Война между строк

В мае нынешнего года исполнилось 70 лет со дня официального вступления в силу послевоенной конституции Японии, которую нередко называют «мирной». Именуется конституция так из-за наличия в ней уникальной в истории государств 9-й статьи, торжественно провозглашающей отказ японского народа от обладания вооруженными силами и права ведения войны. Статья гласит: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Для достижения этих целей, никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны. Право на ведение государством войны не признается.
Считается, что конституция была составлена и чуть ли не навязана японцам оккупировавшими страну американцами. В известной степени это так. Однако в те годы, исстрадавшиеся от агрессивных войн своей страны японцы восприняли антивоенную конституцию как благо, гарантию от возврата к мрачным временам милитаризма и близкой по идеологии фашизму националистической доктрины так называемого японизма..
Превращая Японию в «бастион против коммунизма» в Восточной Азии, американцы не пренебрегали услугами своих недавних злейших врагов — на командные должности в «корпус» назначались офицеры бывшей императорской армии.
Война в Корее побудила американское руководство рассматривать Японию уже как военного союзника. После заключения с Токио сепаратного мирного договора и военного союза — «договора безопасности» — с согласия США в августе 1952 года «резервный полицейский корпус» был преобразован в «корпус безопасности», численность которого была доведена до 110 тысяч человек.
А через два года 1 июля 1954 года в стране были фактически воссозданы вооруженные силы в полном объеме. Дабы обойти конституционный запрет, насчитывавшие 130 тысяч человек новые формирования сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил получили наименование — «силы самообороны». Выполнявший роль военного министерства административный орган руководства новой армии так же был прикрыт эвфемизмом — «управление обороны». Генштаб по аналогии с США был назван «объединенным комитетом начальников штабов».
За прошедшие десятилетия японские вооруженные силы доведены по численности до 247 тысяч солдат и офицеров. При этом следует учитывать, что японские части и соединения можно назвать кадрированными, то есть в них заполнены офицерские и сержантские должности при неполном наполнении по штату рядовым составом.
Еще в 1950 году США разрешили японскому правительству создать резервный полицейский корпус в 75 000 человек. Хотя в то время никакой угрозы в сторону Японии как раз не исходило, соседи нападать не собирались, но видеть Японию антикоммунистической крепостью американцы считали необходимым.
Через два года численность упомянутого корпуса выросла до 110 000, и еще через два года вооруженные силы уже существовали, по сути, в полном объеме, под названием «сил самообороны». Что же касается до недавнего времени действовавших ограничений на военный бюджет, которые в расходах на данные нужды запрещали выходить за пределы 1% от ВВП, то при японских объемах экономики это все равно огромная сумма (порядка 2/3 от российского военного бюджета). Численность ВС Японии сейчас является четвертой в Тихоокеанском регионе — и, возможно, ВС этой страны являются шестыми в мире.
И все это противоречит конституции. Не давая двигаться дальше. Поэтому премьер-министр Японии принял решение добиться изменения конституции. Уже через три года существование японских ВС может стать совершенно законным.
Комментарии