Иосиф Флавий. Иудейская война.

На модерации Отложенный Иосиф Флавий

Иосиф, сын Маттафии, Йосеф бен Матитьягу; ок. 37 — ок. 100) — знаменитый еврейский историк и военачальник.

Иосиф Флавий известен дошедшими до нас на греческом языке трудами — «Иудейская война» (о восстании 66—70) и «Иудейские древности» (где изложена история евреев от сотворения мира до Иудейской войны). они имели целью ознакомить античный мир с историей и культурой евреев и развенчать устойчивые предубеждения против этого народа.

Иосиф получил блестящее образование — как еврейское, так и греческое. Мощь и культурное превосходство римлян произвели на молодого Иосифа огромное впечатление. По возвращении в Иерусалим он обнаружил, что евреи готовятся восстать против римского правления.

Сознавая опасность борьбы с Римом, Иосиф присоединился сначала к миролюбивой партии фарисеев, однако вскоре ему была поручена оборона Галилеи (северной части Иудеи). Там он набрал около 10 000 войска, укрепил Йотапату (Йодфат), Тивериаду (Тверия), Гамалу (Гамла), Вирсавию, Тарихею и др. Когда Веспасиан в 67 году вступил в пределы Галилеи, и сильные крепости почти без боя одна за другой переходили во власть римлян, Иосиф с своим отрядом заперся в крепости Йотапата.

Однако ни мужество Иосифа и его войска, ни военные хитрости не спасли крепость.

Во время осады Иерусалима Иосиф несколько раз выступал парламентёром, убеждая своих соотечественников отдаться во власть римлянам, даже «со слезами» умолял их о том.
После взятия Иерусалима в 70 году Тит по просьбе Иосифа отдал ему священные книги и освободил 190 человек, запершихся в Храме.

Последние годы своей жизни Иосиф провел при дворе римских императоров. Веспасиан возвёл его в звание римского гражданина, подарил ему поместья в Иудее и дал ему помещение в Риме в своем прежнем дворце.

Историческое значение сочинений Иосифа Флавия заключается, главным образом, в том, что его труды являются почти единственным источником истории евреев начиная с эпохи Маккавеев до завоевания Иерусалима римлянами.

Изложение Иосифа Флавия, отличаясь ясностью и блестящим стилем, хотя и страдает отсутствием объективности в тех местах, где он говорит о римлянах, которым старается угодить, и где речь идет о защите его самого, как участника Иудейской войны.