НЕ СКЛОНИЛАСЬ ЕЁ ГОЛОВА

18:02 16 мая  109

Не склонилась ее голова

«Счастья своего не понимаем», – этот не без горькой иронии плакат одного из участников митинга против так называемой реновации как нельзя лучше отражает и настроения множества москвичей, и недоумения тех, кто живет далеко от столицы. Мол, как же так: людей хотят переселить из ветхого жилья в комфортное, а они сопротивляются. То ли действительно ничего не понимают, то ли «с жиру бесятся».

Вот только масштаб состоявшейся в минувшее воскресенье общегражданской акции, которая собрала не менее 20 тысяч человек, показывает: очень многие как раз разобрались. И прекрасно осведомлены: если скандальный законопроект примут, в «вынужденные переселенцы» может попасть любой, чей дом стоит на приглянувшейся строительным корпорациям земле. 
Кажется, власти – и московские, и федеральные – тоже осознали: блицкриг не пройдет. И изменили тактику. В течение последней недели мэр Собянин только и делал, что обещал: мол, можно выбрать не обязательно равнозначное (по метражу и комнатам), но и равноценное жилье – или денежную компенсацию... А кто будет оценивать, и не получится ли, что квартира в кирпичном доме с трехметровыми потолками окажется дешевле халтурного многоэтажного новостроя в промзоне? Нет ответа! Впрочем, почему нет? Достаточно посмотреть на кадастровую стоимость попавших в «реновацию» домов. Около трех лет назад цена квартир существенно выросла (хотя рыночная стоимость жилья упала из-за кризиса). А все потому, что налоги за владение недвижимостью государство решило брать по полной программе. А с 1 января нынешнего, когда планы на сплошной снос были уже в финальной стадии, квартиры в этих домах существенно подешевели. Значит, как налог – так плати побольше, как компенсацию – так урежут до крайности.
Видимо, запутавшись в обещаниях, Собянин и проговаривается: с расселением коммуналок «вопрос не решен». Но будет, мол, продуман. Но почему не подумали заранее? Ведь ответственные руководители, мэры, депутаты с огромным аппаратом обязаны самым тщательным образом планировать проекты, которые касаются судьбы и жизни миллионов людей.
Теперь Собянин скоропалительно внес некий законопроект в Мосгордуму: в нем якобы будут учтены все пожелания москвичей. Но если и так, федеральное законодательство все равно первично, а «реновируют» столицу на уровне общероссийском. При этом как госдумовские, так и московские депутаты дружно проголосовали «за».
Митинг вела Елена Шувалова – депутат Мосгордумы, проголосовавшая против. В начале митинга провела перекличку по округам: все – от Центрального до окраин оказались представлены. 
«Богородское против сноса!» – это Восточный округ. А рядом протестующие жители района Ломоносовский – юго-запад. Многим запомнились активисты с Красной Пресни. Не все, особенно молодежь, наверное, поняли, почему некоторые из них были в пионерских галстуках. А это напоминание о московской истории – в далеком 1922 году на Пресне организован первый пионерский отряд.
Митинг был общегражданским, в нем принимали участие люди самых разных политических убеждений (а кроме того, множество тех, кто вообще впервые вышел на митинг). Но, так или иначе, советская символика мелькала постоянно. Неудивительно, ведь под бульдозерный ковш собираются отправить в основном советское наследие.  
«За родину! За сталинку!» – с таким лозунгом вышли жители шести- и восьмиэтажных сталинских домов, расположенных по адресу: Ленинградское шоссе, 96-1 и 94-1. На их месте собираются построить коммерческие жилые башни. Активистам пока удалось отбиться от «бульдозерных списков». Но обращения к чиновникам оптимизма не внушают, так что успокаиваться рано.
«Тенистый, 10, против сноса!» Это тоже кирпичная сталинка в Свиблово, рядом с прекрасным парком (что понятно и по названию). Ей повезло меньше – она в списках.
Собственно, и обитатели так называемых хрущевок вовсе не желают все как один переселяться. Недаром на одном из плакатов Хрущев с башмаком обещает показать кузькину мать новоявленным «реноваторам». По нормативам советского Госстроя панельные хрущевки рассчитаны на 100 лет, блочные – на 120, кирпичные на 150. Это, конечно, не значит, что среди них нет ветхих (особенно если в течение нескольких десятилетий здания не ремонтировали, не забывая, однако, сдирать плату за капремонт). Но, повторимся, в списки попали сотни абсолютно нормальных домов, а вот ветхие как раз не попали!
«Набережная Новикова-Прибоя против сноса!»;  «Южнопортовый против!»; «Улица Комдива Орлова, 4, против!»; «Руки прочь от наших добротных домов!»; «Я люблю свою тихую улицу»; «Не отдам свой дом»; «Хорошее дело хреновацией не назовут!»; «Нет сносу конституции!»; «Реновация = депортация»; «Несносимые москвичи»; «Даешь реновацию мэра!»; «Мы не против улучшения, мы против уничтожения!».
По этим лозунгам и географию Москвы можно изучить, и настроения граждан. А можно ничего не изучать, а просто объявить их всех «наемниками» или «ненормальными». Провластный политолог, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин так и сделал, написав в Твиттере: «Как я понял, сегодня в Москве митинг против сноса ветхого жилья и улучшения жилищных условий малоимущих?

