О предательстве "богемы"

На модерации Отложенный Автор: Анна Ломако, left.ru
От редактора. Антисоветской, квази-буржуазной природе партийно-государственной номенклатуры СССР соответствовал и морально-политический облик ее деятелей культуры, не всеx, конечно, а конформистского мещанского большинства.До той поры пока номенклатура была вынуждена прикрывать свою власть социалистической риторикой и соxранять некоторые фундаментальные социально-экономические принципы Октября (в первую очередь, не допускать частную собственность на средства производства), до теx пор ее политика в области культуры должна была соответствовать ее идеологическому макияжу. Советское, или лучше сказать, псевдосоветское искусство стремительно мельчало в идейном плане и вырождалось в xудожественном. Оно потеряло социально-критическую мощь классического русского реализма уже в первые годы после революции вместе с подавлением советской демократии. Террор 30x в области культуры и искусств окончательно деморализовал даже те немногие элементы в творческой интеллигенции СССР, которые еще оставались преданными идеалам коммунизма. С теx пор эта интеллигенция быстро вырождается в мещанскую безыдейную массу с кастовым и глубоко антидемократическим самосознанием. И за исключением немногиx (иx буквально по пальцам пересчитать можно!) этой судьбы не избежали даже талантливейшие из ее представителей. Поэтому как только советская номенклатура сняла с себя маску, объявила коммунизм вредной утопией и бросилась строить капитализм, она нашла себе верного союзника в советской творческой интеллигенции, которую Анна Ломако ошибочно называет «богемой». И сразу все встало на свои места. Все прошлые недоразумения между «властью» и «свободными xудожниками» разрешились к иx обоюдному удовольствию в свободе частной собственности.То, что автору кажется «предательством», на самом деле было логичным результатом антисоветской и антисоциалистической природы этой социальной группы. За редчайшими исключениями подлинно социалистического искусства в СССР не было. Его тем более нет и не может быть сейчас. Если оно когда-нибудь появится в России, это произойдет только на основе революционно-демократического подъема снизу и, в первую очередь, возрождении подлинно советскиx органов власти.* * *

Задавшись вопросом, почему столь многие из так называемых "деятелей культуры" предали социализм и поносят советское прошлое, приходишь к таким выводам. При социализме мы были объединены общими гуманистическими идеями, внушаемыми нам с детства. Эти идеи накладывались на любую личность, с любыми способностями и свойствами характера, превращая ее в такие категории, как советский человек и советский народ - категории одновременно эфемерные и трудные для определения, но все же очевидные. Когда же гуманистические идеи были объявлены утопиями, опошлены, когда даже такие понятия, как совесть и стыд были вытеснены из социального дискурса, а об этике стали упоминать только в религиозном обрамлении, исчез и созданный великими трудами нескольких поколений новый тип человека – советский человек, исчезла и категория "советский народ".

Интервью практически всех, за редкими исключениями, бывших советских деятелей культуры выдают духовное убожество и узко-мещанскую психологию этих некогда творивших действительно достойные вещи людей. Налицо их мелкобуржуазное перерождение. Возьмем один пример – Муслим Магомаев. Вот запись, которую я сделала после его смерти:

«Плакала, узнав о кончине Муслима Магомаева. Вместе с другими скорбящими на форумах мы говорили высокие прочувствованные слова, рассуждали о его честности и чистоте. И не догадались зайти на АИФ 2003 г. или Известия за 2002 год. Тогда наша эйфория сменилась бы привычным чувством оплеванности и предательства со стороны кого-то, кому мы доверяли...

Магомаев. "Поцелованный Богом", как сказала о нем одна из участниц форума... Луч солнца золотого... Обласканный всей страной, начиная с верхов... И что же вы думаете? В интервью - уже набивший оскомину богемный снобизм, пошловатое "Тяпа", "давайте пересчитаем по пальцам песни о "счастливой стране " (которые я пел)", циничный рассказ о Брежневе и его дочери, пренебрежительное фырканье по поводу советского строя...

Очередной предатель, плюнувший в душу миллионам советских людей. Теплится надежда: а может, эти интервью - фальшивка? Ну не мог человек такого масштаба так непорядочно говорить о стране, которая носила его на руках. Ну а если нет, то все, полный мрак: уж если свет в вас есть тьма, то какова же тьма? Плачу, но теперь от горького разочарования».

Ну и как относиться к бывшим кумирам советского общества, когда они позволяют себе пошлые, бюргерские высказывания, совершенно неприличные для людей такого уровня? Для либеральных СМИ, специализирующихся, помимо растления юных душ, на антисоветчине, вполне естественно нести вздор типа: "Говорят, если бы Магомаев родился в другой стране, он смог бы затмить славу Синатры и Леннона. Но в 70-е, когда он был на пике популярности в СССР, о международной эстраде не могло быть и речи" или "В советские времена поводов для радости было не так много, а песни рождались позитивные. С чем это связано?" Но сами-то артисты в публичных интервью могли бы следить за своими высказываниями и хотя бы не демонстрировать людям, которые когда-то им верили, свое моральное ничтожество и предательскую сущность. И это люди, которые по идее должны быть проникнуты пафосом тех светлых песен и спектаклей, которые они исполняли! Странно все это, товарищи…

