Помнить и не забывать каналы смерти.
Сразу после того, как было принято решение о начале строительства канала, из главного управления лагерей (сокращенно ГУЛАГ) было выделено специальное подразделение, получившее название ДмитЛаг. День его рождения — 14 сентября 1932 года. Главное управление находилось в Дмитрове, полевые лагеря же были разбросаны вдоль всей линии канала.
Первыми на стройку были привезены заключенные, участвовавшие в строительстве Беломоро-Балтийского канала. Его незадолго до того открыли, а оставшуюся в живых рабочую силу перебросили на новый объект.
Возглавивший ДмитЛаг майор госбезопасности Семен Фирин тоже приехал с Беломорканала.

Ягода (в центре) осматривает строительство канала Москва-Волга.
Но масштабы КиМ (он тогда назывался канал Волга-Москва) были гораздо больше северных, посему в лагерь стали пребывать и другие заключенные. Большинство было из русскихи "раскулаченных" крестьян. Порядка трети составляли «политические».
Условия жизни и работы были чудовищные. Вот что писал об этом свидетель тех событий, участник строительства А. Крохин: «Нередко приходилось мне бывать на трассе канала. Техники первое время практически не было, огромная масса заключенных была занята на земляных работах, которые велись вручную — лопатами и тачкой. Грунт вывозили за кромку канала, наверх. В некоторых местах грунт грузили на конные грабарки. Этот тяжелейший и изнурительный труд десятков тысяч людей заставил разработать и применять множество небольших механизмов, которые поднимали тачки с ложа канала на его бровку. До сих пор стоит перед моими глазами жуткая картина: продувающий до костей студеный ветер бросает в усталые серые лица колючие иголки. Из-за грунтовых вод людям приходится работать по колено в раскисшей грязи.
Немногие выдерживали этот смертельный каторжный труд. Умерших хоронили без гробов, в общих ямах.
Если «каналармейцы», как именовали заключенных, не выполняли норму, им урезали паек, и без того весьма скудный. Местные старожилы, помнившие те времена, рассказывали, что несчастные зэки-азиаты буквально питались травой. Изнывая от голода, они ели луковицы незнакомых им болотных растений, некоторые из которых были ядовитыми.
«Власть администрации ОГПУ-НКВД над заключенными была беспредельна. Бывший заключенный К. Кравченко рассказывал, как однажды прорвало плотину. Для ликвидации прорыва толпу зеков загнали в заполненный ледяной водой дюкер — назад не выбрался никто.
Случалось, что обессиленные, измученные непосильным трудом заключенные сами вместе с тачками срывались в котлованы, падали в бетон и оставались в нем замурованными.
В лесах устраивались массовые безымянные захоронения заключенных.
Иногда умерших „дмитлаговцев“ закапывали на окраинах кладбищ. Зимой трупы укладывали на дне вырытой ямы штабелями, присыпая очередной „слой“ песком, и оставляли могилу незарытой до следующего дня. „На казнь возили каждую ночь, — рассказывал шофер дмитлаговской автобазы А. Воронков. — Расстреливали в лесу и на северной окраине Дмитрова. У них это называлось „повезти на шлепку“.
Д.Клейн «Цена бесплатной пайки»

Строительство шестого шлюза на канале Москва-Волга. 1935 год.
В то же время власть делала все, чтобы правда не выходила за границы лагеря. Со стороны казалось, что все в порядке, люди работают на совесть, хорошо питаются, имеют организованный культурный досуг. Для этого в ДмитЛаге существовала отлично налаженная система пропаганды. Был придуман даже целый курс «перековки», якобы направленный на исправление заключенных и формирование из них правильных советских людей.
Понятно, что ориентирована эта пропаганда была скорее не на заключенных, а наружу, на тех, кто узнавал о жизни лагеря из центральных газет.
В целях создания «правильного» имиджа проводились громкие публичные акции. Например, команда физкультурников ДмитЛага участвовала в первомайской демонстрации на Красной площади. На «творческую» встречу с заключенными приезжал великий пролетарский писатель Максим Горький, после этого весьма лестно отозвавшийся о системе «перековки» и условиях жизни каналоармейцев.
Канал имени Сталина
В 1936 году все руководство стройки было арестовано вместе с недавно произведенным в генеральные комиссары госбезопасности Генрихом Ягодой. Их обвинили в подготовке заговора против Сталина, в создании на базе ДмитЛага террористических групп, которые планировали убийство вождя и последующий захват власти. Фирин и другие руководители лагерей после пыток во всем сознались, заодно и Ягоду оговорили. В итоге, все они были расстреляны.

Ворошилов, Молотов, Сталин и Ежов на канале Москва — Волга. 1937 год.
Канал Волга–Москва имени Сталина был открыт. Через 10 лет, к юбилею столицы вождь сделает городу «царский» подарок и переименует канал имени себя в честь города Москвы.
Мы никогда не узнаем, сколько жизней унес этот канал. По официальной статистике ОГПУ — 22 тысячи. Но это цифра, поданная в Главное управление лагерей санитарным отделом ДмитЛага.
Через эту страшную стройку за почти пять лет прошли 600-700 тысяч человек.
Комментарии