Социальная справедливость - как это понимать?
На модерации
Отложенный
"Социальная справедливость" Утверждения (тезисы) и определения:
1. Справедливость - социальная форма меры соотношения реальных явлений принятой норме.
2. Поскольку понятие "справедливость" применимо только к взаимоотношениям людей (т.е. социальным отношениям), эта категория всегда социальная.
3. Исходя из сказанного, можно определить понятие справедливость следующим образом:
"Справедливость - это мера соответствия реальных отношений внутри общества общепринятым нормам".
4. Вводя термин "Социальная справедливость" следует дать следующее ограничение:
Социальная справедливость (СоСп) - это мера соответствия реальных отношений:-
между обществом и отдельными социальными группами (СГ);-
между обществом и индивидуумом;-
внутри СГ.Т.е. из социальных отношений (СО) исключаются личные взаимоотношения (на уровне личностей, семей и бытовых сообществ). По сути, СоСп - это мера общественных отношений (ОО).
5. Поскольку СоСп применима ко всем сферам ОО - категория морально-нравственная и социально-экономическая.
6. В качестве оценки СоСп можно предложить следующее:
Социальная справедливость (СоСп) - это степень соответствия роли СГ и Индивидуума в обществе потребляемой ими доле "общественного пирога" (и материального, и духовного, и т.п.).
7. Исходя из сказанного, для анализа СоСп главными являются следующие понятия:
7.1.
Социальная структура общества.
7.2. Принятая в обществе
Норма ОО (НОО) - правил общежития (ОО СГ и индивидуумов).
7.3.
Роль СГ в обществе:- реальная (вклад в изменение "общественного пирога");- "Нормируемая" (декларируемый этой группой "вклад").
7.4.
Доля потребления СГ.
8. Отсюда понятно, что в связи с изменением в ходе развития общества правил ОО, соответственно меняется понятие СоСп: СоСп эпохи феодализма не соответствует СоСп эпохи капитализма и, тем более, эпохи социализма. Можно сказать, что СоСп отражает интересы господствующей в обществе СГ (поскольку именно она декларирует эту норму). В терминах марксизма
СоСп - понятие классовое!
9.
Смена Нормы Общественных Отношений (НОО) - и есть Социальная Революция!
10.
Развитие НОО в ходе смены общественных формаций:
10.1. Во всех
досоциалистических общественных формациях принятая НОО напрямую сводилась к декларируемым понятиям:
а) в первобытно-общинном обществе "общественный пирог" делился в соответствии с иерархией в племени (той же стае): пропорционально реальной роли.
Для получения большей доли надо было проявить себя как более полезного для племени за счет своих личных качеств.
б) в рабовладельческом обществе - в соответствии с количеством рабов. Сами рабы были на уровне рабочей скотины.
Для получения большей доли нужно было иметь больше рабов, вне зависимости от того, как ты их получил.
в) в феодальном обществе - в соответствии с местом, занимаемом в иерархии: от работника до короля.
Для получения большей доли надо было занять более высокое "место", вне зависимости от способа его получения.
г) в капиталистическом обществе - в соответствии с имеющимся "капиталом".
Для получения большей доли надо иметь больший капитал, вне зависимости от способа его получения.
10.2. В
социалистической формации впервые объективно возникает реальный разрыв между НОО и реальными ОО, в первую очередь вследствие неочевидности принятых норм:
а) за основу ОО принято понятие "трудового вклада" - труда. Однако, в связи со сложным характером труда, роль СГ и индивидуумов невозможно определить с такой же простотой, как в первобытно-общинном обществе (ПООб).
б) достаточно очевидным остается понятие только "количества труда": здесь имеются объективные показатели - затраченное время, полученный в результате "продукт" и т.п..
