Под колёсами перестройки.

На модерации Отложенный

Семью я создала накануне перестройки. . 

Замуж вышла только в 84ом.
Но до 88 года мы жили на одну зарплату , вторую клали на книжку.

Перестройка медленно набирала силу, сказывалась осторожность меченого дьявола и  страна некоторе время ещё катилась по инерции , как тяжёлый  поезд.

Не бедствовали. Товарково роскошно снабжалось. Продовольственные были нормальные : всевозможная молочка , множество сортов рыбы, варёная колбаса , синие цыплята и куры - до сих пор помню как мы постоянно цыплят табака делали , придавив крышку сковороды утюгом старинным. Игрушки Тимке ( он родился в 86) покупали постоянно, сласти... Роскошное парное мясо давали по талонам - завод держал ферму в деревне: свиней и бычков, имел свой колбасный цех - и по палке полукопчёной колбасы ( иногда и две) мы имели всегда, растворимый кофе...
Собственно, было всё. Я не работала - получала декретные - они и шли на книжку.
Женька получал 130.
У него на заводе была роскошная новенькая столовая трёхэтажная - на весь куст заводов. Готовили там отлично, а стоило копейки. Он с работы часто привозил тортики из этой столовой : птичье молоко, елена, Прага - эти рецепты тогда только появились.
С мебелью была , правда , напряжёнка : мебельный был забит, но всё было по записи. То же и с хорошими холодильниками. Но мы не очень торопились : жили ещё с подселением , должны были по существующему порядку год пожить с подселением , потом получить однокомнатную , а потом уже через год-полтора - полноценную трёхкомнатную.
Я рассказываю о периоде с 84 года , когда замуж вышла.
Кстати , на ВЦ в Калуге мне светил кооператив. Когда в 84-ом вышла замуж, меня вызвал директор и заставил переписать заявление с однокомнатного кооператива на двухкомнатный. А я отказалась совсем : очень хотела жить в Товарково , увольнялясь. Вот дура !!
Мы были настолько уверены в будущем, что Женя дважды уступал свою очередь на квартиру друзьям из цеха : у одного дочь- инвалид, другой после смерти жены остался со взрослой дочерью в однокомнатной....
А дальше - была перестройка...
В 88 началась чехарда с промтоварными магазинами : вдруг . просто перестали завозить новые товары.

Мигом исчезли холодильники, мебель, куда-то вывезли даже гору чёрно- белых телевизоров , стоявших чуть ли не до потолка в магазине. Я уж не говорю о цветных.
В хозяйственном , кстати , замечательном , вмиг опустели полки.
Причём, мы не видели , чтобы был ажиотажный спрос.

Думаю , что те , кто знал суть перестройки, скупил товары , чтобы потом продавать по завышенной цене где-то в своих магазинах или  за границей.
Одну такую бабу мы видели, когда распродавали садики.

Новенькие садики, с иголочки,оборудованные сверхбогато , с бассейнами , спортзалами , музыкальными залами...

И , вдруг , на пике рождаемости в посёлке , два из них закрыли, всю начинку их стали распродавать по бросовой цене !!

Вдруг, всеми овладела алчность. Людей возмущало закрытие садиков , но мещанская жадность взяла верх...
Люди стояли в живой очереди, чтобы купить подешёвке кроватки и детскую мебель.

Но сначала приехали на грузовиках местное начальство - главбухи . директорские жёны и вывезли ковры , телевизоры и прочие ценности

( садики были новенькие - лет 5 , а то и меньше).

А потом примчалась эта баба - суетливая, взмокшая от волнения, пролезла через очередь и с другого подъезда начала грузить все кроватки, тумбочки, хорошие шкафы, столы. Очереди работяг достались стульчики детские и самые потрёпаные столики, да шкафчики из раздевалок...
Сейчас стыдно вспомнить, что я тоже стояла в этой очереди - было какое-то помешательство...
А баба та , наверное, была в курсе , что в стране творится и скупила мебель для своего мебельного магазина,

Хотя она очередь стыдила за возмущение : это , мол, в пионерский лагерь. Но было не похоже,что в лагерь : явно торгашка, да и мебель была для дошколят. Сейчас говорят , что и промтовары и хозтовары и мебель везли в Польшу - Польша жадно скупала всё.
Ну, а потом , очередь на квартиру ликвидировали : якобы, потеряли книгу с записью очерёдности.

