Живее всех живых

На модерации Отложенный

Владимир Ленин был для советского народа не просто одним из лидеров революции. Этот человек стал одним из главных символов государства. И чем дальше, тем больше вокруг него формировался самый настоящий культ личности. Одним из выражений этого культа стала лениниана - совокупность произведений искусства, посвященных Ильичу.

Ореол легендарности стал возникать вокруг Владимира Ленина еще задолго до его смерти. Стихи, восхваляющие его в самых выспренных выражениях, начали создаваться сразу после революции. Вот, например, строки пролетарского поэта Демьяна Бедного, написанные в 1918 году: «Ты был за дальнею границей, / Но духом с нами был всегда, - / Росла, страница за страницей, / Святая библия труда». Здесь есть все: и задушевная интонация, сочетающаяся с невероятным пафосом, и неминуемые религиозные параллели - все то, что было в дальнейшем свойственно такому культурному явлению советской жизни, как лениниана. Поэты, скульпторы и художники стремились превзойти друг друга и изобразить Ильича одновременно «простым» и «величайшим». Пожалуй, больше всех в этом преуспел Владимир Маяковский, чей эпитет «самый человечный человек» до сих пор является крылатой фразой, не требующей пояснений. Но лениниана была не просто набором славословий в адрес вождя правящей партии. Она была непосредственным выражением новой идеологии. А затем постепенно превратилась в настоящую индустрию.

Человек-икона

Первый всплеск всенародной любви к Ленину, выраженной в официальном искусстве, произошел после выстрела Фанни Каплан в августе 1918 года. Хотя Ленин довольно быстро встал на ноги после покушения (уже 22 октября состоялось его публичное выступление), этого времени оказалось достаточно. Были изданы несколько биографических брошюр, названия которых говорят сами за себя: «Великий вождь рабочей революции», «Вождь деревенской бедноты В.И. Ульянов-Ленин». Владимир Бонч-Бруевич, бывший в то время фактическим секретарем Ленина, писал в своих воспоминаниях, что «великий вождь» пришел в ужас, когда ознакомился со статьями, вышедшими в газетах за время его лечения.

Ему категорически не хотелось превращаться в «живую икону». По настоянию Ленина все было «спущено на тормозах», и поток славословий утих. Но процесс был уже запущен. К 1923 году Ленин был уже тяжело болен и фактически отошел от дел. Воспользовавшись этим, его товарищи по партии продолжили создавать образ «великого вождя», окружая его почти религиозным почитанием. Появилась научная дисциплина «ленинизм».

Был основан Институт Ленина, одной из задач которого был сбор и систематизация всех материалов (в том числе и литературных произведений), относящихся к Ильичу. При этом создавалась непротиворечивая, внутренне логичная история жизни вождя, которая не всегда соответствовала его реальной биографии. Большинство населения России на тот момент относилось к крестьянству. Создатели новой советской идеологии не могли этого не учитывать. Издававшиеся большими тиражами брошюры с романтизированной биографией Ленина (как, впрочем, и других революционеров) по стилю и композиции прямо подражали житиям святых - самому популярному жанру в крестьянской среде.

Ну а такое новшество, как «ленинский уголок», было призвано заменить традиционный «красный угол», в котором стояли иконы.

Смерть Ленина в январе 1924 года потрясла всю страну. Она дала начало полноценному культу. В честь Ленина был назван Казанский университет. Уже 26 января 1924 года стал Ленинградом Петроград. Тиражи книг, посвященных Владимиру Ильичу, отныне и до самого заката Советской империи стали рекордными. Типичный пример - детский писатель Зоя Воскресенская. Совокупный тираж ее книг о детстве Володи Ульянова и его семье только за период с 1962 по 1980 год составил 21 миллион 642 тысячи экземпляров. Труды самого Ленина издавались и переиздавались бесконечно, обеспечивая работой огромный штат редакторов, корректоров и наборщиков. Например, в 1940-1950 годах четвертое издание 35-томного собрания сочинений вождя мирового пролетариата вышло в свет тиражом 800 тысяч экземпляров. Ответственные работники любых уровней считали своим долгом украсить полки в кабинете стройными рядами корешков со священной фамилией.

