Разжигание антисемитизма как всемирная программа

На модерации Отложенный Та «охота на антисемитов», которая разыгралась на наших глазах, была бы невозможна, если бы ее режис-
серов попыталась урезонить существенная часть еврейства. Следовательно, для этой кампании имелась подго-
товленная почва. Почва эта готовилась не только в России. По каким-то, не вполне ясным причинам, за по-
следнее десятилетие на самом Западе наблюдается активная «кампания против антисемитизма». Проводится
она таким образом, что начинаешь подозревать: цель ее — как раз искусственное оживление угасшего было
антисемитизма в США и Европе.
Ряд еврейских ученых на Западе, которые считают, что разжигание антисемитизма наносит вред самому го-
сударству Израиль, указывают на две стороны этой кампании. Во-первых, она исходит из принципа «лучшая
защита — нападение» и имеет целью прикрыть расизм израильтян по отношению к арабам. Раздув кампанию
против антисемитизма, удается запугать каждого, кто попытается критиковать любые слова или дела евреев на
Ближнем Востоке (в принципе, это может оказаться полезным и в других местах). Во-вторых, само понятие
«антисемитизм» превращается в чисто идеологическое, из него устраняется всякое национальное содержание.
В 1973 г. министр иностранных дел Израиля Абба Эбан заявил следующее: «Одна из главных задач любого
диалога с цивилизованным миром состоит в том, чтобы доказать, что между антисемитизмом и антисионизмом
нет абсолютно никакой разницы». Но сионизм (и, следовательно, антисионизм) — идеология, ему следует
меньшинство евреев в мире. Таким образом, и антисемитизм в этой новой трактовке полностью выводится из
сферы национальных отношений, объектом его становятся не евреи, а сионисты, приверженцы определенной
идеологии (говорят о «выхолащивании понятия антисемитизм»).
В начале 80-х годов были сделаны шаги к тому, чтобы расширить слишком узкие идеологические рамки
понятия антисемитизма, сделать его пригодным для любых политических целей. В США даже ввели туманное
понятие «реальный антисемитизм» (возможно, помощники Брежнева уже тогда подрабатывали на двух
хозяев). Есть в США Лига против диффамации (учрежденная еврейской организацией «Бнай Брит», эта Лига
считается в США «главным официальным надзирателем за антисемитизмом»). Ее директор Натан Перламутр в
1982 г. выпустил книгу «Реальный антисемитизм в США», где растолковывает новое понятие, признавая, что
старый, обычный антисемитизм сник. Что же понимается под новым? Все, что не нравится правящим кругам
Израиля и США. Перламутр поясняет это на доходчивых примерах: так, антисемитами в США являются «па-
цифисты эпохи войны во Вьетнаме, которые перековали мечи на орала и защищают палестинских террористов»,
те, кто «осуждает политику США в Центральной Америке и требует сокращения военных расходов» и т.п.
11Лига не только проводила прямые кампании против либеральных деятелей, приклеивая им ярлык антисе-
митов, но и распространила среди еврейской верхушки университетов США черный список профессоров, ко-
торых она посчитала антисемитами. Хотя список был с пометкой «конфиденциально», он попал в печать, и
большое число умеренных еврейских интеллигентов и их ассоциаций выступили с протестом. Но это в США, в
России таковых интеллигентов не нашлось бы.
К чему это привело? К такому парадоксальному положению, когда значительная часть евреев в США и
Европе (и даже многие известные сионисты) явно подпадают под категорию антисемитов. Это щекотливое за-
труднение «магнаты еврейства» преодолели, введя понятие «самоненавистничество». Есть, мол, такие чокну-
тые евреи, которые ненавидят свое еврейство. Но это, согласитесь, неубедительно.
Второй результат столь же парадоксален — из числа «реальных антисемитов» официально исключены как
раз те открыто неофашистские и юдофобские организации, примыкающие к республиканской партии, которые
поддерживают политику Израиля в Палестине. Небольшой скандал случился в августе 1988 г., когда в предвы-
борной кампании Дж.Буш принял поддержку неофашистов, встречался с ними и включил их в свой штаб на
высоком уровне. Наивные евреи подняли шум, но лидеры еврейских организаций объяснили им, что «анти-
семитизм этих неофашистов устаревший и анемичный». А настоящая «ненависть к еврею» кроется в демокра-
тической партии и особенно среди сторонников кандидата-негра Джексона. Хотя там обычного антисемитизма
не видно, но это и есть «реальный антисемитизм». Читая все эти истории, диву даешься. Безумный, безум-
ный, безумный мир. И в него-то нас и тащат.
В общем, усилиями «магнатов» пугало антисемитизма сделали в США мощным политическим оружием.
Насколько велик страх перед ним, видно во время президентских выборов. Как сообщил «Уолл-стрит джор-
нел», Мондейл «из страха обидеть американских евреев» отправил обратно пожертвование, которое прислала
на его кампанию одна американка — просто потому, что имела фамилию арабского происхождения. А затем
все списки жертвователей были проверены, и возвращены все взносы от лиц с арабскими фамилиями.
