Контуры будущей войны

На модерации Отложенный

Александр Бовдунов

Source: Whitehouse.gov

Source: Whitehouse.gov

Только чудо остановит Трампа от втягивания в новую войну

Соединенные Штаты Америки нанесли первый ракетный удар по Сирии. 59 крылатых ракет «Томагавк» были выпущены по авиационной базе Шайрат в провинции Хомс.  Сообщается о 6 погибших. Действия Трампа поддержал весь американский истэблишмент, и оплакало значительное количество его сторонников. Зато неоконсерваторы торжествуют. Особенно рьяно выступили в защиту этого решения неоконсерваторы. В качестве предлога использовалась информация о якобы имевшей место химической атаке в сирийской провинции Идлиб . В ней руководство США обвинило официальные сирийские власти.

Действия США в Сирии являются вызовом в первую очередь России, войска которой вместе с российскими же военными советниками участвуют в боевых действиях в Сирии на стороне официального Дамаска. Не отвечать Россия не может. И во вне и внутри страны это будет рассматриваться как знак слабости. Именно проигранные или неудачные войны становились триггером масштабных социально политических изменений в России в последние 200 лет. Крымская война стала толком для изменений в российском обществе и политической системе в либерально-буржуазном ключе. Русско-японская война  привела к революции 1905 года. Первая мировая – революции 1917 года. Неудачная война в Афганистане стала одним из важнейших факторов в разрушении СССР. Проигрыш или капитуляция в Сирии может привести к крушению нынешней политической системы и российского государства вместе с ней.

Последовавшую реакцию России пока можно назвать сдержанной. Россия демонстрирует, что может и ответить США. Президент Владимир Путин назвал действия  Соединенных Штатов актом агрессии. Позицию президента озвучил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Также было проведено экстренное совещание Совета безопасности России по ведению операций в этой стране. Кроме того, Москва заявила, о приостановке действия Меморандума о предотвращении инцидентов, который ранее был заключен с Вашингтоном. К берегам Сирии направляется российский фрегат «Адмирал Григорович» с ракетами «Калибр» на борту. 

Вашингтон ждёт реакции России. От того, какой она будет, зависят дальнейшие действия истинного субъекта американской геополитики. Минувшие две недели говорят о том, что таким субъектом Трамп не является.  Если считать, что Трамп субъектен и сам определяет внешнеполитическую стратегию США то его действия кажутся хаотичными и бессмысленными. Ровно неделю назад и белый Дом и Госдеп и представитель США в ООННики Хейли заявляли о готовности бороться с ИГИЛ вместе с Асадом. После теракта в Санкт-Петербурге Трамп был готов выкорчевывать терроризм вместе с Россией. Разворот на 180 градусов произошел за несколько дней, по надуманному предлогу, без всякого расследования или одобрения Конгресса. Но если считать субъектом кого-то другого и вынести за скобки а, то можно увидеть четкую последовательность действий: разведка боем израильских ВВС, атаковавших ранее сирийские позиции, очередное обострение на Украине, первая проба сил несистемной оппозиции в России, теракт в Санкт-Петербурге и активизация террористов в России, провокация в Идлибе и, наконец, авиаудар по Сирии. Одновременно с этим создается головная боль КНР – Филиппины начинают занимать «ничейные» острова в Южно-Китайском море, происходит обострение на северокорейском фланге. 

Даже разница в подходах в отношении России и Китая (демонизация России и молчание по поводу КНР, несмотря на личный антикитайский запал Трампа) – демонстрирует приверженность этого субъекта классической атлантистской геополитике.

Россия как государство Хартленда считается более опасным соперником, чем экономически более мощный Китай, находящийся в зоне Римленда, а потому с точки зрения геополитической идентичности не относящийся напрямую к цивилизации суши.

Нынешний удар по Сирии - идеальный ход, предпринятый своевременно. Сейчас, после того, как Турция чувствует себя обиженной (из-за действий России и официального Дамаскаей не удалось достичь желаемой цели – подавления курдских анклавов в Северной Сирии), Анкара готова поддержать американскую интервенцию. На «головы курдов» она естественно не рассчитывает. Но может, как минимум усилить позиции в Северной Сирии, а как максимум попытаться привести к власти в Дамаске подконтрольное правительство.  Тем самым, продемонстрировав силу и решительность, Трамп уже уничтожил треугольник Москва-Анкара-Тегеран, создание которого в какой-то момент полностью выключило США из сирийской повестки. Теперь от США зависит все.

Трамп уже встретился с лидерами Египта и Иордании, которые также могут оказать необходимую поддержку американцам в регионе, несмотря на то, что Египет пока не настроен поддерживать смену режима в Сирии. Израиль естественно выступит на стороне США.

Для Трампа, возможно, ракетный удар по Сирии – с одной стороны кость, брошенная его критикам из республиканского истеблишмента в попытках с ним замириться, с другой стороны – демонстративная акция, позволяющая избежать большой войны. Косвенно в пользу этой версии говорят те факты, что:

Во-первых, сирийские и российские военные оказались предупреждены о налете. 

Во-вторых, об этом свидетельствует и то, что Трамп не стал заручаться поддержкой Конгресса. Если бы этот вопрос был вынесен на голосование, то высока вероятность того, что доминирующие в нем ястребы проголосовали бы за полномасштабную военную кампанию.

Однако эта версия свидетельствует о крайней слабости Трампа. А если он слаб, то его додавят до полномасштабного военного вторжения.

Сам прецедент удара создает все условия для втягивания США в военную авантюру. Неоконы, Deep State, американский ВПК заинтересованы в продолжении войны. Как будет осуществляться это втягивание?

Во-первых, на Трампа будут продолжать давление с тем, чтобы продолжить нанесение ударов, что должно будет рано или поздно спровоцировать Россию. Иначе она распишется в капитуляции. После первой уступки гораздо легче добиться второй.

Во-вторых, теперь любая провокация против мирного населения и даже жесткие действия против боевиков будет использоваться как обоснование для новых ударов или даже расширения наземной операции. Напомним, что американские военные уже находятся в Сирии.

В-третьих, в Сирии уже находится американский контингент. Гибель американских военнослужащих от рук сирийцев или организованной самими США или Израилем провокации станет легитимным поводом для полномасштабного вмешательства США в войну в Сирии.

Кроме того, Штаты могут подтолкнуть союзники. Перспективы операции против официального Дамаска обсуждают в Израиле и Турции. Предположительно, удары и наземная операция могут начаться в ближайшие выходные. Это же наиболее вероятное время, когда США нанесут удары по другим целям в Сирии, если будет принято такое решение.

Учитывая переброску российских войск к берегам Сирии, это чревато прямым военным конфликтом. Кроме того, прокси-войны развернутся по всей периферии Евразии: на Украине, в Карабахе, Средней Азии, Синьцзяне. Не исключены отвлекающие Китай провокации в Южно-Китайском море. Усилится протестная активность в самой России и странах СНГ. Добро пожаловать в старый новый мир. Геополитика возвращается.