Шимон БРИМАН | Пронзительный миг понимания

Дробицкий Яр. Фото: Ace^eVg / Википедия

Когда у евреев появлялся шанс выжить

 

 

Помню, на международном еврейском семинаре в Москве в июне 1991 года проф.Мордехай Альтшулер сказал залу:

— Поднимите руки те, у кого предки были эвакуированы в тыл или призваны в Красную Армию в годы Второй Мировой?

 

Поднялись сотни рук — почти все.

— Вы видите иллюстрацию моего тезиса: почти все сегодняшние ашкеназы в СССР — это потомки эвакуированных или фронтовиков.

Это был пронзительный миг понимания простой и ужасной еврейской правды о той эпохе: выжили только уехавшие, убежавшие или призванные в армию.

Кто я? Внук Софьи Бриман, которая с двумя маленькими детьми смогла чудом втиснуться 5 июля 1941 года в последний поезд из Витебска на восток. Потому что уже 9 июля город взяли немцы, которые затем убили более 20 тысяч евреев — всех евреев родного города Марка Шагала. А деда советская власть "вывезла" сама за полгода до этого — впаяв ему срок за анекдоты, а затем отправив в армию.

Дед Борис Помянский (по линии мамы) прошел всю войну, черноморский моряк-орденоносец, ранен, высаживался в Крыму в ледяной воде в обреченном десанте января 1944 года. Его будущая жена и моя бабушка Юлия успела выехать из Харькова в Алма-Ату, где подростком стояла у токарного станка.

Меня не было бы, если бы они не уехали. Первое мое воспоминание о Холокосте: в трамвае я спрашиваю бабушку:

— А ты во время войны тоже была в Харькове?

Она печально улыбается и резко бросает:

— Если бы я осталась здесь, тоже оказалась бы в бараках Тракторного…

Только много лет спустя я узнал, что там находилось временное гетто перед расстрелами в Дробицком яру.

Белорусам, украинцам, русским, народам Балтии выпали большие страдания, но для них остаться "под немцами" на оккупированной территории означало лишь проблемы в жизни. Для евреев это означало 95-97-процентную гарантию уничтожения и смерти. В этом — коренное отличие еврейской памяти о той войне от памяти других народов. Как и отличие еврейского отношения к Красной Армии: её отход означал верную смерть, её приход давал шанс на жизнь.