Экуменизм - ересь или Диалог? Ч I
Экуменическое движение (от греч. «икумени» - вселенная) – «вселенское» движение преимущественно среди христианских церквей. Вполне закономерно, что идея создания межконфессиональных организаций родилась в протестантской среде. Размытость традиционно-обрядовой, культовой практики способствует более эффективному построению диалогового принципа для взаимопонимания. Далее, именно в протестанской среде рефлексия по поводу оснований собственной веры тематизирована наиболее остро. Одной из наиболее серьёзных причин такой рефлексии является трагедия «Голокауст» - «всесожжение». Катастрофа, пережитая европейским еврейством в застенках Освенцима и т.п. адских изобретений христианской Европы. Первыми, кто пришел к этому, были студенты и миссионеры. Британские организации студентов, молодых юношей и молодых девушек (YMCA и YWCA), основанные в середине XIX века явились пылкими вдохновителями этого движения. Дж. Олдхэм (†1969) и Дж. Мотт (†1955), организовав в 1910 году в Эдинбурге Всемирную Миссионерскую Конференцию. Они были убеждены, что разделение Церквей разрушает доверие к Евангелию (Ин 17:23) в тех странах, которые еще нуждаются в евангелизации. «В последней четверти XX в. миссионерская деятельность теологически консервативных протестантских движений (руководящие центры миссии находятся главным образом в США) привела к огромным успехам, прежде всего в Азии и Африки. По сведениям одного американского информационного бюллетеня, к январю 1991 г. в мире еженедельно открывались три с половиной тысячи христианских церквей. И когда руководители миссии говорят, что на наших глазах христианство впервые становится воистину всемирной религией, то их слова не лишены оснований: ведь христианство принимают миллионы людей в тех частях мира, где оно раньше не имело настоящей опоры» /С. Лёзов/.
Тема взаимоотношений между Православием и инославием входила и в круг вопросов, обсуждавшихся на Поместном Соборе 1917–18 годов. Был даже создан «отдел по соединению Церквей»; этот отдел успел провести семь заседаний до закрытия Собора, рассмотрев, в частности, тему возможного воссоединения с Православной Церковью англикан и старокатоликов. Впоследствии тема «инославия» обсуждалась богословами русской эмиграции, среди которых было немало активных деятелей экуменического движения. В 1920 году Константинопольский Патриарх призывает «все Церкви Христа к большему сотрудничеству». В том же году епископы Англиканского Сообщества, собравшиеся на свою конференцию, составляют Ламбетский Призыв «к соединению Церквей». И, наконец, в этот момент у многих созревает понимание, что необходимо начать и доктринальный диалог, о чем говорил, например, американский епископ К. Брент (†1929), принадлежащий к Епископальной Церкви.
Вследствие различных инициатив и призывов возникли три движения - миссионерское, пастырское и доктринальное, которые и продолжили свою историю. Экуменическое движение до 1937 г. было представлено двумя организациями «Жизнь и труд» - попытка объединения на основе социальной деятельности и «Вера и жизнь» - сближение на доктринальной основе. В 1937 г. эти организации объединились, выработав утвержденное в 1938 г. «Положение о Всемирном совете церквей». Однако очень скоро стало ясно, что нужен некий единый организм. Этим организмом и явился Совет основанный на Ассамблее, проходившей в Амстердаме с 22 августа по 4 сентября 1948 года, темой которой стал контраст между «мировой смутой и божественным планом спасения». Предполагалось, что помимо охранительной функции воинствующей Церкви – ее догматов, культовых практик есть некое эволюционное развитие (как прообраза будущего Царства Божьего), что можно видеть из притчи о закваске хлебной, о сеятеле и плевелах и т. д.
Владимир Соловьев, например, полагал, что такая эволюция должна привести к созданию на земле богочеловеческой христианской культуры в форме свободной теократии. Интересно, что основную и существенную роль в этом процессе он отводил великой и могучей России, которую как он полагал Господь и создал именно с этой целью. Нужно сказать, что представители РПЦ весьма активно участвовали в деятельности ВСЦ. Так, например, на V ассамблее ВСЦ, состоявшейся в Найроби ВСЦ в 1975 г., одним из президентов был избран известный в экуменических круг, митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), безвременно скончавшийся 5 сентября 1978 г. в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного Папы Иоанна-Павла I. Небезынтересно, что большинство рукоположений новых епископов 60-70 гг. было совершенно Никодимом.
ВСЦ со штаб-квартирой в Женеве объединил 147 Церквей. Генеральные Ассамблеи Всемирного Совета Церквей, которые являются самыми важными событиями в жизни этой организации, последовательно проходили: в Эванстоне, штат Иллинойс, США, в 1954 году; в Нью-Дели в 1961 году; в Упсале в 1968; в Найроби в 1975; в Ванкувере в 1983; и, наконец, в Канберре в 1991. В 1961 году Всемирный Миссионерский Совет объединился с ВСЦ. В том же году Московский Патриархат был принят в члены ВСЦ, а официальная католическая делегация присутствовала на Ассамблее в Нью-Дели; одновременно с этим на II Ватиканский Собор были приглашены в качестве наблюдателей представители других Церквей; ВСЦ с большим интересом откликнулся на это предложение. 7-го декабря 1965 г. произошло торжественное снятие анафем: одновременно в Константинополе и в Риме – патриархом Афинагором и папой Павлом VI на одном из заключительных заседаний II Ватиканского Собора. В 1966 году была создана смешанная рабочая группа с участием Католической Церкви, а два года спустя образован совместный секретариат, в который вошли представители ВСЦ и Папской Комиссии «Справедливость и Мир». В 1980 г. в Греции на остовах Патмос и Родос состоялось первое заседание Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между православием и Римом. С призывом к совместному свидетельству о мире обратился папа Иоанн Павел II к представителям различных религий на встрече в Ассизи в 1986 г. Папа Иоанн Павел II призвал представителей различных религий к тому, чтобы в ситуации, когда мир находится под угрозой или уже нарушен, они свидетельствовали о религиозном измерении стремления к миру. Богословские диалоги велись с Нехалкидонскими церквами (комиссии в Женеве в 1985 и 1990 г.г., в египетском монастыре св. Бишоя в 1989 г.).
10 июня в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация ныне покойного Патриарха Алексия II, который в своем Первосвятительском слове сказал: «Мы видим наш христианский долг в свидетельстве Православия, в развитии диалога и сотрудничества с инославными исповеданиями». Ранее, в 60-х и 70-х гг. имя тогда ещё митрополита Таллинского Алексия было широко известно в зарубежных церковных кругах. На III Ассамблее ВСЦ в Нью-Дели в 1961 г. он был избран членом центрального комитета ВСЦ. С тех пор он принимал самое широкое и деятельное участие во многих экуменических форумах. В 1964 г. он был избран президентом Конференции европейских Церквей (КЕЦ) и потом неизменно переизбирался на эту должность. С 1987 г. он был председателем президиума и совещательного комитета этой организации. Ныне здравствующий Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, является одним из авторитетнейших представителей экуменического движения, да и вообще экуменистом как по своему духу, так и по делам.
Комментарии
В мире усиливаются апокалиптические настроения. Мрачная нота – приближение неотвратимого и неизбежного будущего. Катастрофы, террор, эпидемии, вспышки на солнце, всемирное потепление грозящее перерасти во всемирное наводнение, упадок экономики, бесчеловечие человеков, расцерковление церковников, детская проституция и торговля органами - становятся повседневной и обыденной реальностью.
Может Апокалипсис уже в действии?