Ну не дебилизм!» 

* * *

Ну а официозные СМИ обратили внимание только на одну выступающую: мол, попросила слова москвичка, которая за реновацию, а ее освистали и отключили микрофон. Но дело обстояло иначе. Московскую администрацию очень упрашивали, чтобы выступила их представительница. Что ж, пошли навстречу. Но «представительница» немедленно открестилась от мэрии, а затем назвала всех собравшихся «гостями». Тысячи участников митинга возмутились: с чего это мы гости в родном городе? Дальше пошли лукавые фразы о реновации как «последней надежде выехать из аварийных домов».
Почему такие заявления лукавые, на конкретных примерах объяснил Константин Янкаускас, муниципальный депутат района Зюзино. Он уже несколько лет добивается расселения действительно ветхих пятиэтажек:
– Жители квартала 14 нашего района пришли сегодня на этот митинг, нас поддержать. Их дома не расселяют с 2006 года! У нас в районе два общежития на Болотниковской и Керченской улицах, которые надо расселять в первую очередь. Но они вообще не вошли в программу реновации. Район Коньково – четыре корпуса на улице Введенского – тоже не вошел. Это дома коридорного типа, где душ находится в подвале, где бегают крысы!  
Аварийное и ветхое жилье можно сносить по ныне действующему законодательству, напомнила Кэри Гуггенбергер, активист Савеловского района. Но московское правительство этого не делает, оно не заботится об интересах москвичей, а вот дорогая земля под домами очень интересует чиновников.
Об истинной цене властных благодеяний рассказал активист района Фили-Давыдково Андрей Ларичев, где насильственное переселение идет несколько лет:
– Над нашим районом уже давно издевается правительство Москвы. Сначала они запустили к нам застройщиков Су-155, которые строили дома из некондиционных панелей. Потом были дома, до сих пор не подключенные к коммуникациям. Теперь расселяют район Давыдково, людей оттуда отправляют в промзону в Очаково-Матвеевское. Власти обещают, что пойдут нам навстречу, дадут жилье в том же районе – и одновременно на людей подают в суд на принудительное выселение. Для отселяемых строятся дома отвратительного качества. На Малой Филевской есть новый дом, который прозвали «стеклянным» – такая там слышимость.
Это еще один важнейший аспект проблемы – чудовищно низкое качества нового «комфортабельного жилья». При этом масштабы строительства (без продуманного генплана) таковы, что это ставит под угрозу нормальную жизнь всего города, а не только будущих переселенцев. 
Марк Гурари, зампред совета Союза московских архитекторов, оценил законопроект как специалист. Застройщики говорят, что для окупаемости их участия в реновации нужно построить нового жилья в 1,5 раза больше. То есть на той же территории будет жить в несколько раз больше людей. Значит, хуже будет освещенность, не хватит места для спортивных и детских площадок, парковок, инфраструктуры. Возрастает риск пожарной опасности. Сложившиеся за многие десятилетия микрорайоны, отработанные еще советскими градостроителями, окажутся, по существу, разрушенными. 
Заместитель председателя Центрального совета ВООПИиК Евгений Соседов напомнил, что реновация в профессиональном для архитекторов значении – не разрушение, а обновление. Снос – это своего рода смертный приговор для здания, который должен выноситься только в крайнем случае:
– Нам говорят, что строительство 
25-этажных домов вместо пятиэтажек – развитие города. Но на самом деле это деградация как исторической среды города, так и ухудшение качества жизни. Абсурд, но Москва, 870-летие которой будет скоро отмечаться, не признана историческим городом. И московские власти, и Министерство культуры всячески этому препятствуют.
Совсем недавно мэр Собянин выразился: мол, жители Москвы не должны быть в заложниках у исторических зданий. Но, похоже, москвичи попали в заложники вовсе не зданий, а власти. И потому в резолюции митинга звучат не только требования не допустить принятия неконституционного законопроекта о «реновации», но и выражено недоверие правительству Собянина.
«И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова, дорогая моя столица, золотая моя Москва!» – подхватили участники митинга слова столичного гимна. 
Одного митинга для этого, конечно, недостаточно. Мэр Собянин уверяет, что-де прислушается к участникам протестной акции. Но буквально тут же его заместитель по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин заявляет: как объявляли снос поквартальным, так и будет. И к чему тогда все эти отвлекающие внимание опросы и голосования по «бульдозерным спискам»? 
Через полгода в Москве выборы муниципальных депутатов. И, кажется, впервые столица подходит к ним с куда большей степенью самоорганизации, чем обычно. Люди перезнакомились по районам и кварталам, выявились активисты, способные отстаивать права – свои и своих соседей, а не олигархов от стройбизнеса или партийных функционеров. Пожалуй, это единственный положительный эффект «собянинской» реновации.
 

Екатерина Польгуева

http://www.sovross.ru/articles/1549/32646