Франция, вперёд в Европу!
Ближайшие пять лет Францией будет править самый молодой лидер со времён Наполеона: Евросоюз связывает большие надежды с искренним сторонником единства, свободного рынка и прогрессивных социальных реформ Эммануэлем Макроном (Emmanuel Macron).
Восьмым президентом Франции и самым молодым в её истории стал 39-летний Эммануэль Макрон: во втором туре президентских выборов, который состоялся 7 мая, либералу отдали голоса 66 процентов французов. Лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен (Marine Le Pen) получила поддержку 34 процентов избирателей. Явка на выборах составила 74,62% – ниже, чем в 2012 и 2007 годах.
В последние почти 60 лет президент Франции избирается в ходе прямых выборов. Результат Макрона во втором туре – второй за всё это время. Только в 2002 году победа Жака Ширака (Jacques Chirac) над основателем «Национального фронта», отцом нынешней соперницы Макрона Жаном-Мари Ле Пеном (Jean-Marie Le Pen) была ещё более убедительной: консерватор Ширак получил пятнадцать лет назад 82,2 процента голосов.
При этом надо помнить: каждый третий француз проголосовал за националистку, и она не преминула указать, что этот результат – «исторический». «Самый молодой лидер Франции со времён Наполеона Бонапарта», как описывает Эммануэля Макрона газета The Washington Post, для многих стал кандидатом протеста. Многие граждане решили голосовать за энергичного независимого кандидата без партийного аппарата за спиной и большого опыта в политике в том числе затем, чтобы не позволить крайне правым занять Елисейский дворец – ведь впервые в истории Пятой республики после первого тура выборов выяснилось, что в нём не найдётся места представителям доминировавших в послевоенной французской политике авторитетных партий – социалистам и консерваторам. В итоге основные политические силы страны объединились против Марин Ле Пен: проголосовать за Макрона призвали своих сторонников многие выбывшие из президентской гонки в первом туре выборов кандидатов – в частности, «республиканец» Франсуа Фийон (François Fillon) и кандидат от социалистов Бенуа Амон (Benoît Hamon). Странно повёл себя кандидат левого движения «Непокорённая Франция» Жан-Люк Меланшон (Jean-Luc Mélenchon): не став открыто призывать своих избирателей помочь Макрону, он предостерегал сторонников от «страшной ошибки» – голоса в пользу «Национального фронта». Накануне выборов между Макроном и Ле Пен прошли ожесточённые теледебаты: Франция, а с ней и вся Европа стали свидетелями того, как националистка обвинила либерала в стремлении подчинить страну воле извне, а молодой лидер политического движения «Вперёд!» (En Marche!) назвал опытную главу «Национального фронта» «верховной жрицей страхов». Социологические опросы говорили, что Макрон оказался убедительнее, а за день до голосования хакеры слили в интернет взломанную переписку его предвыборного штаба. Взлом почты был признан, поползли слухи о «российском следе», но ничего особенно крамольного в переписке не нашлось – во всяком случае, ничего такого, что помешало бы бывшему инвестиционному банкиру выиграть выборы.
Празднуя победу у Лувра, Эммануэль Макрон обещал Франции «новую эру».
От искреннего приверженца европейских ценностей ждут дальнейшего укрепления континентального единства и еврозоны: Франция занимает в ней второе после ФРГ место по объёмам экономики, и для 19 государств еврозоны убеждённый технократ Макрон предлагает создать общий парламент, общее министерство финансов и общий бюджет.
В Берлине приход к власти Макрона встретили с облегчением и воодушевлением, а сам победитель в беседе с канцлером ФРГ Ангелой Меркель (Angela Merkel) назвал своё избрание победой «сильной и единой» Европы, глава немецкого правительства, в свою очередь, не сомневается в дальнейшем успешном сотрудничестве двух держав. Как и голландские парламентские выборы, французские президентские не оказались для неё убийственными, как виделось ряду аналитиков в начале «супервыборного» 2017 года. На очереди – лидер Евросоюза Германия: провал правых популистов в Нидерландах и Франции укрепляет надежду на то, что и Федеративная Республика в сентябре обойдётся без лишнего воодушевления на крайне правом фланге.
Впрочем, успешное вступление Франции в «эру Макрона» во многом связано с конкретными результатами предстоящих уже в июне парламентских выборов. Они также пройдут в два тура, 11 и 18 июня. В ходе этого голосования будут избраны 577 депутатов Национального собрания и выяснится, какой законодательный орган получит новый французский президент. Традиционно партия новоизбранного главы государства получала большинство в парламенте, но старые схемы перестают работать: у Макрона нет собственной партии. Удастся ли молодому президенту обеспечить абсолютное большинство в Национальном собрании (289 мандатов) – большой вопрос. Скорее всего, его сторонники составят довольно разношёрстную депутатскую компанию, что заметно усложнит процесс принятия каждого «закона по Макрону» в отдельности и в целом любых амбициозных реформ. Если большинства не получится – президенту придётся отказаться от «собственного» премьер-министра и принять руководителя правительства от другой партии. Во французской истории это не самое удивительное событие: тому же Жаку Шираку с 1997 по 2002 годы пришлось уживаться с премьером-социалистом Лионелем Жоспеном (Lionel Jospin), чуть ранее, с 1993-го по 1995-й, сам Ширак возглавлял правительство при президенте-социалисте Франсуа Миттеране (François Mitterrand).
В воскресенье президент Франции навестит Берлин
Приятная новость: во вторник стало известно, что Макрон принял приглашение Меркель, он прилетит в Берлин сразу после вступления в должность президента.
Это событие состоится в воскресенье утром: уходящий (со свистом!) президент Олланд передаст Макрону пост и Елисейский дворец. После церемонии новый президент Франции вылетит в Берлин.
Ну что ж, кажется, Европа пережила лихорадку популизма и возвращается к испытанным ценностям и союзам.
Комментарии