в) а вот понятие "качества" (т.е. степени "полезности" для общества или СГ самого содержания труда) является не столь очевидным. В ПООб достаточно было оценить "полезность" небольшого числа СГ: вожди - воины - охотники - собиратели - матери - иждивенцы. Сейчас оценку СГ провести намного сложнее. Да и сами СГ по сути стали "сложными системами".
г) неизбежность наличия верхнего уровня управления обществом, влияющим на основные параметры его функционирования, приводит составляющую этот уровень СГ к соблазну декларировать свой труд, не только как наиболее "качественный", но и "уникальный".
Следствия: несменяемость, спецнормирование (социальное обеспечение), подстройка общества "под себя", как итог - "квази-феодальное" общество (доля "общественного пирога" зависит от места, занимаемого в иерархии).
11. Для оценки «потребления» (распределения «общественного пирога»), доля которой для каждого гражданина и СГ зависит от НОО, следует определить:
а) источники наполнения «общественного пирога» (богатства, общественных ресурсов и т.п.).
Что бы не говорили апологеты капитализма и нынешней российской ворократии, источников всего два:
-
природа – по определению принадлежит всему Обществу в целом;
-
труд – человеческий вклад в развитие «общественного пирога» .
Придуманный социальным жульем третий «источник» богатства – капитал (в т.ч. «деньги» и любая «собственность», как источник дохода) есть величайшая ложь в истории человечества!
Без человеческого труда «капитал» (а уж такая условная «пустота», как «деньги» тем более) ничего не стоит! Даже куча золота, а тем более куча бумаги под названием «деньги» сами по себе никакого нового «богатства» никогда не создадут, сколько бы нулей не приписывал некий «финансист» на виртуальных «счетах». б) имеющиеся в обществе формы распределения «общественного пирога». Можно выделить следующие:
-
оплата труда – пропорционально
вложенному общественно-полезному труду;
-
процент с капитала – пропорционально «вложенному капиталу (обобществленному труду)»;
-
социальное пособие – пропорционально принятому в Обществе порядку;
-
присвоение (воровство) – криминальное, антиобщественное присвоение. Поскольку источником богатства является труд
в) доля каждой формы в распределении «общественного пирога»:
- чем меньшая доля
оплаты по труду, тем более паразитическим является Общество;
- чем больше доля
социального пособия, тем Общество более социально развито;
г) допустимое в данной общественной формации соотношение макс/мин доходов;
12.
Оплата труда – одна из форм распределения «общественного пирога», доля которой также зависит от НОО. Для оценки СоСп этой доли следует определить:а) понятие «качество труда».
По влиянию на развитие «общественного пирога» можно разделить труд на уровни:
-
повседневный (результаты нужны сегодня): для поддержания текущей жизнедеятельности. Наиболее важный, но наименее сложный;
-
тактический (результаты нужны завтра): для обеспечения жизнедеятельности в ближайшей перспективе. Жизненно важный, более сложный, но близок к повседневному;
-
стратегический (результаты нужны в обозримой перспективе): для эволюционного развития общества в перспективе. Напрямую не влияет на текущую жизнь, служит прогрессу в потреблении. Сложный труд.
-
прорывный (результаты будут нужны в далекой перспективе): для революционного развития общества в перспективе. Еще менее влияет на текущую жизнь, служит резкому прогрессу в уровне (качестве) потребления. Наиболее сложный труд.
б) отнесение имеющихся видов труда (профессий) по уровням качества;в) отнесение имеющихся видов труда (профессий) внутри каждого уровня;г) допустимое в данной общественной формации соотношение макс/мин доходов между уровнями и в каждом уровне;
Выводы и следствия:
1. Поскольку понятие
"справедливость" применимо только к взаимоотношениям людей (т.е. социальным отношениям), эта категория
всегда социальная.
2. Можно определить понятие справедливость следующим образом:
"Справедливость - это мера соответствия реальных отношений внутри общества общепринятым нормам" (Нормы общественных отношений)
.