Но чтобы эффективно использовать антисемитизм, необходимо, чтобы он все-таки теплился. Его оживле-
ние достигается простым способом — от противного. Поднимают нарочитую, раздутую до невероятных разме-
ров кампанию против антисемитизма. И массы людей, которые о нем и не думали, вдруг погружаются в эту
проблему. Они не понимают замыслов этой всемирной кампании, а непонимание рождает неосознанный страх:
«Что за всем этим кроется?». А страх (фобия) рождает и злость.
Обвинение в антисемитизме смогло стать политической дубинкой именно потому, что смысл его сделали
неуловимым — и наложили строжайшее табу на выяснение смысла. Поэтому обвинение в антисемитизме го-
дится на все случаи, а сегодня прямо увязано с демократией и поднято на немыслимый уровень. Один из глав-
ных экспертов по русскому антисемитизму Д.Фурман задает формулу: «Разумеется, нельзя отрицать ни громадно-
го вклада евреев в демократическое развитие всего мира и России, ни глубокой взаимосвязи борьбы за демо-
кратию с борьбой с антисемитизмом». Как раньше классовая борьба, теперь борьба с антисемитами будет
главным двигателем и содержанием истории человечества.
Этот странный крестовый поход создал очень широкий фронт и вовлекает все новые и новые группы лю-
дей. Вот в испанской газете статья: «Значит, и Альфонсо Х — антисемит?». О чем речь? В кафедральном собо-
ре Вашингтона состоялся большой концерт испанских религиозных песнопений XII века. Тогда королем Ка-
стилии был Альфонсо «Мудрый», это было время удивительной веротерпимости между христианами, мусуль-
манами и иудеями. Концерт состоял из песнопений всех трех религий. В одной из песен говорилось, как еврей
убил ребенка и закопал у себя в погребе и как народ совершил над ним самосуд.
«Лига против диффамации» обвинила организатора концерта (тоже еврея) в том, что он «стимулирует не-
нависть к евреям и насилие против них». Каково ему было получить такой упрек! Он начал доказывать, что
все-таки это песни XII века, что они не решились накладывать цензуру на такую старую вещь и заменять, как
предлагалось, слово «еврей» на «еретик», что подобные же обвинения есть в других песнях — против христи-
ан и мавров. Куда там! Требуется именно цензура — на всю историю человечества и на религии.
Обвинения в антисемитизме Евангелия, о которых уже говорилось, тоже не доморощенный плод наших
философов. Недавно в США начали переходить на новый, «политически правильный» перевод Библии, из ко-
торой исключено упоминание о том, что Христос был распят иудеями.
Был, мол, распят, а кем и почему — не-
важно. Ну что священного остается в тексте после такой пошлой и конъюнктурной политической цензуры? И
ведь действия в этой сфере — целая программа.
Другая группа литераторов и богословов в США переписывает Библию так, чтобы она звучала по-англий-
ски так же, как на древнееврейском, с той же музыкой и ритмом. В результате все имена в Ветхом и Новом За-
ветах звучат совершенно иначе, чем привыкли христиане, и понять ничего не возможно. Руководитель этой
работы говорит, что тем самым выполняется завет еврейского философа Мартина Бубера, который сказал в
1962 г.: «Люди должны читать Библию так, будто никогда в жизни ее не видели». То есть, христиане и вообще
все культурные люди должны прервать духовную традицию, насчитывающую почти два тысячелетия,— на-
чать с чистого листа.
Новая версия Пятикнижия Моисея была представлена 18 декабря 1995 г. в кафедральном соборе Нью-Йор-
ка. Читали ее под музыку Гершвина и Генделя виднейшие поэты и артисты. Раввины одобрили: «Если бы Бог
на Синае говорил по-английски, то звучало бы именно так». Видимо, речь идет о действительно великолепной
литературной работе, но ведь в «Нью-Йорк Таймс» уже раздаются голоса, что именно эта элитарная версия
Библии должна стать обязательным текстом в в преподавании религии в США.
Каждый разумный и чуткий человек — за диалог культур, за их взаимное обогащение. Но тот напор, с ко-
торым сегодня вколачивают еврейское начало во все сферы общественной жизни, ничего хорошего не сулит.
12Особенно тревожит то, что еврейские деятели культуры, философы и историки, среди которых мы знаем и ува-
жаем много умных и проницательных людей, молчат. Как воды в рот набрали! И молчат они вовсе не в ней-
тральной обстановке, а под демонстративное бряцание оружием авторитетных еврейских лидеров. Что значит
в этих условиях молчание?
В политике кампания приобрела еще более радикальный характер. Года два назад министры внутренних
дел и юстиции объединенной Европы установили, что уголовное право будет квалифицировать как преступле-
ние факт отрицания «холокоста» — массового уничтожения евреев нацистами. Это — огромный, принципи-
альный поворот во всех представлениях о правовом обществе и гражданских правах. Не менее важный, неже-
ли разрыв гражданского права с религией на заре Нового времени.
