Бюджет недополучил 46 млрд рублей дополнительных доходов в апреле

На модерации Отложенный

 Бюджет в апреле недополучил 46 млрд рублей. По признанию Минфина, это произошло из-за снижения объема экспорта углеводородов. Однако опрошенные «Известиями» эксперты не согласны с такой оценкой. Экспорт нефти в апреле был рекордным, утверждают в Аналитическом кредитном рейтинговом агентстве (АКРА). Но казна денег действительно недосчиталась, только произошло это из-за укрепления рубля, а вовсе не из-за динамики экспорта.  

 

​​​​​​​Федеральный бюджет в апреле 2017 года получил сверх бюджетного плана доходов от продажи нефти и газа 18,5 млрд рублей, тогда как Минфин рассчитывал получить 64,5 млрд рублей. Таким образом, оценочные и фактически полученные доходы разошлись на 46 млрд рублей. При этом в Минфине подчеркнули, что отклонение обусловлено «тем, что фактический объем экспорта газа и нефтепродуктов в апреле оказался существенно ниже прогнозных оценок».

— Снижение объема экспорта нефтепродуктов не было компенсировано экспортом сырой нефти. Сократился по сравнению с прогнозной оценкой также объем добычи нефти, — сообщили в Минфине.

Однако эксперты, опрошенные «Известиями», уверены, что дело не в объемах экспорта, а в курсе рубля. Бюджет рублевый, а нефть торгуется в долларах. Минфин не раз говорил, что рубль укрепляется неоправданно, напомнил глава дирекции БКС Глобал Маркетс Олег Ачкасов.

— Было несоответствие между падением цены на нефть и сильной национальной валютой, — уверен начальник отдела операций на валютных рынках Росевробанка Роман Фролов.

По словам руководителя аналитического отдела Grand Capital Сергея Козловского, рубль был в апреле чрезмерно силен.

— Несмотря на интервенции, российская валюта удерживала курс на 10–15% выше ожидаемого значения, — пояснил он.

Роман Фролов считает, что ожидания Минфина большей цифры по доходам частично связаны с более оптимистичными прогнозами по рынку нефти, хотя рост цен и так зафиксирован значительный. По данным министерства, средняя цена на российскую нефть Urals в апреле сложилась в размере $51,11 за баррель, что в 1,28 раза выше, чем в апреле 2016 года ($39,63 за баррель).

— Рост цен на нефть в марте–апреле связан с комментариями по соглашению «ОПЕК плюс», однако сейчас мы видим, что нефть упала ниже $50 за баррель, — рассказал Сергей Козловский.

По данным Bloomberg, 10 мая цена на нефть WTI составляла около $46, Brent — $49.

— Если до конца мая участники «ОПЕК плюс» не объявят о дополнительных мерах по сохранению баланса на рынке, высока вероятность ухода котировок нефти ниже $45 за баррель, — прогнозирует Сергей Козловский.

Также Минфином были существенно завышены оценки объемов экспорта газа и нефтепродуктов, полагает эксперт группы исследований и прогнозирования АКРА Дмитрий Куликов.

— Тем не менее экспорт нефти в 22,7 млн т за апрель был рекордный, — заметил он.

По словам Дмитрия Куликова, курс рубля к доллару сейчас примерно на 1,5 рубля выше, чем расчетный.

Экспорт нефти Россией в апреле по сравнению с предыдущим месяцем увеличился на 3,8%, а по сравнению с апрелем 2016 года — на 1,3%, подсчитала для «Известий» замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. Экспорт газа, по которому данных еще нет, скорее всего, снизился на фоне сезонных факторов, считает эксперт. Кроме того, в середине апреля также наблюдалось снижение цен на газ. Таким образом, по показателям объемов экспорт не снижался.

— Эффективность «ОПЕК плюс» под большим вопросом. В мае цены на Brent и Urals будут оставаться низкими, так как причин для восстановления цен нет. В конце месяца состоится встреча ОПЕК, и если соглашение будет продлено, то есть шанс, что цены не упадут еще ниже, — прогнозирует Анна Кокорева.

По ее словам, в мае средняя цена на Urals будет оставаться ниже $50 за баррель. Минфин в мае ожидает, наоборот, увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета в размере дополнительных 54,5 млрд рублей.

По мнению экспертов из АКРА, если продление сокращения добычи нефти произойдет, то цены вырастут до $55–60 за баррель.

— В менее вероятном варианте без продления заморозки добычи цены останутся в диапазоне $45–50 за баррель, — считает Дмитрий Куликов из АКРА.

К концу мая цена на Brent ожидается в диапазоне $46–52 за баррель, прогнозирует Олег Ачкасов из БКС, а Urals — на $1,5 ниже. Роман Фролов оценивает баррель в $50–53 в этот же период.

Среднегодовой прогноз Минфина по цене барреля Urals сохранится до конца года, считает Сергей Козловский. 

Российский бюджет сверстан исходя из цены нефти в $40 за баррель. Получаемая сегодня государством дополнительная нефтегазовая прибыль не идет на расходы бюджета, а переводится в резервы. В ближайшее время Минфин разработает для этого новое бюджетное правило.