3. Можно сказать, что норма общественных отношений (НОО) в
досоциалистические эпохи бала категорией чисто социально-экономической: мораль и нравственность подчинялись выстроенной социальной структуре общества; потребление общественных ресурсов так же напрямую соответствовало этой структуре.
4. При
социализме морально-нравственные характеристики НОО начинают играть существенную роль.
5.
Коммунизм можно рассматривать как общественную формацию, НОО которой основываются только на морально-нравственных критериях.
6. Следовательно, содержанием социализма, как переходной формы, состоит в постепенном
переходе от социально-экономических к морально-нравстенным критериям НОО.
7. Близкой к категории СоСп является понятие
"Социального равенства" (СР).
8. В общем виде, социально-экономическое ("досоциалистическое")
Социальное равенство - это соответствие потребления реальному (декларируемому, принятому в обществе) вкладу в развитие общества (изменению "общественного пирога).
9. Отсюда так же, как и для СоСп понятно, что с развитием общества меняется понятие СР, которое также отражает интересы господствующей в обществе СГ.
С точки зрения любой власти - в управляемом ею обществе
"царствует социальное равенство". В терминах марксизма
СО - так же понятие классовое!
9.1. С учетом общественных интересов,
социальное равенство, кроме соответствия доли потребления вкладу, включает
доступность «социально значимых ресурсов» (СЗР): образования, здравоохранения, безопасности, трудоустройства и социального обеспечения в случае неработоспособности (инвалидность, учеба, воспитание детей и т.п.).
9.2. Прогрессивная смена общественных формаций всегда сопровождалась
расширением доступности СЗР для граждан, особенно социального обеспечения неработоспособных. Резкое сокращение именно доступности СЗР для граждан в ходе «реформ» -
ЯРКОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО СОЦИАЛЬНО-РЕГРЕССИВНОГО (а, значит, и антиобщественного)
характера реформ.
Следует ли после этого удивляться деградации нашего Общества в целом!
апрель 2005 года
Комментарии
Справедливость - баланс между деянием и воздаянием.
Есть объективные показатели несправедливости: уровень лжи и уровень первичного насилия.
Чем больше эти два показателя, тем меньше справедливости и тем хуже живут люди в обществе, тем хуже экономика. От политического строя справедливость мало зависит, впрочем, как и экономика.
А вот насчёт "политического строя" не согласен?
Что есть "политический строй"? Для меня ПОЛИТИКА = правила формирования вектора развития Общества!
Какой вектор развития в МедвеПутии?
Декларируемого - накагого! То, что слышно с экранов - пустая болтовня, и это не спромта, поскольку:
Реальный (реализуемый) вектор развития МедвеПутии - торжество подлости: обогащение кучки паразитов за счёт реальных производителей благ, порание справедливости, нравстенности и всех ценностей русской нации.
Под этот вектор "затачивается" всё остальное, в т.ч. и "экономика".
Чтобы уточнить место "экономики" в обществе публикую материал "Общество как объект проектирования"
Вывод 1. Мы не имеем права говорить о невозможности какого-либо события в общем понимании.
Вывод 2. Свобода ограничивается любым беззаконием (хаосом) и внешним законом, но расширяется с помощью внутреннего закона за счёт познания внешнего закона.
Вывод 3. Желание является побудительной причиной любого действия-движения для Сознания.
Вывод 4. Ложь есть абсолютное Зло.
Вывод 5. Истина является абсолютной высшей ценностью.
Вывод 6. Сознание является управляющим звеном в системе Вселенной.
Вывод 7. Существует Сверхсознание – Творец Вселенной.
Вывод 8. Вселенная есть воплощённое Желание.
Вывод 9. Понятие Справедливость включает в себя понятие бессмертия.
Вывод 10. Понятие Справедливость включает в себя понятие всевозможности.
Вывод 11. В справедливом мире отсутствуют ложь и насилие.
Вывод 12. Единственным миром, который может существовать в вечности, является справедливый мир.
