Как Россия «незаметно» развернула противоракетную оборону
На модерации
Отложенный
Почему в России строятся два различных типа станций раннего обнаружения пуска ракет и почему они так странно, на первый взгляд, расположены? Почему две различные станции «Воронеж-ДМ» и «Воронеж-М/ВМ» называются одинаково, хотя кроме названия у них мало чего общего? Давайте поищем ответы вместе.
Действительно, что общего между этими двумя станциями, кроме названия?
Это станция «Воронеж-ВМ» в Иркутской области.
А это «такая же» двухсекционная РЛС «Воронеж-ДМ» под Армавиром.
Много схожего нашли? Вот и я о том же. Так почему они так отличаются друг от друга и почему их везде называют одним названием и говорят, что решают они одни и те же задачи? Как всегда всему виной секретность. Правда, секретность эта какая-то странная. Ведь достаточно просто заглянуть в историю создания советских загоризонтных РЛС и на карту расположения самих станций с секторами их обзора, как все секреты сразу становятся открытой книгой.
Для начала одно из последних сообщений:
Минобороны восстановит радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Днепр», расположенную под Севастополем. Как сообщил источник «Известий» в военно-промышленном комплексе, модернизированный объект сможет фиксировать запуски как баллистических, крылатых, так и гиперзвуковых ракет из акватории Черного и Средиземного морей, обеспечив защиту территории России на южном и юго-восточном направлениях.
Об этом говорят уже с 2014 года. В то же самое время все интересующиеся данной тематикой отлично помнят, как СМИ сообщали, что станция «Воронеж» под Армавиром заменит собой не только азербайджанский «Дарьял», но и севастопольский «Днепр». Тогда зачем его восстанавливать?
Вот карта размещения с секторами обзора современных загоризонтных РЛС России (клик):
Зеленым обозначены станции «Воронеж-М/ВМ» (построенные и запланированные), красным, «Воронеж-ДМ» (построенные и запланированные), красным размытым (№12) станция «Волга» под г. Барановичи (Белоруссия), под номером 11 — станция «Днепр» в Севастополе, синим — РЛС «Дон-2Н »в Подмосковье (центр ПРО г. Москвы), красный круг, окрашенный в зеленый цвет, — это месторасположение РЛС «Дарьял» в районе г. Печора.
Эта история началась намного раньше.
В 1972 году был заключен договор, оговаривавший ограничения на создание систем противоракетной обороны США и СССР. Согласно нему, страны могли развернуть не более двух (с 1974 года — одного) узла ПРО на своей территории: либо для прикрытия столицы, либо для прикрытия стартовых площадок МБР.
СССР выбрал вариант «прикрытие столицы», и был создана система ПРО Москвы. А США развернули свой сегмент для прикрытия стартовых площадок МБР. Приоритеты, однако. Но это детали.
Обе стороны пытались обмануть друг друга и это им с переменным успехом удавалось. США смогли разместить у себя систему «Пэйв Пос», которая очень быстро превратилась в элемент ПРО, а СССР … просто не успел этого сделать.
Распад СССР создал в США уверенность, что это их шанс и что наступило время раз и навсегда показать всем, кто в мире главный.
В конце 1990-х ряд испытаний противоракет показал работоспособность данного метода борьбы, и 23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал одобренный сенатом законопроект о развертывании национальной системы ПРО. В 2001 году, пользуясь опцией, прописанной в договоре 1972 года, США в одностороннем порядке вышли из него. Перчатка была брошена.
В это самое время на территории бывшего СССР США, где только могли, уничтожали остатки противоракетного щита своего бывшего главного противника.
В начале мая 1995 года была взорвана принимающая РЛС станция «Дарьял-УМ» в Скрунду (Латвия). В 1998 году эта станция была полностью закрыта
В начале 2000-х те же американцы заставили навсегда замолчать станцию в Мукачево. Тогда же фактически перестали работать на Россию станции в Севастополе и Азербайджане. Единое поле наземных дальних РЛС СССР распалось.
И мало кто обратил внимание на то, что в 1997 году возобновилась достройка РЛС «Волга». Вы ничего не знаете о «Волге»? Давайте познакомимся поближе.
Узнаете?
