Почему наши космонавты так и не высадились на Луну?

На модерации Отложенный Мы первыми в космосе были долго. Казалось, что нет такой задачи, которую бы не смогли решить, наша Страна, народ, ученые…

 

 

Еще встречают первых космонавтов толпы советских граждан цветами, транспарантами и криками «Ура». Но уже помпезность отходит на второй план. Космос становится огромной научной отраслью, которая призвана решать задачи, с которыми сталкиваются в освоении космоса, найти применение в отрасли достижений космонавтики СССР. Она не терпит поспешности, и в недрах Министерства Общего Машиностроения была разработана целевая программа по освоению космоса. Одним из направлений в этой программе стало освоение и изучение дальнего космоса.

 


Сергей Павлович Королев — он взял на себя сектор освоения дальнего Космоса
Нет-нет, ни о какой Луне речи не шло. Он не был столь близорук, чтобы интересоваться нашей соседкой, о которой было известно много, а что еще не знали, вполне могли восполнить с помощью научных спутников

Его притягивал Марс

 

Даже полученные данные с простых телескопов озадачивали ученых. И мечты разгадать их — жили на протяжении столетий. И вот настал 20-й век. Мы вышли в космос и путешествие на Марс, тогда, уже не казалась таким уж фантастическим. И с юношеским рвением Королев погрузился в работу над проектом.

И его первым этапом стала разработка тяжелого межпланетного корабля

 


Для него даже было выбрано имя «Циолковский». Нет, Королев понимал, что ему для вывода на орбиту нужна будет сверхтяжелая ракета, но ее то построить он сможет. Сложности здесь он не видел, и планировал это сделать, но ближе к 80-у году. Ведь проблем для путешествия к Марсу куда как сложнее. Но в 1963 году на стол Хрущева легла секретная аналитическая записка, что США готовят высадку человека на Луну. Это последняя попытка НАСА доказать, что они не безнадежно отстали от Советов в космосе. Хрущев был в гневе. Фимиам «отца» советской космонавтики кружил ему голову. А здесь такой удар, Лавры победителя могут перейти в Кеннеди. Хрущев такого допустить не мог. Ему требовалось доказать очередное превосходство, свое личное, над США. Никакие уговоры, что в полете на Луну человека нет необходимости, что все научные данные сможем получить с помощью наших космических спутников не принимались в расчет. Даже колоссальные затраты на создание программы в кратчайший срок не действовали. А они нужны были немалые. Ведь США приступили к своей программе еще 3 года назад. Это время надо наверстывать. И волюнтаристским решением 3 августа 1964 Хрущевым был дан старт Советской Лунной Программе

 

По традиционной советской системе создания крупных проектов было принято решение о создании двух параллельных программ по доставке человека на Луну. В конкурсе на финансирование было 3 заявки. И первая была оТ ВалентинА Глушко

 

Это был настоящий удар в спину Королева. Его главный двигателист, на которого он рассчитывал при проектировании ракеты, сам захотел построить ракетоноситель. Это был первый звонок, что мы не поспеем на Луну. Ссора двух главных. Но он принял решение строить свою ракету с прозаичным названием Р 56 и грузоподъемностью в 130 тонн.

Владимир Челомей

 

Любимец Хрущева и руководитель КБ, где трудится сын Хрущева тоже не остался в стороне и предложил свой проект лунной ракеты УР 700 с грузоподъемностью 157 тонн.
8. Так эти проекты выглядели на экспертном совете

 


Слева направо: Н-1 (Наука-1), УР — 700 (Универсальная ракета 700). Р-56 (Просто ракета 56)

 


Первым с дистанции к Луне сошел Глушко. Он построил и провел испытания титанического двигателя РД 270. Все заданные характеристики были достигнуты. Но базы производства, сборки и испытания ракеты у Глушко не было. Он был вынужден снять свою заявку. Но он не сдался. Он взял свой движок и предложил его своему конкуренту — Челомею. Так родился тандем Челомей-Глушко

 


А дела у Челомея становятся все лучше, на первый взгляд, сын Хрущева выбивает средства на свое детище, оно уже воплощается в металле. А здесь еще и удача, движки ему сами упали, Глушко союзник.

 


А дела у Челомея идут отлично. Ракета строится. А лунные модули разрабатываются. Посадочный модуль. Благодаря этим гигантским лыжам наш космический аппарат способен был прилуниться на 88% Луны. В то время как и американский и королевский только на 27% лунной поверхности

 


Лунный орбитальный корабль 

 

 

Особенностью ЛК Челомея была в том, что благодаря выводимой массе на орбиту в 157 тонн на Луну мог садиться сам космический корабль, а не как у американцев или Королева, только лунный модуль. Это было кардинальное отличие и на Луну ступили бы все 3 космонавта, а не 2, как в США или 1, как в Н-1.