Мы стояли на очереди первыми , а тут и пролетели...
А потом достроенные и недостроенные дома ,а их было много, забрало руководство посёлка и стало продавать квартиры за деньги !
Куда шли деньги от продажи квартир никто не знал.
Заводы тоже все приватизировали, даже собрали с нас какие-то деньги за дополнительные акции - бумажки , напечатанные на пишущей машинке - до сих пор лежат в шкатулке - фантики, за которые местное жульё забрало две наших зарплаты.
Потом руководство каким-то образом то ли продало заводы другим хозяевам, то ли сменило название . Вообщем, наши "акции" стали недействительными.
Когда появились ваучеры , нашлись люди ( в том числе наш комсомольский и наш профсоюзный босс), которые организовали просто массовую скупку ваучеров. Причём. обставили это организовано,официально - подобно выборам . Люди приглашались на участки , где сидела комиссия со списками, проверяли паспорта...
Мы были дураки- дураками .Ничего не понимали. Мы все были доверчивы , как дети....
Ну, а после 88 - понеслось : заводы одни закрылись, другие перестали платить.
Нас выручали папа с мамой : делили с нами пенсию, привозили продукты, дача у них была. Завели они кур - по три с половиной кг откармливали.
А после павловской реформы - стало ещё хуже : Женька приносил 300 р , сидели на пустых макаронах.
Шикарную нашу межзаводскую столовую, отделанную под лак, паркет и витражи, тоже продали каким-то жукам : все рабочие стали брать тормозки.
Женька нажил язву почти сразу - от стрессов и плохого холодного питания в антисанитарных условиях.
А знаете , что в тормозки клали все тогда?
10 пельменей, или суп , часто пустой,или макароны , тоже пустые зачастую.
Макароны и те были не по карману подчас.
Хорошо , что перед Павловской реформой мама сняла с книжки все свои накопления 3,5 тысячи рублей -(папа не захотел покупать новый Запорожец когда-то, думал ещё подкопить на Москвич).