Нет, это не очередная РЛС «Воронеж-ДМ», а ее прототип РЛС «Волга», возведение которой было начало в далеком 1986 году как ответ на размещение на территории Европы американских ракет средней дальности «Першинг-2».
О станции «Воронеж-ДМ» никто не любит писать подробности — это большой государственный секрет. Но в России государственные секреты хранить не умеют, а потому они написаны открытым текстом в «Википедии», правда, в другом разделе, что и понятно.
Читаем страницу о станции «Волга» и узнаем много интересного. Оказывается, эта станция (далее из «Википедии» со ссылкой на очень авторитетный труд) — не просто еще одна РЛС обнаружения пуска ракет:
Цитата:
Развитие средств воздушного нападения требовало совершенствования элементов советской СПРН. Высокопотенциальные РЛС метрового диапазона «Дарьял», рассчитанные на большую дальность обзора, было решено дополнить среднепотенциальными станциями дециметрового диапазона, которые благодаря высокой разрешающей способности обеспечивали бы точное наведение противоракет. Разработку поручили специалистам НИИДАР, имевшим опыт создания дециметровых РЛС семейства «Дунай».
В 1984 году, в связи с размещением в ФРГ американских баллистических ракет средней дальности «Першинг-2», принято решение о строительстве головной РЛС «Волга» в районе города Барановичи — на западном ракетоопасном направлении.
Строительство началось в 1986 году…
…Это был первый опыт создания радиолокационной аппаратуры высокой заводской готовности, позднее получивший развитие при создании РЛС «Воронеж»…
Запоминаем выделенные слова. Они нам еще пригодятся.
Итак, высокопотенциальные станции метрового диапазона, которые как раз и должны были обнаруживать ракеты и боеголовки противника на больших дистанциях (до 6000 км), было решено дополнить не очень далекими, но такими, которые позволяли бы наводить на обнаруженные боеголовки свои противоракеты. И была создана НИИДАР станция «Волга» как первая станция по борьбе с ракетами противника.
А это узнаете?
Нет, это не РЛС «Волга» и не дециметровый «Воронеж», это РЛС «Дунай-3М», глаза или уши развернутой в конце 1970-х системы ПРО Москвы (А-35М). Именно эта станция должна была отслеживать на расстоянии 2 500 км ракеты противника и их боевые блоки, а также наводить на них противоракеты. И именно эта станция обнаружила вместе с ДОН-2Н и американской COBRA DANE в 1994 году 10 см шарики…
РЛС «Дунай-3М» и послужил основой для создания РЛС «Волга» — упрощенной и быстровозводимой версией этого радара ПРО.
Если мы посмотрим на «фирмы»-разработчики РЛС «Воронеж-М/ВМ» и «Воронеж-ДМ», то мы уже, конечно, не удивимся. Первую разрабатывал РТИ им. академика А. Л. Минца, разработчик метрового уникального комплекса «Дарьял», а вторую – НИИДАР, разработчик дециметровых РЛС для ПРО «Дунай» и «Волга».
И тут все встало на свои места, а значит, это уже не версия, а почти доказанная гипотеза.
Чтобы уж совсем отбросить все сомнения, предлагаю посмотреть, как работает противоракетная мысль в США. В конце 1970-х они начали разворачивать свою систему предупреждения о старте баллистических ракет (PAVE PAWS).
Кстати вот она:
Нет, она была не дальнобойной и могла различать головные части не далее чем на 3 000 км. Станция работала в дециметровом диапазоне (как раз в том же, что и РЛС «Воронеж-ДМ»). Затем ее возможности и дальность были расширены, и сегодня эти станции являются основой ПРО США и наводят на цель дальнобойные противоракеты Ground-Based Midcourse Defense. В общем, сегодня это полный аналог «Воронеж-ДМ», как о нем пишут в российской прессе. Только в России почему-то постоянно подчеркивают, что станции «Воронеж-ДМ» не имеют никакого отношении к ПРО.
Ну не имеют, так не имеют. Нам то что? Мы, естественно, поверим.
Итак, вроде бы со всем разобрались. Хотя нет, не со всем. Есть у «Воронежей» еще один брат близнец – таинственный и неуловимый «Воронеж-СМ». Как в том «Ералаше».
Хотя если полистать подшивки старых журналов и изучить гений мысли на Западе, можно об этом таинственном третьем брате кое-что узнать.
