшие себе Россию православные вовсе запретили атеизм как преступное мировоззрение и политическую практику, равнозначную, допустим, нацизму. Чтобы Соловецкий лагерь, наша Треблинка, стал местом всенародного почитания, а Бутовский Полигон, наш Дахау, средоточием всенародной памяти и скорби. Чтобы любое преуменьшение и отрицание атеистического террора против православных преследовалось по закону, а носитель соответствующего мировоззрения рассматривался как непосредственный виновник тех несчастий, которые обрушились на нашу многострадальную землю в последнее столетие.

Мы не требуем этого по двум причинам, которые зовутся Справедливость и Милосердие. Как то, так и другое в известном современному человеку виде - чисто христианские идеи.

Это Справедливость требует от нас взыскивать с человека только за его индивидуальные грехи, только за то, что он лично сделал, а не за преступления его единоверцев, единомышленников, единоплеменников, или хотя бы родственников. Древний дохристианский мир такой идеи не знал - даже в самых развитых древних обществах царила идея коллективной ответственности. И лишь вера в то, что Христом Спасителем искуплен любой «коллективный» грех раскрыла дорогу личному отношению к любому падшему.

Это Милосердие требует от нас покрывать любовью то, что сделано против нас в прошлом и даже в настоящем. Это оно требует от нас, порой, не ожидать даже просьбы согрешившего о прощении и прощать его, несмотря на его упорство.

Справедливость и Милосердие - основы нашего христианского мировоззрения. И они, конечно, исключают саму мысль о возмездии гонителям Христианства.

Это не значит, что вернувшись к нормальному состоянию нашей России, к обществу, в котором присутствует Бог, в котором Вера имеет значение, мы не должны предпринимать никаких усилий для того, чтобы Ваши атеистические гонения и расправы над нами не повторились. Мы, конечно, не боимся повторить путь мучеников - для христианина нет ничего радостней смерти за Христа.

Но думая о том, сколько младенцев по вашей, атеистов, вине умерли, не получив крещения - я вспоминаю свое тайное крещение за закрытыми дверями в 1983 году и с ужасом думаю, что бы было, если бы я умер ребенком, до него не дожив -, сколько стариков умерли без последнего причастия и были погребены без отпевания, о чудовищном ударе, нанесенном по всему духовному строю России, мы, конечно, хотим, чтобы никогда ничего подобного не повторились (хотя и понимаем, что однажды повторится - именно об этом написан «Апокалипсис»).

И как в таком случае прикажете реагировать на злого ребенка Соколовского, который ненавидит всё и вся, в том числе, особенно, веру и верующих? От этого комнатного ницшеанца за версту разит голдинговским «Повелителем мух». И если разрешить подобным ему продолжать их «хейт спичи», то не так уж не скоро найдется тот, кто решит перейти от слов к делу.

Вспомним, как 9 февраля 2014 года вдохновленный именно антихристианским «хейтерством» преступник устроил стрельбу в храме Южно-Сахалинска и убил монахиню и прихожанина. Я не помню, признаться, ни одного случая, чтобы верующий православный христианин, сын Русской Православной Церкви, напал бы на атеистов, или сектантов-антицерковников из ненависти к ним и кого-то убил. Обратное же происходит с известной регулярностью, начиная с пасхального убийства в Оптиной Пустыни 1993 года.

И Вы, такие как Вы, господин Познер, или Ваши соратники в деле борьбы против Русской Церкви, как господин Невзоров, несете за эту атмосферу ненависти и убийств, за эту интонацию журнала «Безбожник у станка», вернувшуюся в нашу общественную жизнь, самую прямую ответственность.

Поэтому давайте не врать, что Соколовского осудили за убеждения, или что претензии у православной части общества к Вам связаны с убеждениями, с тем, что Вы считаете, что Бога нет.

На самом деле и Вы, и Ваши юные подражатели типа Соколовского считаете, что Бог есть, но хотели бы Его убить - убить в нас, наших детях и наших внуках. И я полагаю, мы имеем полное право защищаться в соответствии с законом.

Вы можете не верить, но Вы не можете безнаказанно конвертировать своё неверие в ненависть, особенно когда последствия этой ненависти, выросшей из неверия, до сих пор рубцуются по нашей земле в виде разрушенных храмов и безымянных могил убитых безбожниками святых. Ваша ненависть стоила нашему народу уже слишком дорого.

Егор Холмогоров