Эхо резни

70 лет назад в Польше началась полицейско-войсковая операция “Висла”, целью которой была депортация западно-украинского населения из восточной Польши. Операция проводилась послевоенным польским руководством в рамках решения стратегической задачи по созданию мононационального государства. Она явилась заключительным аккордом в эпопее “обмена народами”, а ее начало было положено в Люблине 9 сентября 1944 года подписанием “Соглашения между Правительством Украинской Советской Социалистической Республикой и Польским Комитетом Национального освобождения об эвакуации украинского населения с территории Польши и польских граждан с территории УССР”. Аналогичные соглашения в том же сентябре 1944 года были подписаны с Белорусской ССР и Литовской ССР. Крестьяне переселялись со скотом и инвентарем.

Первоначально о принудительном переселении речь не шла. Эшелоны с поляками из СССР в Польшу и встречные эшелоны с “западенцами” из Польши в СССР двинулись поздней осенью 1944 года, после завершения уборочного сезона. Переселение шло вяло, сроки продлевались. Через два года, по состоянию на 31 октября 1946 года, из СССР в Польшу было переселено около 1,1 млн человек, в том числе 143 тысячи евреев, которые тут же переправлялись в Палестину. Из Польши в Советский Союз прибыло около 518 тыс человек, в том числе 483 тысячи – на Украину. На этом “обмен народами” фактически завершился.

Правительство Польши было не прочь переправить в Советский Союз еще 15-20 тысяч непольского населения, которое руководство Советской Украины оценивало как “зараженное бандитизмом” и связанное с Украинской повстанческой армией - УПА. На территории УССР с ней было практически покончено в результате крупномасштабной операции 1946 года, в результате чего УПА перешла от “повстанческой борьбы” к “подпольно-конспиративной деятельности”. Переселение 15-20 тысяч человек, симпатизирующих УПА, придало бы новые силы бандеровскому подполью. Но советское руководство отказалось от предложения Варшавы.

Главной сутью операции “Висла” была ликвидация остатков УПА и бандеровской организационной сети ОУН, в состав которых входило “много немецкой полиции и персонала СС”. Для ОУН-УПА территория восточной Польши являлась материально-экономической и мобилизационной базой.

Подразделения УПА, контролируя значительные территории, препятствовали выполнению соглашения по “обмену народами”.

Решение проблемы поляки видели в депортации, идея буквально витала в воздухе. Переселение 140-150 тысяч людей было дорогостоящей операцией и явилось в определенном смысле вынужденной мерой. Последней каплей, переполнившей чашу терпения поляков, стало убийство 28 марта 1947 года заместителя министра обороны Польши генерала Сверчевского боевиками УПА. Буквально на следующий день, 29 марта 1947 года, политбюро ЦК Польской рабочей партии приняло решение, в котором указывалось: “В быстром темпе переселить украинцев и смешанные семьи на возвращенные земли, без создания компактных групп и не ближе чем 100 км от границы”.

Украинское население выселялось не поголовно: в некоторых селах “осталось по десятку семей подальше от леса, более надежных”. Операция проходила в три этапа, касалась поочередно трех групп территорий и завершилась в конце октября 1947 года. В разных источниках встречаются разные данные о потерях УПА. В одном из докладов, исходящих из СБУ, читаем: “Из рассекреченных архивов спецслужб Польши и Украины стало известно, что в ходе операции “Висла” было уничтожено 1837 членов УПА, а 2444 - арестовано”. Для содержания подозреваемых в причастности к УПА в Польше был создан фильтрационный лагерь. Через него прошли 3870 человек, в числе последних задержанных в нем содержалось 112 членов УПА, захваченных в Чехословакии.

На Украине сегодня не любят вспоминать о том, что “Висла” – это ответ поляков на Волынскую резню, устроенную боевиками УПА на Волыни и в Галиции 11 июля 1943 года. Число жертв той бойни приближается, по оценкам, к 100 тысячам человек. В 2016 этот день году был провозглашен в Польше “Национальным днем памяти жертв совершенного украинскими националистами геноцида граждан II Речи Посполитой Польской”.

Несмотря на то, что в год 60-летия Волынской резни, президентами Украины и Польши было принято Совместное заявление “О примирении в 60-ю годовщину трагических событий на Волыни”, примирения не наступило. Сегодня эхо Волынской резни и эхо “Вислы” возвращаются. Отчасти это естественно, ведь вся правда о тех событиях до сих пор не раскрыта, а их смыслы так и не усвоены.