Монументальный образ

Отдельным видом советского искусства стали памятники Ленину. Первый из них был установлен 22 января 1924 года возле здания Глуховской мануфактуры в городе Ногинске.

Его можно увидеть там и сегодня - памятник не раз реставрировался и находится в приличном состоянии. Несмотря на то что он не блещет художественными достоинствами, ногинский памятник интересен тем, что задал некоторый стандарт, которому в дальнейшем подражали скульпторы, ваявшие вождя. Ленин изображен в костюме-тройке, с поднятой рукой, как будто произносит речь. А вот знаменитой кепки у первого памятника нет - ее к каноническому образу добавили позднее, чтобы еще больше приблизить Ленина к народу. Еще один ранний памятник, вызвавший массу подражаний, стоит на площади перед Финляндским вокзалом в Санкт-Петербурге.

Это знаменитый «Ленин на броневике». Имеется в виду эпизод 3 апреля 1917 года, когда вернувшийся из эмиграции Ленин сказал речь перед собравшейся толпой, стоя на броне боевой машины. Именно здесь впервые появилась развернутая ладонь, указывающая «путь в светлое будущее». Эту деталь можно увидеть у многих бронзовых «Ильичей», украшающих города России.

Производство памятников Ленину (а также бюстов и портретов) было настоящей развитой индустрией. Существовали целые скульптурные мастерские, которые производили практически только «Ильичей». Детали для больших памятников, как правило, отливались в одном месте, а собирались в единое целое уже в том городе, где происходила установка. Недаром существует легенда о том, как в 1959 году в Челябинск по ошибке отправили детали от двух разных монументов. В результате, когда памятник собрали, у Ленина оказалось две кепки. Одна - в руке, другая - на голове. Пришлось одну из них срочно спиливать, а место спила зашлифовывать.

По некоторым подсчетам, в СССР было установлено более 14 тысяч памятников Ленину. Еще порядка 150 насчитывалось к 1991 году в странах соцлагеря. Больше всего бронзовых Ильичей при этом стояло в ГДР - 39. Ну а подсчитать количество бюстов в различных кабинетах, клубах и актовых залах не представляется возможным. Юбилейный рубль СССР с портретом вождя После развала Союза памятники стали активно сносить, особенно в бывших республиках. Так что сейчас, по очень примерным данным, монументов по всему миру осталось не более 8 тысяч.

Главный юбилей страны

Постоянным источником вдохновения Владимир Ленин служил и для советских художников. Причем как для вполне серьезных живописцев (самый известный среди которых, конечно, Исаак Бродский), так и для «халтурщиков», малевавших плакаты к официальным праздникам. При этом тоже существовали достаточно четкие шаблоны - как именно изображать вождя.

Набивший руку мастер мог нарисовать «правильный» ленинский профиль даже с закрытыми глазами. Правда, вот в азиатских республиках СССР лицо Ильича с фирменным прищуром порой приобретало вполне конкретные монголоидные черты. Но к этому придирались редко.

Разумеется, образ Ленина был на особом счету и в главнейшем из всех искусств - советском кино. Самым первым исполнителем ответственной роли на экране стал бывший рабочий цементного завода Василий Никандров. Актерского образования он не имел и лишь немного играл в любительском театре. На роль Ленина в фильме «Октябрь» его отобрал Сергей Эйзенштейн по причине сильного внешнего сходства. В дальнейшем же право сыграть вождя мирового пролетариата давалось лишь проверенным актерам, облеченным особым доверием. Рекордсменом в деле воплощения экранного образа вождя считается Юрий Каюров - он играл Ленина 18 раз!

Апогеем культа личности Ленина и настоящим расцветом ленинианы стал 1970 год, когда отмечалось 100-летие со дня рождения вождя мирового пролетариата. Апрельские номера всех без исключения советских журналов вышли с портретами Ленина на обложке и посвятили великому юбилею центральные темы. Тогда же был отчеканен знаменитый юбилейный рубль с ленинским профилем. Лениниана была обязательным элементом советской жизни. Об этом помнит каждый, кто, будучи школьником, носил сначала октябрятский, а потом пионерский и комсомольский значок с портретом Владимира Ильича.

 

Кирилл ИВАНОВ