Бомбить нельзя дружить

На модерации Отложенный

Непредсказуемость сирийского конфликта усиливается по мере его продолжения. Чем дальше, тем больше. Едва в Сирии наметился очевидный перелом, сразу же возникают события, которые визуально оттягивают победу Сирии над терроризмом. Взятие Алеппо продолжило череду положительных перемен на фронте и способствовало принуждению боевиков к перемирию, но в Пальмире ИГ (ИГ и прочие упомянутые ниже террористические группировки запрещены в России) внесло свои коррективы. Едва успели сирийские и российские военные выдавить террористическую банду обратно в пустыню, как США обрушивают 10 тонн взрывчатки на сирийскую авиабазу «Шайрат».


Очередной лидер США вступает в странную путаницу, связанную с незаконной агрессией против суверенных стран, чередуя это с поддержкой террористов и одновременно показательной борьбой с ними. Новые «пробирки Колина Пауэлла» пришли из рук террористической группировки «Ахрар аш-Шам» («Ансаруль-Хакк») и "Белых касок", засевших в пострадавшем от неизвестной химической атаки в городе Хан-Шейхун. Теперь же в окрестностях некогда важнейшей авиабазы «Шайрата» спешно пытаются наступать террористы ИГ сразу же после разрывов 23 «Томагавков» США, подобно тому как игиловцы оживились 17 сентября 2016 после якобы ошибочной атаки США в Дейр-ез-Зоре…

Кого на Западе интересует вероятность того, что химическое оружие было применено для провокации либо в войне одной из группировок сирийских боевиков против другой? В пользу этой версии служит тот факт, что в окрестностях города Хан-Шейхун в октябре 2016 вспыхнули бои между игиловской группировкой «Джунд Аль-Аксы» и засевшей «Ахрар аш-Шам». К вечеру 9 февраля 2017 «Джунд Аль-Аксы» взяла под контроль Хан-Шейхун и целый ряд других населённых пунктов и уже спустя неделю казнила 150 мирных жителей и боевиков противника. В конце февраля — начале марта по заключённому перемирию «Джунд Аль-Аксы» перебросила боевиков в район Дейр-эз-Зора, но и после это бои в этом районе продолжились уже между «Тахрир аш-Шам» (она же «ан-Нусра») и «Ахрар аш-Шам» («умеренные» террористы ССА).

Да и никто не исключал возможность несчастного случая при производстве отравляющих веществ. Такой же эффект мог быть и от попадания снарядов/бомб сирийской армии в очередной склад или завод «умеренных» исламистов по производству химического оружия. Тем более что ещё в августе 2016 г. российские ВКС уничтожили подобный завод по производству ОЗХ у ИГИЛ. Кто гарантирует, что боевики в Идлибе не занимаются тем же, что и их более популярные коллеги? С другой стороны, правительственная армия в конце марта взялась вытеснять всех этих боевиков из данного района и выглядит очень правдоподобно версия ударов Су-22 по складу химических боеприпасов (по данным Минобороны РФ и ВС САР).

Никто не ждал, что США полностью откажутся от своих интересов на Ближнем Востоке, но с приходом вроде бы прагматичного бизнесмена в Белый дом всё же появилась надежда на то, что агрессия со стороны этой страны будет хотя бы временно прервана, а акцент в этом регионе будет смещён в сторону борьбы с терроризмом, а не с законной властью в Сирии. Увы, вновь приходится наблюдать всё те же США с помутневшим от мании величия рассудком руководящих лиц этой страны. Осмелившись демонстрировать свою силу в Сирии, Трамп безусловно пытается выглядеть решительнее Обамы, которого он не раз критиковал, в том числе и по поводу присоединения Крыма к России. Уровень осведомлённости Трампа по Сирии вряд ли выходит за рамки того, что выдают ему воинствующие советники по своей инициативе, а столь резкие крайне неуместные решения ещё и на фоне визита китайского лидера говорят о непредсказуемости нового американского президента, о чём, к слову, предупреждал ряд западных экспертов. То, что произошло с сирийской авиабазой «Шайрат», было ожидаемо, если бы пост главы Белого дома заняла Клинтон, но Трамп своими противоречивыми заявлениями до выборов давал нам маленькую надежду на крошечные перемены во внешнем векторе США.