Бедный папа, лучше бы он купил Запорожец - хоть поездил бы прежде , чем умереть...!...
Мама после его смерти привезла деньги нам и сказала -" купи , зятёк, машину." Это было перед самой Павловской реформой .
только поэтому мы мало потеряли в ней.
И Женька купил стареньку красную копейку. Так мы садились в неё и ехали на оптовую базу и покупали там мешок макарон подешевле, крупу какую -нибудь...
На большее нам долго не хватало...
У меня было белковое голодание : мне постоянно хотелось мяса....
И с тех пор - просто зверский аппетит...
А , кстати , в 90-е директора моего калужского ВЦ , светлая ему память,хороший был человек, зверски убили бандиты .
Со следами жутких пыток их с товарищем нашли в багажнике автомобиля в лесу.
Они решили чуть поторговать в 90-е.
Это было страшное время. Время такой беспардонной лжи, торжества тупых и жестоких неучей, прохиндеев и аферистов.
Нормальные люди продолжали жить по советским законам и советской совестливой морали, а жулики всех мастей сразу смекнули , что законов уже нет и развернулись по полной...
Мы с ужасом читали об отъёмах квартир и захвате предприятий , не понимая почему государство не вмешивается и не наказывает за это.
"Огонёк" печатал такое , что моя мама , школьный историк- пенсионер, говорила , что ей стыдно за то , что она , не зная всего, учила детей ложной истории.
Только спустя пару десятков лет , с развитием интернета, мы стали осознавать, что на 80% нам впаривали диссидентскую ложь...
Если в начале перестройки на нас обрушилась лавина всяких разоблачений, и мы, привыкшие верить советским СМИ, поверили во всё, что нам впаривали тогда, то со временем постепенно мы настолько научились не доверять СМИ, что также постепенно начали прозревать , и понимать ЧТО со страной сделали.
Пришло понимание и правильная оценка происшедшего.
А как страшно нам всем далось предательство наших кумиров - артистов , писателей, певцов...
Помню , как я рыдала над статьёй в Комсомолке Астафьева, который в статье написал , приветствуя перестройку, что " Я знаю , что слабые вымрут, но мне их не жалко - они слабые "
Я знала , что я слабая и что перестройка погубит мою жизнь и жизнь моей семьи.
Помню первую афёру в масштабе целой страны , которую совершил журнал Ридер дайджест.
Он объявил подписку на "Библиотеку приключений". Перечень книг был такой шикарный , что захватывало дух.
Мы сидели без денег, но нам подарили 200 р сынуле на ДР. У него были плохонькие сапожки. На базаре были отличные сапожки за 200р . Это была большая сумма - муж получал 300р.
А тут -подписка ... Я решила , как решала в прошлом моя мама , что книги полезней красивой обуви , пусть сын читает...
Надо было выписать журнал и тогда можно было подписаться на эти книги.
Подписалось полстраны !!
"Комсомолка" съязвила , что Ридер Дайджест разорится... Но даже первая газета страны не въехала ещё в новые времена. Журнал нагло заявил , что всем подписчикам надо доплатить ещё по 200р, тогда будут приходить книги...
Практически это значило , что уже , продав вещь, продавец требовал ещё двойной оплаты... У меня, как у большинства , ни денег , ни охоты платить жуликам не было.
А наглый журнал даже не вернул деньги за подписку - остался мой Тимошка без сапожек и без книг...
И государство не заступилось за нас, обманутых, чего никогда бы не случилось при социализме !
Но я отомстила журналу позднее, видит Бог !
Я поступила так , как бы не поступила в советское время ни за что !
Дело в том , что мои неразумные дети ( старшему было лет - 8-9) выписали однажды шикарную кулинарную книгу , что рекламировал и продавал этот Ридер Дайжет. Там имелась даже полностью заполненная квитанция - только поставь подпись...
Они решили на мой ДР сделать мне подарок. Выдрали квитанцию и отослали. По этой квитанции книга приходила даже не наложенным платежом , а СОВЕСТЛИВЫМ платежом - тогда такое практиковалось , т.к. советские люди ещё не научились врать...Я посылку вскрыла - каюсь, любопытство взяло верх.. И обнаружила , что за книгу мне надо заплатить 500р.
Мы сидели на мели. Отдать 500р означало отдать зарплату мужа и ещё 200р занять...
Сыновья ревели в два голоса... А виновным -то был опять Ридер Дайджест.
Как я была взбешена - я бы этот журнал спалила , будь рядом его офис...
Тогда я пошла к нашему юристу в мерии. А тот , выслушав меня , посоветовал написать в журнал ,мол, приезжайте и забирайте книгу, у меня ни средств , ни желания возиться с отправкой её назад нет, ведь книгу выписали дети, о чём свидетельствует почерк в квитанции и , скорее всего , ошибки,которые не сделать они не могли.
А , мол , представители за книгой не приедут , т.к. подобные потери заложены у них в цене - недаром она заоблачная.
Ну , а если приедут- отдадите книгу , только не испачкайте её.
Так я и сделала ,хотя книга совершенно была мне не нужна рецепты там были сверхзаумные с элитными редкими продуктами, а мы-то сидели на макаронах и голых косточках для супа...
Трижды из журнала мне присылали письма с угрозой суда, но я твердила одно : приезжайте сами и забирайте книгу...
Книга пролежала у меня года три, а потом я за ненадобностью подарила её крестнице на ДР. Она к тому времени отучилась на кондитера...
Вот так... Отомстила я журналу.
Тяжёлые были времена , не дай Бог повторения!
Но не материальное мучило больше всего. Мучила несправедливость , бардак , новые слова , которыми нас называли : БЫДЛО ,
НИЩЕБРОДЫ , СОВКИ...
Мучили статьи в газетах и теленовости , где полыхали костры межнациональной ненависти, резали людей , как кроликов , убивали детей, увозили девушек в бордели всего мира и ругали, ругали, ругали нашу советскую жизнь...