Сегодня ушел из жизни легендарный космонавт Георгий Гречко

На модерации Отложенный Сегодня ушел из жизни легендарный космонавт Георгий Гречко
  • Общество

Георгий Михайлович совершил три полёта в космос в качестве бортинженера и входил в группу советских космонавтов, готовившихся к полётам на Луну.

От редакции LJ Media

 



Умер космонавт Георгий Гречко. Человек-легенда. Он совершил три полета в космос в качестве бортинженера и входил в группу советских космонавтов, готовившихся к полетам на Луну. А еще был большим другом нашего издания.

Мне повезло быть знакомой с этим человеком. У него была потрясающая улыбка – веселая, мальчишеская, и очень зажигательная. И глаза – всегда молодые, с пляшущими в них задорными искорками. Я встречалась с ним несколько раз, и всегда обращала на это внимание – даже, когда он уже болел и не очень хорошо себя чувствовал, эти глаза оставались именно такими. А он шутил и рассказывал анекдоты. К своему преклонному возрасту он тоже относился с большим юмором.

А о полетах в космос рассказывал всегда очень интересно. Но немного. За эти годы дал десятки интервью на эту тему. А однажды признался: особое отношение питает к двум людям – Королёву и… Высоцкому. И пояснил: "Его песни очень помогали нам в космосе. Когда в космосе нам было грустно, мы заводили его юмористические песни, когда трудно — патриотические, а когда очень трудно — вместе с ним пели «Ещё не вечер». А когда мы с орбиты спускались, взяли с собой коробочку от его кассеты с его фотографией, поставили там печать станции и написали: «Ваши песни так нам помогали, что вас можно считать третьим членом нашего экипажа». Вот так хорошие песни, хорошее настроение помогают в космосе, в длительном полёте».

Он любил путешествовать.

Побывал во множестве экспедиций. Помню, как поделился планами, когда позвонила поздравить с юбилеем – Георгию Михайловичу тогда исполнялось 80 лет. В его квартире на Хованской, в Городке космонавтов, в тот день набралось столько цветов, что их пришлось выставить на веранду. «В выходные застолье у нас будет в центральном корпусе, — рассказал мне тогда Гречко. — Пригласил порядка ста человек. Друзья баранов везут — будем шашлыки жарить, и прямо с огня — на стол. Я каждые пять лет так делаю, это уже московская традиция. В июне в Санкт-Петербург поеду: ленинградцы зовут на белые ночи. А потом, если выживем после всех этих празднеств, полетим в Норвегию. Очень там красивые фьорды. И рыба ловится».

В последние годы он часто бывал в храме Живоначальной Троицы в Останкино.

Был верующим человеком.

Как-то раз я попросила рассказать о том, как он пришел к вере.

"Я стал верующим во время войны. В доме было много религиозных книг. Да и жить хотелось. Папа был на фронте, мама — в блокадном Ленинграде, а я — в оккупации. Жизнь зависела от прихоти немца... Тогда, во время войны, все верили в Бога, потому что понимали, что больше никто тебя не защитит от смерти. Позже, повзрослев, я немного поостыл. А потом пришёл к вере через теорию вероятности.

В теории вероятности есть такое понятие — кривая распределения. Она рисует вероятность разных событий. Человек я довольно горячий, не трусливый, рисковый и не очень осмотрительный. За свою жизнь я, по-моему, шесть раз тонул, висел на скале, падал в самолёте, был под ружейным обстрелом, под бомбёжкой. Однажды, к примеру, недалеко от меня взорвался снаряд, и меня ни один осколок не тронул, а ребят, которые стояли дальше меня, ранило. Ещё такая ситуация: я на мотоцикле перелетел через руль и так ударился о грузовик, что, если бы этот грузовик проехал ещё один сантиметр, мне оторвало бы ногу. Был у меня страшный случай и на космической станции: там загорелся прибор. Страшен был даже не огонь: когда горит пластмасса, провода и изоляция, воздух становится как грязная вода и можно задохнуться. Тогда мне пригодились навыки в подводном плавании. Я перестал дышать, нырнул в дым, нашёл горящий прибор... Рассказывать об этом, сидя за столом на Земле, это одно. А наверху, когда до Земли 350 километров, деваться некуда. Но пожар я тогда потушил.
Каждый раз я оставался невредимым: не инвалид и не мертвец.

Вот я и задумался: как же так? Стал размышлять о теории вероятности и кривой распределения и думать о том, что по всем правилам половина событий должна быть счастливая, а половина — несчастливая. А у меня все события получились счастливыми, словно эту кривую вероятности кто-то сдвинул. «Но ведь никто, кроме Бога, сдвинуть эту кривую не мог!» — подумал я. Так я опять вернулся к Богу. И настолько вернулся, что у меня теперь даже есть два религиозных ордена и две медали".


- Во времена СССР, когда вы полетели в космос, говорить о Боге было не принято. Не задавали вам вопрос в шутку, не встретили ли вы Бога, когда летали над Землёй?

- Тогда вере и правда уделялось совсем иное внимание. Давайте я лучше анекдот в тему расскажу? Бог спит, среди ночи его будит ангел и говорит: «Там пришла группа атеистов и требует немедленно с ними поговорить!» А Бог устал, спать хочет… Подумал Он и говорит: «А ты им скажи, что Меня нет!

Вечная память...