59 «Томагавков» были запущены не в базы боевиков в Ракке, не в укрепления боевиков в районе Пальмиры, а в одну из самых востребованных авиабаз Сирии. Израсходовав половину боезапаса «Томагавков» на двух эсминцах, США так и не смогли парализовать работу авиабазы. По данным Минобороны РФ, лишь 40% ракет устаревающей американской армии поразили цели. Оголяются давно известные проблемы вооружённых сил США, которые сегодня способна лишь на локальные операции, выборочно расходуя огромные ресурсы на новые, но не всегда надёжные игрушки. Хотя израильская компания ISI на основе космических снимков утверждает, что 44 ракеты достигли своих целей.


Авиабаза «Шайрат» не раз использовалась российскими ВКС прежде всего для базирования вертолётов и база играла важнейшую роль в освобождении Пальмиры. Теперь же на пострадавшей сирийской авиабазе, где якобы находилось химическое оружие, свободно находится даже съёмочная группа Евгения Поддубного. Не говоря уже о полном отсутствии необходимости использовать столь страшное оружие на виду у всего мира в условиях более важных и активных боевых действий в других районах. Ведь на фоне жёстких атак ИГ идущие на перемирие исламисты Хамы и Идлиба по версии Запада для сирийской армии выглядит столь угрожающе, что она три раза за две недели использует «химическое оружие». Да и кого в США волнует, что там говорит ОЗХО о ликвидации всех арсеналов, когда под рукой есть верные бизнеспартнёры, «Бешеный Пёс», Макмастер и прочие заразно больные русофобским синдромом Маккейна?


А ведь эти действия мы могли предупредить, заняв более жёсткую позицию по отношению к незаконным действиям войск всех стран, которые не имели на это согласие СБ ООН или сирийской власти. И прежде всего речь о Турции и Израиле. Несмотря на ожидания после начала операции ВКС, соседи Сирии не прекратили агрессивные действия. Безусловно, теперь они пытаются оправдать их перед Россией и элементарно вынуждены учитывать мощь группировки ВКС, сообщая о своих военных действиях МО РФ.

Израиль не раз под предлогом борьбы с поставками ракет «Хизбалле» атаковал Сирию с воздуха авиацией, не заходя в её воздушное пространство. Причём смелость Израиля крайне ограничена на территории Ливана, где находится основная часть «Хизбаллы» и куда якобы шло оружие. К слову, Израиль в числе первых приветствовал преступную агрессию Трампа.

Не менее радостно удары США приветствовала и Анкара. Действия Турции в отношении Ирака и Сирии никак не могут быть оправданы с точки зрения суверенитета этих стран. Эрдоган открыто заявлял о войне с Асадом, выкладывая вслух мысли всех «друзей Сирии». Сегодня Турция и подконтрольные ей боевики взяли ряд населённых пунктов в том числе и Эль-Баб на востоке от Алеппо, намерившись сунуться в сторону Манбиджа, а после и Ракки. Очень трудно представить, как эти пункты турецкая армия будет открыто передавать армии САР и уже сегодня Турция создаёт 2 новые террористические группировки «Щит побережья» и «Щит Аль-Аси» для контроля захваченной земли. Поэтому есть основания говорить о том, что чрезмерно быстрое возобновления сотрудничества между Турцией и Россией воспринято Эрдоганом как карт-бланш на продолжение захватнических действий на территории Сирийской Арабской Республики.


Ракетные удары США вновь возвращают необходимость тщательно просчитывать и анализировать военные действия в этой стране.

Сейчас в Сирии происходит некий аналог «перемирия» по аналогии с минскими перемириями, который не разрешает конфликт сам по себе, а лишь даёт временную возможность использовать силы САР на других направлениях и отдалённые шансы на какие-то успешные переговоры. На данный момент нельзя назвать ни одну из группировок, подписавших перемирие, «умеренной оппозицией». Все они по-прежнему состоят из радикальных исламистов, причастных к терактам и публичным казням. Например, «Джейш аль-Ислам» стоит за атакой на российское посольство в Сирии, а «Ахрар аш-Шам» и вовсе является частью «Армии завоевания» и воюет в тесном сотрудничестве с «Фронт ан-Нусра», подвергалась авиаударам даже со стороны США, причастна к терактам в Тартусе и Латакии. «Армия завоевания» взяла на себя ответственность за убийство российского посла Андрея Карлова в Турции.

Все попытки исламистов идти на переговоры как правило означают лишь стремление оттянуть время для пополнения сил, получения возможности перегруппироваться либо покинуть страну. Есть большие сомнения, что большинство террористов останется жить в Сирии и стремятся к мирной жизни и участию в формировании новой демократической системы.