При описании станции РЛС «Волга» была обронена фраза:
Цитата
В 1981 году главным конструктором новой РЛС назначен Александр Мусатов. В 1982 году разработан эскизный проект «Волга», в 1983 году он был одобрен заказчиком. Предполагалось создание серии радиолокаторов с цифровой обработкой информации, построенных с использованием технологии твердотельных модулей и имеющих возможность перестройки частоты в двух диапазонах. На направлениях, не контролируемых средствами надгоризонтной радиолокации, предлагалось установить четыре малопотенциальных РЛС «Волга-М».
Тогда речь шла о работе станции поочередно в метровом и дециметровом диапазонах, что в позднем СССР не было использовано, но какова мысль!
В сети есть много информации о том, что разрабатывается РЛС «Воронеж-СМ». Станция должна работать в сантиметровом диапазоне. Для чего это надо? Чтобы очень точно наводить противоракеты в цель. Не исключено, что возможности работы на двух диапазонах (дециметровом и сантиметровом) будут реализованы именно на базе РЛС «Воронеж-ДМ».
Кстати, именно также поступили и американцы (статья от 2007 года):
Цитата
«Руководство министерства обороны США рассматривает РЛС СПРЯУ «Бимьюс» и «Пейв Пос», а также СККП «Спейстрек» и «Спасур» в качестве наиболее важных средств наблюдения за пусками баллистических ракет (БР) противника. Развитие РЛС этих систем направлено на совершенствование радиолокационных методов и технологий: создание двухдиапазонных (3- и 10-см)».
Вы будете снова смеяться, но специалистом по созданию РЛС для систем ПРО сантиметрового диапазона в СССР был все тот же РТИ им. академика А. Л. Минца, поставивший в конце 1990-х на боевое дежурство знаменитую РЛС «Дон-2Н», являющуюся сегодня непревзойденным локатором, оберегающим спокойствие жителей европейской части России.
Возможно, именно с этим связано то, что соразработчиком станций «Воронеж-ДМ» с НИИДАР является именно это конструкторское бюро. Если все так и есть, а оснований так считать более чем много, то выходит, что, не поднимая лишнего шума, Россия сегодня заканчивает разворачивать не только круговую систему дальнего обнаружения пуска ракет, но и национальную систему ПРО очень высокого уровня. И для ее окончания осталось только переоборудовать/модернизировать станцию «Дарьял» в г. Печора (о которой уже объявлено, не вдаваясь в детали) в станцию дециметрово-сантиметрового диапазона.
Вероятно, это будет совершенно новая станция. Ведь зачем буквально рядом иметь две метровые РЛС, направленные в один и тот же сектор?
И еще «модернизировать/восстановить» в Крыму РЛС «Днепр». С чего мы и начали наш рассказ.
Выводы и послесловие
Создаваемая на основе советских наработок новая национальная система ПРО России скоро будет построена. Тихо и без лишнего шума. РЛС в Крыму, вероятно, будет работать в метровом диапазоне, и, возможно, это будет еще один «Воронеж», лучше двухсекционный.
Лично я не вижу смысла реанимировать РЛС «Днепр», хотя … все может быть.
Вместо «Дарьяла» в г. Печора, логично будет смотреться его дециметрово-сантиметровый брат-близнец.
Окончание работ по программе «Воронеж-СМ» станет последним этапом развертывания станций слежения, сопровождения и наведения для создаваемой сегодня системы ПРО России.
И в дополнение к сказанному:
Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев в прошлую субботу объявил, что Воздушно-космические силы в ближайшее время примут на вооружение перспективный зенитный ракетный комплекс С-500. «Мы каждый год получаем по пять комплектов зенитных ракетных систем С-400, новые РЛС – эти темпы нас устраивают, – сказал Бондарев.
– Идет дальнейшее развитие, мы с промышленностью не стоим на месте, ускоренными темпами разрабатывается новейший комплекс С-500 и в ближайшее время он поступит на вооружение войск противовоздушной обороны».
Военные эксперты не раз уже рассказывали, что в тактико-технические характеристики С-500 заложена возможность вести прямой огонь с земли по спутникам противника и уверенно поражать их. Это та самая способность «снижать эффективность применения орбитальной группировки космических аппаратов противника». Кроме спутников, С-500 может поражать и баллистические ракеты.
Комментарии