Ведь теперь впервые с тех пор уголовным преступлением становится не деяние и даже не высказывание
против евреев, а всего лишь мнение относительно достоверности некоторого исторического события. Это —
нечто совершенно неведомое в светской юриспруденции. Такое бывает лишь в теократическом праве, которое
преследует за неверие. Ведь те потенциальные преступники, которые сомневаются в достоверности сведений о
Холокосте, свидетелями его не были. Речь идет лишь о том, верят ли они или не верят тем сведениям, которые
получают от историков и идеологов через книги, газеты и кино. И те, кто не верит,— теперь уголовный пре-
ступник.
Сразу возникает вопрос: зачем? Разве отрицание Холокоста стало значительным социальным явлением, ко-
торое требуется подавить силой уголовного права? Вовсе нет. Есть отдельные, совершенно ничтожные группки
«классических неофашистов», существующие, наверное, на субсидии спецслужб,— но и они не отрицают Хо-
локоста. В западной прессе я не встречал «отрицания» ни разу, совсем наоборот, редкий номер газеты обхо-
дится без напоминания. Однажды, в 1989 г., был инцидент на ТВ Парижа — как раз устроили дебаты по этому
вопросу, и один журналист «отрицал». На него набросились коллеги-евреи и стали картинно бить его перед
телекамерами. А ведущий заламывал руки, совсем как Любимов при драке Немцова с Жириновским. Но та
сцена явно была подстроена ради сенсации. Зачем же вводить в законы норму, направленную против несуще-
ствующей социальной угрозы? Так не делают, если не хотят искусственно создать очаг напряженности и кон-
фликтов вокруг проблемы — превратить ее из воображаемой в реальную.
Может, нам просто непонятна небывалая чувствительность евреев ко всему, что связано с Холокостом? Но
вот телезрители, наблюдавшие сцену избиения «отрицавшего» Холокост журналиста, раскрывают газету и читают
смачно изложенные перипетии большого скандала в Израиле — такого большого, что обсуждался в кнессете.
Некий предприниматель Моше Яхолом объявил о продаже на аукционе в Тель-Авиве запасов мыла, изготов-
ленного в немецких концлагерях из жира евреев. Начальную цену поставил по 200 долларов за кусок.
Поднялся шум — нет ли тут обмана? Эксперты засомневались: из того ли жира сделано мыло? Люди отда-
дут такие деньги — а если не из еврейского? Кончилось тем, что хозяин аукциона отменил распродажу. Но
ведь никто не привлек жадного Моше Яхолома к уголовной ответственности. Почему же здесь деяние, которое
можно считать профанацией памяти о Холокосте, вызывающее омерзение даже у посторонних людей, осужда-
ется несравненно мягче, чем всего-навсего неверное мнение какого-нибудь малообразованного юнца в Фин-
ляндии, который сомневается в истории об уничтожении евреев нацистами?
И ведь эта кампания против антисемитизма идет не на уровне культуры, она воплощается в реальную по-
литическую практику. Мне, например, несимпатичен Лех Валенса, но у меня остался неприятный осадок,
когда его демонстративно вычеркнули из списка приглашенных в Берлин по случаю 50-летия со дня оконча-
ния Второй мировой войны — за два дня до торжеств! Ведь Польша была первой жертвой войны и нацией-ге-
роем сопротивления. И президенту Польши Германия отказала в приглашении за «антисемитизм» произнесен-
ной накануне в Варшаве речи. В чем же выразился антисемитизм? В том, что Валенса упомянул о страданиях
евреев в общем списке, наряду с поляками. Эти отрывки его речи потом перепечатывались в западных газетах,
и комментаторы спорили, можно ли это считать антисемитизмом. Эксперты сомневались, а политики действо-
вали.
Но ведь полякам тоже нацистами был объявлен геноцид. Само понятие геноцид было предложено в 1944 г.
именно применительно к уничтожению поляков, а не евреев. Вот слова Гитлера в августе 1939 г.: «Я отдал
приказ моим Отрядам Смерти умертвить без жалости всех женщин, мужчин и детей польской расы. Только так
мы можем приобрести жизненное пространство, в котором нуждаемся». И из поляков погиб каждый четвертый
(как и среди белорусов) — больше, чем погибло евреев. Почему же помянуть поляков наравне с евреями в
речи президента Польши — немыслимое преступление? Ведь послать отказ уже приглашенному президенту
суверенной страны — беспрецедентное в дипломатии событие.
После горбачевской перестройки в культурологию на Западе вошло понятие «общество спектакля». Еще
говорят «эпоха Тимишоары» — самый необычный спектакль, актерами которого был сделан целый народ, разы-
грали в Румынии в виде самосвержения режима Чаушеску. Нынешняя всемирная кампания по оживлению ан-
тисемитизма — часть большого спектакля. По многим репликам, жестам, мимике видно, что ставят этот спек-
такль люди недобрые, отягощенные темными комплексами и страстями. Ничего хорошего он человечеству не
принесет. Как бы не пришлось потом сказать всем нам, как В.В.Розанов:
«С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес.
— Представление окончилось.
Публика встала.
— Пора одевать шубы и возвращаться домой.
Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось».

Кара - Мурза "Евреи, Диссиденты, Еврокоммунисты..."