 

Но по всей программе Челомея был нанесен удар. Со стороны Королева и Брежнева. Королев добился пересмотра программы и убедил комиссию, что применение Гептила в качестве топлива на такой тяжелой ракете чревато огромному риску. В случае взрыва на старте, Байконур бы превратился в безжизненную пустыню и пришлось бы строить новый космодром.  Брежнев не слишком доверял Челомею, любимцу Хрущева, да еще и с сыном в подарок.

Решение было принято — проект был приостановлен. А позже и закрыт. Но это не вся история…

 

А что же Королев с его ракетой? А дела были неважные. Ссора с Глушко поставил крест на его кислородно-водородной ракете. Именно такой тип строили и США, их «Сатурн». Да и Челомей лишает его средств. Нужно искать выход. И не в правилах Сергея Павлович было проигрывать. Он вступил в борьбу.

Николай Кузнецов

 

В СССР не было ни одного конструктора двигателей на водороде, единственный — Глушко в контрах с Королевым. Тогда СП принимает решение — делать движки на обычных экологичных компонентах кислород-керосин. Да, они имеют более низкую энергоэффективность и проигрывают даже движкам на гептиле. Но он сам его отвергает и не пускает с этим Челомея. После долгих поисков он обращается в КБ Кузнецова в Куйбышеве, его рекомендует давний соратник Королева — Козлов.

НК 15

 

 


Кузнецов, создатель авидвигателя для нашей авиации очень заинтересовался этой темой, хотя он и не имел опыта проектирования ракетных двигателей. Это был еще один гвоздь в нашу лунную программу. Ошибка этого гениального конструктора была в том, что он делал эти двигатели по авиационной технологии. Они строили партию двигателей, а испытывали только одни или два. Если испытания проходили успешно — вся партия шла на установку. Но фатальный удар был получен 14 января 1966 — умер Королев, а на его место был назначен

Василий Мишин

 

Мишин был талантливым конструктором, лучший друг Королева, который ему доверял как себе. Но как руководитель гигантским проектом, он оказался некомпетентен. Увы, но так бывает. Прекрасный подчиненный и никудышный руководитель. Он был слишком мягким, гибким и уступчивым. 

 

Работа продолжается и вот Царь-ракета готова к пробным пускам. Увы, первые пуски провальные. Ракета взрывается на первом пуске, а на втором ракета падает на пусковой стол и уничтожает его. Среди рабочих появляется грустная шутка «Царь-колокол не звонит, царь-пушка не стреляет, царь-ракета не летает». Причиной аварий стали двигатели. На это Глушко заметил, что это не ракета, а склад двигателей. Такое количество вызывает столь сильные вибрации, что приводит к разрушению самих двигателей, но и топливопроводов. Но пока все заняты в восстановлении пусковых столов, работа над лунной программой не останавливается.

 

Лунный корабль прошел испытания космосом. Ведь мало кто знает, что корабль «Союз» это как раз лунный корабль и его первая задача была — долететь до луны. И до сих пор он остается нашим средством доставки космонавтов на орбиту

 


Лунный посадочный модуль проходит испытания и подтверждает верность выбранных решений.

 

И есть успехи в космосе. Мы высадили на Луну луноход. Но мало кто знает, что это элемент нашей программы высадки человека на наш спутник. По программе этот Луноход должен был найти безопасную площадку для посадки лунного модуля, а так же быть средством передвижения космонавта к… другому посадочному модулю. По нашей программе на лунную поверхность садится два посадочных модуля на случай отказа одного. чтобы исключить невозврат космонавта на орбиту.

 

Теперь вы знаете, почему они стоят вместе

НК 33

 

Пока американцы ходят по Луне, мы все еще боремся за выживание нашего проекта. К нему уже относятся в правительстве с недоверием. Аварии продолжаются. Но вот Кузнецов создал движки мечты. Учтя свои ошибки при проектировании и испытаниям он создает надежные и многоразовые движки. Что только с ним он не делал. Бросал в камеры сгорания стружку, гайки, болты, стреляли из оружия. Движки работали. Общий гарантированный маршевый режим достиг пятикратного размера. Другими словами, этот движок мог 5 раз стартовать в космос. Но не судьба. Проект был закрыт в 1973 и двигатели так и не вынесли на орбиту Н-1. Но они все-таки добрались до космоса. Они сейчас успешно выводят на орбиту ракеты США

И остаются в истории эти проекты

 

 

Лунные корабли слева направо: Вернера Фон Брауна, Сергея Королева, Владимира Челомея

 

Такими бы могли быть фотографии с Луны

 

Была идея и совместного полета на Луну СССР и США и тогда бы могли быть такие фотографии

 

Но не все так печально и есть продолжение истории. Мало кто знает, что «Протон» — это 3-я ступень Челомеевской лунной УР 700. Она еще послужит нам. Других то не можем создать.

Георгий Бабакин

 

Да и идею Королева, что Луну нужно исследовать с помощью автоматов мы тоже осуществили благодаря Бабакину.

 

И мы до сих пор являемся единственной страной в мире, которая смогла доставить грунт другой планеты в автоматическом режиме