По иронии судьбы, вся культурная богема, освободившись от диктатуры пролетариата, вообще перестала создавать что-либо достойное. В постсоветских произведениях старых и новых "мастеров культуры" наблюдается полное убожество и приземленность, изредка разукрашенные в виде религиозного лубка. В этой связи вспоминается фраза Аллы Никоновой с форума Лефт.ру, где упоминалась постсоветская деятельность Э.
Рязанова: "Рязанов - пример того, что советская цензура в СССР могла из такого типа сделать нечто пристойное". Наблюдение более чем справедливое. Только советская цензура - суровая, придирчивая и столь нелюбимая культурной элитой, могла подавить одиозные качества этой самой элиты: индивидуализм, пустое эстетство, цинизм и нравственный нигилизм. Только она могла заставить всех этих весьма далеких от совершенства личностей творить исполненные высоких гуманных идеалов вещи, нужные обществу и правильно воспитывающие будущие поколения советских людей. А когда высокая планка, которую задавала художникам советская цензура, исчезла, оказалось, что у возомнивших себя самодостаточными гениями художников за душой-то ничего и нет - кроме их узкоспециализированного мастерства.

И, вероятно, не вполне прав С. Кара-Мурза, который пишет, что Э. Рязанов и близкие ему художники, снедаемые антисоветским чувством, с любовью отразили и тем самым создали определенный социальный и духовный мирок — а этот мирок оказался возможен, только когда он был окружен и защищен грубыми структурами советского жизнеустройства. Во-первых, далеко не все были снедаемы антисоветским чувством, скорее, антисоветизм как таковой испытывали жалкие единицы. Перефразируя самого Кара-Мурзу, социальная база перестройки советским строем как таковым не формировалась; существовали единицы, трудившиеся над очернением этого строя и своими произведениями создававшие эффект психологического заражения. Во-вторых, герои произведений советской литературы и лирические герои исполнителей были идеальны, но они отражали дух большинства советских людей, дух, культивируемый социалистической пропагандой в нас с детства. Романтика больших дел на всеобщее благо, самопожертвование, добро, честь и долг были вполне официальными советскими ценностями. Так что ничего нового эти художники не сотворили, а просто отразили советскую реальность, пусть в идеализированном виде. Ну а в том, что когда СССР был разрушен, был уничтожен и духовный мирок интеллигентов-романтиков, Кара-Мурза совершенно прав.

В заключение приведу несколько откровенно или завуалировано антисоветских цитат «мастеров культуры».

Магомаев:

Революцию я ждал. Всю жизнь был антисоветчиком, мечтал о том, чтобы наша жизнь изменилась. Чтобы мы перестали кланяться чиновникам, чтобы могли петь то, что нам хотелось, а не то, что утверждали нам партийные комиссии.

— Меня в свое время приглашал к себе директор парижской «Олимпии», — рассказал Муслим Магометович в одном из интервью «АиФ». — Он предложил Фурцевой: «Отпустите его на год, я сделаю его золотым певцом, будете им гордиться». На что министр ответила, мол, у нас за год случается много правительственных концертов, на которые Магомаева всегда приглашают. А потом боялись долгое время вообще за границу выпускать, чтобы не сбежал.

— А мой дядя был партийным деятелем, если бы я уехал, его бы выгнали из партии, он потерял бы работу. Такой бяки я подсунуть ему не мог.

Эдуард Хиль:

— Когда распался Советский Союз и образовалась новая Россия, я в шутку сказал, что скоро хлеб будет стоить рубль. И угадал. А сейчас некоторые сорта даже дороже 30 рублей. Хотя, если взвесить буханку, то там нет и килограмма. Цены на услуги ЖКХ, на продукты питания так подскочили, что люди даже не знают, что делать. Но в этой ситуации нужно быть терпеливым. Потому что страна молодая, она развивается. Должно смениться не одно поколение, чтобы мы стали жить так, как в Европе.

Хм… "Россия молодая"… Смешно: Россия – больная и умирающая. Но зато уже не "совок", а капстрана - мечта богемы. Лет этак еще 30-60 потерпеть нужду, деградацию и умирание – и будет счастье. Горстка элиты реализует, наконец, свой наивный идеал "жить, как в Европе", хоть уже и без России.

Эдита Пьеха:

— Венгрия, 13 октября, 88-й год. Жуткий грохот в двери номера, а мы в этот день уже уезжали домой, я просыпаюсь в ужасе, мои музыканты стоят с невероятно важными лицами: большой день сегодня, очень серьезный. Заходят в номер, на стол ставят фужеры, вино, говорят: по радио объявили, что вам присвоили звание народной артистки СССР. Это назло всем тем функционерам, чьим росчерком пера лишались судьбы. И мне отказывали. И люди откликнулись письмами, и они заставили пересмотреть тот первоначальный отказ. Это был выдающийся день в моей жизни. По сей день получаю от почитателей цветы в этот день.

От кого мы слышим сие мелочное брюзжание? Не от той ли певицы, которой в СССР отдавали лучшие песни и которую постоянно крутили в эфире, способствуя ее популярности?

Сергей Захаров:

В 1977 г. из-за драки с администратором в мюзик-холле сел в тюрьму. Как утверждает певец, потасовка была спровоцирована спецслужбами, которым дал "отмашку" первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов. (Захаров отказался выступить в его загородной резиденции из-за другого концерта). В итоге - полгода под следствием, КПЗ и стройка в Ленинградской области.

Ну, конечно, Захаров был невиновен. Виноваты были руководство СССР и политический строй.

P.S. И никакого сочувствия к знаменитостям в связи с их очевидным творческим упадком не испытываешь. Да они в нем и не нуждаются. Знали, на что шли, променяв достоинство и творческий полет на зажиточное содержание, которое им обеспечивает сегодняшняя политическая элита.