Вывод 13. Справедливый мир уже существует.
Вывод 14. В справедливом мире существует добровольная иерархия управления, выстроенная вокруг иерархии идеальных ценностей Справедливости, а не вокр...
Главное: Правда и отсутствие первичного насилия. Насилие - действие против желания человека. Ложь, собственно, тоже является насилием.
Я это называю: Единая Справедливая Система Мировоззрения.
Ни одного пункта нельзя выкинуть - будет невозможен баланс между деянием и воздаянием. К религиозности это не имеет никакого отношения.
Необходимо НАУЧНОЕ ОБЪЕКТИВНОЕ представление Справедливости. Тогда можно научно и аргументированно обозвать "Справедливую Россию" шарлатанами, а так же и "справедливость" Едра.
Справедливость - вещь абсолютная, а не относительно-социальная.
по п.п. 6 - 10, - категорически нет;
п.п. 2, 3, 13 - требуют обсуждения.
Ну почему именно 14 "необходимых выводов"? По какому критерию вы определили необходимость (и достаточность?) именно 14?
Каковы признаки и критерии "научности", "объективности"?
Теперь - "насилие". Это как понимать "первичное"? "Вторичное" - преемлемо?
Понимаете ли вы отличие "человека" и "общества"?
Что для вас важнее: сохранение данного конкретного индивида (пусть всё это "человечество" накроется медным тазом, зато я - любимый, останусь!) или человеческого общества?
Похоже, именно первое для вас - главное?
Тогда понятна "абсолютность" Справедливости" - только по отношению ко мне, любимому.
Отсюда и пункты 6 - 10.
По книжке - ответ в комментарии к "Культуре"
7. Принимая во внимание Вечность и управляющую роль сознания, нетрудно понять, что существует Сознание, которое овладело всеми необходимыми знаниями для всемогущества, времени было предостаточно.
8. Единственное отличие сознания от материи - наличие Желания (эстетического, плотского, духовного, в том числе и желание Справедливости). Сверхсознание уже преобразовало мироздание под свои желания.
9. Сможете ли Вы восстановить справедливость для неизвестных героев, хотя бы, в Великой Отечественной, если Вы отрицаете бессмертие? Очевидно, что нет. Получается, что Вы отвергаете саму возможность Справедливости. О чём Вы тогда пишете, о том чего нет?
10. Если есть желание, то оно должно иметь возможность для исполнения. Если человек к чему-то движется, то движение должно быть ненапрасным, потому что это несправедливо (баланс между деянием и воздаянием) - Это и есть всевозмо...
Это взято из книги так, как там по повествованию и логике.
---1 сопрягается с 9 и 10;
---4 и 5 - одно и то же
--- из 2 вытекает 4 и 5 (без правды нельзя сделать осмысленный выбор, то есть быть свободным).
--- и так далее, как и положено - всё взаимосвязано!!!
/Каковы признаки и критерии "научности", "объективности"?/ -- личный опыт (практика) и вся материалистическая наука.
Человечество не хочет принимать Справедливость, поэтому и живут как временщики - обманывают, воруют... -- ведь справедливости нет, делай что хочешь в пределах возможностей случая.
Абсолютность справедливости в том, что все хотят быть всемогущими.
Всемогущий - способный исполнить любое своё желание - объективно, зависит от истинных знаний.
Счастье - состояние сознания, когда исполнены все собственные ВАЖНЫЕ желания - субъективно, потому что счастье потом оборачивается чем угодно.
Если бы все были бы как я (духовно), то на Земле уже давно был бы Коммунизм или Царство Небесное, что есть одно и то же - торжество Закона, Правды, Справедливости -- а это не возможно без обычной братской любви к людям.
А "сознание" - не более, чем одно из её свойств, проявившееся на биологической стадии её развития.
Поэтому всё последующее мне "трудно" понять (точнее - невозможно).