СССР и Дружба народов
На модерации
Отложенный
Как вырезали детский лагерь на Иссык-Куле
21 мая, 2016
Представление о том, как протекало антирусское восстание в Средней Азии в 1916 году, сто лет тому назад, даёт нам статья, опубликованная недавно на сайте РОНС. В ней показано, на каком фундаменте строилась «дружба народов» в Средней Азии, в которой вскоре была установлена советская власть.
Одно из самых страшных событий той трагедии – поголовное уничтожение православных монахов и русских школьников на озере Иссык-Куль в августе 1916 года.
В конце ХIХ века на северном берегу Иссык-Куля, у Тюльского залива, на территории современной Киргизии, был основан мужской православный Свято Троицкий монастырь. По достоверным историческим данным, уже в VII – VIII веках нашей эры примерно на том же самом месте возник и долго существовал христианский несторианский монастырь.
Самарканд несколько веков (с VII по XIV) был центром христианства в Средней Азии. В окрестностях городов Токмак и Пишпек русскими исследователями были обнаружены остатки христианских кладбищ с крестами на могильных плитах и христианских городищ. Христиане жили и проповедовали на этой земле, как минимум, до конца ХV века. Обитали они в основном в городах. Окрестные кочевники в те времена были язычниками. Как известно, большинство киргизов начало принимать ислам только в 17-18 веках.
Монастырь был заложен 21 мая 1889 года. Построили храм, хозяйственные постройки. Монахи занимались хлебопашеством, огородничеством, рыбной ловлей. Находясь на тракте, монастырь имел постоялый двор для путешественников, обширные сады, школу для киргизских детей. Количество монахов и келейников колебалось в разные годы, составляя от 20 до 40 человек. Киргизов среди насельников монастыря не было – христианство они практически не принимали.
На лето сюда приезжали школьники из Верненской гимназии. Отдыхая на прекрасной природе, они помогали монастырю. В России в те годы начало развиваться движение юных разведчиков (скаутов). Монастырский лагерь тоже работал по скаутской программе. Гимназисты занимались спортом, ходили в походы, приобретали навыки самостоятельного ведения хозяйства и вели церковную жизнь.
В июле 1916 года в Андижане началось среднеазиатское восстание. Вскоре оно перекинулось на земли киргизов Семиреченской области. В августе 1916 года в монастыре находилось 74 мальчика и девочки в возрасте от 10 до 14 лет, двое учителей (муж и жена) и трое или четверо монахов.
Все остальные были на промыслах и полевых работах. Оружия в монастыре не было. Никому в голову не приходило, что озверевшие кочевники нападут на монахов и детей. Но можно сказать несколько недобрых слов о русском областном и уездном начальстве. Резня русского населения в Туркестане продолжалась уже месяц, но никто не позаботился о том, чтобы эвакуировать детей в город и прислать казаков для охраны монастыря.
В киргизской ватаге, налетевшей на монастырь, было несколько сотен человек. Они убили всех, кто был в монастыре. Монастырский двор был усеян трупами зарезанных, заколотых и зарубленных гимназистов. Учитель лежал с разрубленной головой. Его жене был распорот живот, а неродившийся младенец вырван из утробы и растоптан. Среди убитых гимназистов было и двое детей супружеской семьи учителей. То есть их семья была уничтожена в полном составе. По воспоминаниям казаков, которые были посланы на место трагедии, - «Девочки-гимназистки были посажены на колья монастырского забора из плетня. Некоторые из них были еще живы. "Дяденька, мне больно" - жалостно обращались они к казачкам. Снятые с кольев девочки быстро умирали». Они потеряли много крови, внутренние органы детей были разорваны.
По отчетам казаков, через сутки они настигли шайку, которая устроила резню в монастыре. Часть подонков была изрублена и перестреляна, другие разбежались. Царское правительство, обеспокоенное войной и усмирением бунта, виновных особо не искало. Во всяком случае, нам ничего неизвестно о попытках найти и судить тех, кто организовал зверское истребление детей. А вскоре не стало и самого царского правительства. Большинство казаков, усмирявших восстание, сами погибли в Гражданской войне, были расстреляны красными, или ушли в эмиграцию в Китай.
По воспоминаниям русских жителей Северной Киргизии, ещё в 1960-х годах были живы киргизские старики, лично участвовавшие в убийстве русских детей в монастыре на Иссык-Куле. Они своих «подвигов» не скрывали, публично ими похвалялись. Видимо, твёрдо знали, что советская власть инородцев за убийства русских «эксплуататоров» не наказывает. Монастырь был закрыт большевиками в 1920 году.
PS:
Это для обожателей СССР, для которых котлета в общественной столовой, стоимостью 30 копеек заменяет разум и сердце. И им не важно, что котлета была наполовину из хлеба, один вид дырявой туалетной бумаги, жигули на которые нужно копить всю жизнь, отсутствие стоматологии и медицины и прочее прочее.
Комментарии