Речь идёт прежде всего о их выживании, которое оказалось под большим сомнением после взятия Алеппо и на фоне отсутствия каких-либо успехов этих группировок на других фронтах.

 


Алеппо является крупнейшей победой правительственных войск в сирийской войне. Фактически полностью открытая война сирийских войск с всякого рода фанатиками в максимально безопасном для гражданского населения формате без применения авиации в Алеппо сильно пошатнула планы многих любителей лезть во внутренние дела чужих стран не говоря уже о пользе от уничтожения самих террористов. Абсолютно предсказуемая истерия на Западе по этому поводу ушла впустую. Помочь уничтожаемым и вытесняемым террористам, а также своим советникам они не могут не столкнувшись с Россией. Ведь в Сирии есть авиабаза, на которую Западу страшно даже смотреть. Да и вообще обидно Западу, когда рушатся все надежды на свержение неугодных, боевики лишаются основного оплота и происходит это столь открыто и прозрачно. Безусловно мы и дальше будем слышать оттуда о «тысячах убитых армией САР детей и женщин». Это фейковая истерия будет волнообразно нарастать при каждом военном успехе сирийской армии, в каждом крупном населённом пункте. Но главное, что Алеппо оживает.


Всё бы хорошо, но продолжающийся много лет жесточайший конфликт вытянул много сил из государства. Если посмотреть на карту, то можно заметить, что сирийская армия сегодня контролирует прежде всего густонаселённую часть страны и связывающие крупные населённые пункты магистрали. Этим пользуются мобильные подразделения террористов, орудующих в пустыне и крайне быстро находящих пробоины в такого рода системе. В этот раз снова пала Пальмира. Это провал не только в сирийской разведке (имеющей кстати иранские беспилотники) и разведке ВКС. Конечно, пикапы боевиков не так трудно заметить в пустыне нашим беспилотникам, если бы они там были, ведь быстрое перемещение боевиков не оставляет шансов для полноценного космического мониторинга. Захват боевиками Пальмиры — это тактический провал. Взяв город, сирийская армия не закрепила успех. Он оказался с трех сторон окружён зловещей пустыней, усыпанной флагами ИГ. Быстрое отступление правительственных войск производилось под угрозой окружения и это совершенно очевидно. Изначально мы слышали о тактическом отступлении и полной эвакуации местных жителей. Потом оказалось, что эвакуировано 80% людей, а десятки единиц сирийской и российской бронетехники брошены посреди города. 5000 боевиков — это внушительное число, учитывая что в Мосуле, который штурмуют многократно превосходящими силами сейчас по данным коалиции тоже 3000-5000 (в Алеппо было 10 000). Но за свою уверенность боевики заплатили жизнями пятой части атакующей группировки и над древней Пальмирой вновь сирийский флаг.


В ходе боевых действий можно отметить большую роль разного рода правительственных ополчений. Их роль заметно усилилась по мере исчерпания сил регулярной армии, которой ко всему ещё и необходимо иметь определённые резервы для отражения внешнего вмешательства и обеспечения безопасности в тылу. Взятие Алеппо также вынуждает просчитывать возможный контрудар боевиков в этом направлении. Деятельность правительственных войск здесь обеспечивается благодаря лишь одной трассе. С двух сторон от трассы находятся боевики. С запада от города по-прежнему прилетают снаряды. Непосредственно город Идлиб по площади в 8 раз меньше Алеппо и его взятие может быть гораздо менее болезненным. Но, учитывая тот факт, что сюда сгоняются боевики со всей Сирии, вполне высока вероятность продолжения перемирия, при котором часть боевиков и вовсе покинет Сирию через Турцию, часть останется жить и будет амнистирована, если продолжат идти на диалог. Идлиб является своеобразной зоной отчуждения, где боевики могут подумать над своим поведением, радуясь недружелюбному «общению» с бывшими союзниками из «Аль-Каиды». Бесперспективность боевых действий с сирийской армией для капитулировавших очень даже ясна, но слишком велика разрозненность формирований, подчиняющихся разного рода спонсорам.

