Подвиг старшего лейтенанта Рубаненко.
На модерации
Отложенный
Валерий Рубаненко после подготовки в Краснодарском учебном авиационном центре поступил в Армавирское высшее военное авиационное Краснознамённое училище лётчиков противовоздушной обороны (АВВАКУЛ), которое окончил в 1969 году. И был распределён в числе двенадцати однокашников в Пермь,в аэропорт Большое Савино, в 764-й истребительный авиаполк. Ему было всего 25 лет. 7 мая 1971 года во время учебного полёта у истребителя МИГ-19 отказало управление прямо над городом Чёрмоз Пермского края.
Пилот —старший лейтенант Валерий Рубаненко — в радиопереговорах сообщил, что внизу город, и катапультироваться он не станет. Лётчику удалось вывести машину за город, в болотистую местность. Когда истребитель упал, произошёл оглушительный взрыв, и еще некоторое время рвались снаряды . Последний для себя полёт старший лейтенант Рубаненко Валерий Александрович выполнял в паре с ведущим старшим лейтенантом Агаповым Вадимом Петровичем. Из рассказа Агапова В.П.: «7 мая 1971 года мы выполняли учебный полёт на высоте 10 000 метров, отрабатывая поочередный перехват друг друга. После выполнения своей части задания старший лейтенант Рубаненко вывел свой самолёт немного вперед. Так мой самолет оказался чуть сзади. В этот момент от самолета Рубаненко что-то отделилось, затем он перевернулся и, вращаясь, понесся к земле. Летчик доложил: «Высота 10 000 метров, я в штопоре», с командного пункта поступила команда: «До четырех тысяч метров выводишь, если не выводится, прыгай». Я последовал за своим товарищем и сопровождал его падение. Самолет Рубаненко, вращаясь, падал на город, отчетливо видны были улицы и церковь».Старший лейтенант Агапов слышал радиообмен старшего лейтенанта Рубаненко и командира с КП: Рубаненко: «Высота четыре тысячи, вращает, растет перегрузка»;командир: «Приказываю, катапультируйся»; Рубаненко: «Подо мной город, вижу церковь»; командир: «Приказываю катапультироваться»; Рубаненко: «Буду выводить, не допущу падения самолета на город». Далее радиообмен с Рубаненко прервался, на вызовы командира летчик не отвечал.
Старший лейтенант Агапов получил команду следовать на аэродром, где узнал о гибели друга. Чермозяне сразу пытались выяснить имя героя-спасителя, но информация о произошедшем событии и летчике была засекречена.
В период гласности 1987г. сотрудники музея вновь занялись поисками летчика. Владимир Коновалов — однополчанин старшего лейтенанта Рубаненко, больше 20 лет своей жизни посвятил тому, чтобы люди узнали о том, что случилось тогда в Чёрмозе. Его последняя инициатива — обратиться к губернатору с просьбой помочь наградить лётчика Рубаненко посмертно. «А какая награда будет, это, я думаю, решат в наградном отделе, посчитают статус этого подвига, а подвиг на самом деле был!», — рассказывает Владимир Коновалов, ветеран 764 истребительного авиационного полка. В конце 80-х в городском парке установили первый мемориал лётчику Рубаненко. Спустя время в 2010 году памятник установили и на месте падения. Сейчас, именем Рубаненко в Чёрмозе названа улица, стоят два мемориала, его имя внесено в список почётных граждан города, который благодаря мужеству одного человека избежал появления чёрной страницы в своей истории.
Относительно гибели Рубаненко его сокурсники предельно конкретны: «МиГ-19, на «потолке» оторвался бак, «штопор» - не прыгнул». Увы, в опубликованных списках Героев Советского Союза ФИО героя не значится, хотя в присвоении ему высокого звания посмертно убеждены в прикамском городке многие. Живущий же в Калининграде внук Рубаненко - Михаил - о подвиге деда до недавнего времени и понятия не имел. Так был ли он - подвиг? Да - без оговорок. При достижении МиГ-19 максимальной высоты произошёл срыв одного ПТБ, самолёт ушёл в «штопор», но 25-летний пилот смог предотвратить падение машины на головы невинных. А вот покинуть её уже не сумел. Как пишут однополчане Рубаненко: «Он выполнял полёт на разгон, в процессе разгона произошел отрыв подвесного бака, который ударил по стабилизатору, и самолёт перешёл в неуправляемый полёт с большой перегрузкой, которая и не позволила Валерию катапультироваться». Он погиб, спасая целый город, - значит, герой. По Указу Президиума Верховного Совета или без официального признания - одинаково. Главное, Чёрмоз помнит…
Комментарии
Какая то путаница в статье. То парой выполняли полёт на высоте 10 тыс. метров, то погибший один выполнял полёт на потолке самолёта. Уж автор определился бы.
Насколько мне известно модификаций Миг - 19 было много и потолки у них были от 15 тыс. метров до 18 тыс. метров.
Далее. Никто за то, что лётчик не катапультировался, спасая жилые постройки, героев не давал. Максимум орден Красной звезды или поощрение в виде благодарности, потому точно определить причину, по которой произошло происшествие в
воздухе не всегда установить представляется возможным.
Комментарий удален модератором
++++++
В данном случае подвиг это следствие чей-то халатности.