Блогер Соколовский против мракобесия и произвола

На модерации Отложенный

Почему не решились посадить блогера Соколовского, хотя могли? И за что на самом деле он приговорен к 3,5 годам условно? Комментарий Александра Плющева

Трудно представить, что судья Екатерина Шапоняк, приговорившая блогера Руслана Соколовского к 3,5 годам условно за оскорбление чувств верующих, успела в советские годы осудить кого-нибудь за религиозную пропаганду. Просто в силу возраста. Тем более, в последние годы и даже десятилетия существования СССР его власти были вполне лояльны и к священникам, и к прихожанам. Хотя зачет или даже экзамен по какому-нибудь научному атеизму судья Шапоняк наверняка сдавала. Но не осуждать же ее за это, что уж там, время было такое, все сдавали, даже, наверное, Путин, а теперь крестится в храме под телекамеры.

Стараясь как можно скорее забыть страшное прошлое и травмы, нанесенные историческим материализмом правящему классу, в России все строже и строже защищают чувства верующих. При этом чувства атеистов не то что беззащитны, их существование напрочь отрицается, примерно, как наличие гомосексуалов в Чечне.

Теперь же атеизм вообще криминализован, иначе нельзя трактовать фразу из приговора, гораздо более уместную в бумагах Святой Инквизиции: "Отрицает существование Иисуса Христа и пророка Мухаммеда, таким образом он совершил преступление, предусмотренное частью 1 ст. 148 УК РФ".

Но главный объект защиты - вовсе не вера, которая в ней никоим образом не нуждается, а ее служители.

Иерархи в погонах

Еще с советских времен, когда норма об отделении церкви от государства соблюдалась не на словах, а на деле, о некоторых иерархах шутили, что у них под рясой погоны.

Сейчас, когда государство и церковь все быстрее сливаются в единое целое, такое положение духовенства практически формализовано. Приговор ясно дает понять, что две конфессии - православная и мусульманская, точнее, их служители, рассматриваются ныне в России не иначе как спецподразделения или даже спецслужбы, стоящие на охране государства, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правосудие, а точнее то, что так называется, всегда принимает сторону омоновцев, разгоняющих митинги, и с тем же рвением он защищает от посягательств ОМОН духовный.

блогер

Хотя молодого, смелого и умного парня не стали сажать и освободили в зале суда, пострадал-то он немало, отсидев несколько месяцев в СИЗО и полгода под домашним арестом. Тем не менее, условный приговор воспринимается нами уже практически как оправдательный, особенно, когда свеж еще пример Pussy Riot, получивших полновесную "двушечку". Важное отличие нынешнего кейса - в том, что Соколовский наказан не за действия в храме, а за рассказы об этом в интернете.

За несколько лет, прошедших с первого громкого "клерикального дела" именно ролики в интернете, - а не прямое действие - признаны главной опасностью для государства. Особенно опасно, что Соколовский - парень вовсе не из столичной богемы, а представитель того самого социального слоя, который традиционно считается основным электоратом Владимира Путина.

Припугнуть молодежь

Да, в этом слое Сокловскому сочувствуют гораздо меньше, чем среди "креативного класса". Разве так должен вести себя парень из настоящей уральской семьи? После школы - в армию, потом - на завод, жениться, детишек нарожать, взять в кредит "девятку".

А тут - выскочка-бездельник, высекающий нетрудовые деньги, просто ругаясь в видеокамеру, рискующий оставить без поддержки мать-инвалида, нет это не самый социально одобряемый паттерн.

Совсем другое дело, если смотреть не на социальный слой, а на возрастной, где Соколовский стал самым настоящим героем. Поэтому приговор ему можно рассматривать и как попытку еще раз припугнуть молодежь, все активнее выражающую свою нелояльность режиму. Речь тут не только о студентах и школьниках, посещающих акции протеста.

Такие же блогеры, вроде Соколовского, то есть лидеры общественного мнения в своей среде, нарочито не интересовавшиеся политикой, вдруг стали снимать свои ролики на митингах, обсуждать Навального, брать у него интервью и хоть и робко, неидейно, а чисто по модным, конъюнктурным соображениям, но все-таки фрондировать.

Мракобесие и произвол

Люди, пожившие как в СССР, так и в современной России, отлично знают, что правда тут мало когда приветствовалась, за исключением, пожалуй, короткого промежутка при смене эпох. В стабильном состоянии государство на данной территории считает ее предосудительным или, как теперь, уголовно наказуемым деянием.

Согласно приговору, Руслан Соколовский "формировал мнение, что в России царит мракобесие и произвол".

Судебный процесс по делу блогера - лучшее доказательство того, что он прав. Судье Шапоняк, судя по фотографии, не так уж много лет, и можно представить, как когда-нибудь, в том же зале, с теми же самыми молитвенными интонациями и очевидным равнодушием, она огласит приговор за религиозную пропаганду.

Политический маятник качается, иногда довольно быстро, не разбирая, успел ли тот или иной государственный служивый выйти на пенсию или даже благополучно дожить свой век.

Благо, они каждый раз исправно исполняют сообразную моменту волю. Некоторые даже успевают застать возвращение маятника в исходную точку: вспомнить хотя бы главу верховного суда Вячеслава Лебедева и историю его взаимоотношений с Зоей Световой и ее предками (см. ссылку под текстом - Ред). И дай бог, в которого мы с Соколовским не очень-то верим, чтобы и тогда в приговоре Шапоняк не фигурировал реальный срок.

Автор: Александр Плющев - журналист, интернет-эксперт, популярный блогер и радиоведущий.