Концлагеря в КНДР

Согласно мночисленным источникам, включая ООН, существует целая сеть таких концентрационных лагерей, в которых находится около 200 тысяч человек. Как утверждается в официальных докладах ООН, в этих лагерях используется рабский труд, систематические пытки и убийства заключённых.

Правительство КНДР категорически отвергает такие сообщения, называя их фабрикацией, подготовленной «южнокорейскими марионетками» и «правыми японскими реакционерами». В 2014 году КНДР признала существование в стране трудовых лагерей, но по-прежнему отрицает их тюремный характер.

В Северной Корее лагеря для уголовников называются «Центры перевоспитания», а лагеря для политических заключённых — «Центры сосредоточения». Каждый лагерь имеет свой номер, однако зачастую называется не по номеру, а по названию уезда, в котором он расположен.

Сегрегация между осужденными за уголовные и политические преступления соблюдается строго. Политзаключенные направляются в лагеря двух типов: «районы действия постановления No.149» и «особые районы объектов диктатуры».

В «районы действия постановления No.149» с конца 1950-х годов выселяются нежелательные элементы. Статус этих людей является аналогом советских спецпереселенцев: в удостоверениях личности у них ставится соответствующая отметка, они обязаны периодически отмечаться в местном управлении общественной безопасности, без разрешения «органов» они не могут покинуть своего поселка или пригласить кого-либо к себе, вынуждены заниматься преимущественно тяжелой физической работой.

«Особые районы объектов диктатуры» — термин китайского происхождения. Режим, действующий в этих районах, значительно строже и близок к тюремному. По южнокорейским данным, в конце 1980-х в КНДР насчитывалось двенадцать таких районов, площадью от 50 до 250 км² каждый.

Количество заключенных в них оценивалось примерно в 150 тыс. человек.

Службой безопасности, лагерей и тюрем до момента своего отстранения от власти руководил казнённый в декабре 2013 года Чан Сон Тхэк.

Заключенные отправляются в лагеря часто, а возможно и всегда во внесудебном порядке, срок пребывания в них не ограничен и зависит исключительно от произвола властей.

Международная правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч в отчете за 2013 год пишет, что правительство КНДР практикует коллективные наказания, отправляя в лагеря не только осужденных преступников, но и их родителей, супругов, детей и даже внуков.

Комитет по правам человека ООН и правозащитные организации считают, что на 2013 год в этих лагерях содержалось около 200 тысяч заключенных. Они отмечает крайне жестокие и бесчеловечные условия в этих лагерях: острую нехватку продовольствия, практическое отсутствие медицинской помощи, надлежащего жилья и одежды, рабский труд, жестокое обращение и пытки со стороны охранников, изнасилования и казни заключенных. 11 марта 2013 года спецпредставитель ООН Марзуки Дарусман (Marzuki Darusman) представил доклад о ситуации с правами человека в КНДР.

17 февраля 2014 года ООН опубликовала официальный доклад, посвященный нарушениям прав человека в КНДР. Согласно докладу в 4-х больших лагерях содержится от 80 до 120 тысяч человек. Авторы доклада объёмом около 400 страниц обвинили власти и лично Ким Чен Ына в «невыразимых зверствах» в отношении заключенных. В аналогичном докладе в октябре 2014 года авторы сравнили ситуацию в северокорейских лагерях с преступлениями нацистского режима Германии в годы Второй мировой войны

Ссылки на все необходимые документы имеются в статье