Григорий Косинский - русский богатырь из вятских лесов.

На модерации Отложенный

В городок Слободской, что в Вятской губернии, приехал знаменитый силач Федор Бесов. Он демонстрировал умопомрачительные трюки: рвал цепи, жонглировал с завязанными глазами трехпудовыми гирями , разрывал колоду карт, гнул пальцами медные пятаки, на его плечах сгибали металлическую балку, разбивал кулаком булыжник... И вообще, поверг в неописуемый восторг местных жителей. В конце выступления Бесов, как это он всегда практиковал, обратился к зрителям: Может кто желает побороться со мной на поясах ? Зал замолк. 

И вдруг, откуда–то с галерки, чей то бас пророкотал:  - Это можно...

С верхних рядов к арене пробиралось косматое чудовище, леший из русских сказок.
Бородатый гигант, неуклюжий, в расстегнутой борчатке, в кубовых домотканых портах. Обмотанный онучами, в лаптях.

 Схватка была недолгой. Только Фёдор Бесов попытался совершить захват, как почувствовал что ноги оторвались от земли, земля и небо поменялись местами, а потом стало темно..

Великана звали Григорий Косинский, и был он крестьянин Вятской губернии, а годков ему было аккурат 33, как легендарному Илье Муромцу, который в этом возрасте с печи слез. Григорий на печи не лежал, о его невероятной силищи знали все односельчане...

Грише ничего не стоило поднять бревно с мужиками и, вращая над головой, устроить веселую карусель. Однажды в изгороди застряла лошадь, пытавшаяся перемахнуть через забор. Гриша взял ее за передние ноги и перебросил через огород, проворчав: “Куда тебя черт занес?»

Сила била через край. Услышав как-то мычание коровы, увидел, что та провалилась в погреб. Схватил ее за рога, вытащил, но при этом свернул ей шею.
Однажды мать услышала крик мальчишек и выглянула в окно. Ее сын катил телегу без лошади, груженную мешками с зерном. На телеге пудов двадцать да еще соседские ребята на мешках.
- Где лошадь?
- А чего ее зря гонять? Пусть отдохнет. На гумне оставил.

Гриша мог, например, связав двенадцать двухпудовых гирь, взвалить их себе на плечи и прохаживаться с этим колоссальным грузом. Рассказывают, что однажды он положил в сани, в которых ездил подрядчик, обсчитывающий рабочих, сорокапудовую бабу для забивки свай. 

Бесов понял, что встретил самородка. После выступления он увел Гришу за кулисы и долго уговаривал поехать с ним – показывать силу . Увлеченно рассказывал Бесов о будущей карьере Гриши, о том, какая его ждет слава. Тот наконец согласился.

Они стали выступать вместе, показывали силовые трюки, подзадоривали публику помериться силушкой.

В 1906 году на Казанской ярмарке счастливый случай свел Кащеева ( псевдоним Григория Косинского) с настоящим борцом - чемпионом Европы Иваном Заикиным, возглавлявшим чемпионат борьбы в цирке Никитина. Эта встреча окончательно решила дальнейшую судьбу Григория.

Заикин помог освоить борцовскую технику, вывел на большую арену. Скоро вятский мужик стал грозой маститых борцов, спокойно клал на лопатки прославленных чемпионов.

В 1908 году, вместе с великими Иваном Поддубным и Иваном Заикиным, Григорий Кащеев едет в Париж на Всемирный чемпионат в “Казино де Паре”, где собрались сильнейшие на то время борцы - венгр Янош, грек Караман, турок Пенгаль, немец Шнайдер, японец Оно Окитаро, французы Эйжен и Эмбаль Кальметт, итальянец Райцевич. Все они были повержены русскими богатырями. А на личном счету Григория Кащеева оказались пять сломанных рёбер и три перелома рук заморских силачей.

Выступления Кащеева пользовались огромным успехом, но все чаще и чаще он говорил: Нет, уйду из цирка. Вернусь домой, землю пахать буду .

Схватка Кащеева с Заикиным в ПарижеС победой возвратились наши богатыри на родину.  Казалось бы, что теперь и началась настоящая борцовская карьера Кащеева, но он все–таки бросил все и уехал к себе в деревню пахать землю. Лучшей характеристикой русского богатыря – великана Григория Кащеева служат слова знаменитого организатора чемпионатов французской борьбы, главного редактора спортивного журнала "Геркулес" Ивана Владимировича Лебедева : Мне много приходилось видеть оригинальных людей в мою бытность директора борьбы, но все же самым интересным по складу характера я должен считать великана Григория Кащеева. На самом деле трудно себе представить, чтобы человек, в течение 3 – 4 лет сделавший себе европейское имя, добровольно ушел с арены обратно в свою деревню, опять взялся за соху и борону.

  Громадной силы был этот человек. Почти в сажень ростом (218см), Кащеев, будь он иностранец, зарабатывал бы большие деньги, потому что силой он превосходил всех иностранных великанов. (Журнал "Геркулес" , № 2, 1915 год).

Умер Кащеев в 1914 году. Много легенд ходило о его смерти, но вот что сообщается в некрологе, помещенном в июньском номере журнала "Геркулес" за 1914 год: 25 мая на пятом десятке лет скончался от разрыва сердца знаменитый борец–великан Григорий Кащеев, бросивший цирковую арену и занимавшийся земледелием в своей родной деревне Салтыки. Имя Кащеева не так еще давно гремело не только в России, но и за границей. Если бы на его месте был другой, более жадный до денег и славы человек, то он мог бы сделать себе мировую карьеру. Но Гриша был русский крестьянин–землепашец в душе, и его неудержимо тянуло от самых выгодных ангажементов – домой, к земле . Великий был богатырь. Но многие ли нынче знают о нем?