Сегодня нам важно сосредоточиться на вооружении сирийской армии и подготовке солдат. Нет и не может быть никакой другой силы на территории этого государства, которая способна была бы навести порядок. Те же знаменитые автомобили-взрывчатки со смертниками легко уничтожаются ПТУРами в условиях боя на открытой местности, что показывает практика боёв иракской армии возле Мосула, где использовались российские «Корнеты». Лишить боевиков бронетехники — это означает лишить их любого наступательного потенциала. Также чувствуется явный недостаток нелетальных видов вооружения: тех же БПЛА для разведки, РЛС для обнаружения скопления бронетехники, выявления позиций вражеской артиллерии и миномётов. А если говорить о дальней перспективе, то несмотря на все рассказы Запада и турок брать Ракку придётся скорее всего именно сирийской армии, попутно вытащив из окружения ИГ многострадальный Дэйр-эз-Заур. Ведь вместо того, чтобы бросить силы на поддерживаемые напрямую США группировки умеренных террористов в непосредственной близости от своей «столицы» боевики ДАИШ атакуют Пальмиру, имея весьма сомнительные перспективы удержаться в ней сколь либо продолжительное время. Выходит, что угрозы для ИГ нет и они это понимают, а ставка на сомнительные группировки с потерей Алеппо вновь стала ключевым элементом «стратегии» США в Сирии. В этом большую роль должны играть разного рода провокации с химическим оружием чтобы оправдать поддержку боевиков. И это в условиях, когда даже открыто вооружаемые Западом вооружённые силы Ирака, Турции и курдские формирования вместе с американским спецназом с огромным опозданием едва смогли полностью окружить Мосул.

Вышедшие из-под контроля Запада террористы вынудили Запад ввязаться в показательный бой с терроризмом и сократить хотя бы открытую поддержку другим боевикам, но главная цель остаётся прежней — смещение Башара Асада. Самый благоприятный вариант для них — это смена власти в Сирии по аналогии с Украиной, только вместо «умеренных» карманных нацистов в Сирии должны править «умеренные» карманные исламисты. Естественно, что в сегодняшних условиях на фоне такой обстановки на фронте и поддержки России это невозможно. Ракетные удары США демонстрируют неспособность этой страны сильно изменить обстановку в свою пользу. Вместо демонстрации силы вышла демонстрация бессилия. Трамп от сего выпада не получит имидж «сильного лидера» в глазах американцев. Подобное ему могли обеспечить лишь существенные успехи в экономике и чёткая последовательная позиция на внешнеполитической арене. Такой позиции у Штатов нет. Нет вообще стратегии по Ближнему Востоку, а борьба с терроризмом теперь открыто уступила борьбе с Асадом.

Если Кремль намерен предотвратить подобные инциденты в будущем, то необходимо заставить американцев и других нарушителей международного права покинуть сирийское небо и сирийскую землю. Нужно укрепление ПВО Сирии и чёткий сигнал о том, что Россия способна также предпринимать подобные действия в той же Украине, но уже имея чёткую стратегию и реальный результат. Россия не может рассчитывать на то, что уйдёт агрессивная политика Запада. Она может лишь преображаться, но главная тенденция заключается в нежелании Запада вмешиваться в длительные полномасштабные кампании, а это означает высокую вероятность последующих локальных ударов там, где это возможно (например Иран, КНДР) и вложение огромных средств в разного рода информационные удары и поддержку оппозиции/боевиков, целью которых является революционная смена неугодных режимов.

Если говорить о ситуации в Сирии в целом, то можно утверждать, что основной фронт войны сейчас развернулся на востоке страны, но рано или поздно встанет вопрос о Идлибе и захваченных Турцией северных районах. Ведь взятие границ крайне важно для предотвращения проникновения боевиков и оружия в будущем. Юг Сирии, столица и прибрежные районы постепенно начнут забывать о войне. Российские военные своим присутствием дают чёткий сигнал врагам Сирии, что она под защитой и разорвать её на части после неудавшегося захвата центральной власти тоже не выйдет. Возможно, перемирие и даст возможность некоторым группировкам уставших от войны боевиков влиться в мирную среду и даже стать некой нормальной оппозицией, но нужно чётко понимать, что они будут в меньшинстве рядом с другими воинствующими исламистами. Чем быстрее иностранные игроки начнут осознавать провал «арабской весны» в Сирии, тем лучше для всех. Ну а нам остаётся им в этом помочь. Хотя сейчас Россия в недоумении от действий Трампа. Правильно сказал Толстой: "Многое совершенно необъяснимое объясняется иногда просто глупостью".

Автор: Сердюк А.