Русский язык как зеркало новой идеологии

На модерации Отложенный

Сделана крайне интересная и далеко идущая по своим последствиям попытка приблизиться к единому мнению ученых-историков в отношении единого же учебника истории России. Такого никогда не было, а Россия, с т.з. своей истории, до сего дня жила в четырех эпохах:

1. До Петра I - без учебника, в котором просто не было необходимости;

2. От Петра I до революции - по учебникам, написанным фактически иностранцами, неизбежно вложившими в них свои, далекие от исторической правды, интерпретации;

3. От революции до 1991 года - по учебникам истории, сочетающим в себе предыдущие изыски иноземцев и новые идеологические интерпретации;

4. После 1991 года и по сей день - по десяткам, противоречащим друг другу, учебникам, написанным иногда далекими от науки персонажами. Последний пример: свежая "История Российского Государства" Чхортишвили-Акунина (к счастью, это пока не учебник).

Таким образом, страна с тысячелетней историей долгое время не имела единого учебника собственной истории, что объяснить можно лишь активнейшим противодействием очень мощной силы, считающей, что тогда Россия непременно станет сильнее. Это правда, поэтому наличие такого учебника, хотя и закономерно в трёх вариантах для разных возрастов учащихся, способствует, в конечном итоге, устранению многих внутренних социально-общественных противоречий.

9. Пожалуй, это последний и самый главный пункт данной статьи. Он органически вытекает из предыдущего и касается очень остро стоящей темы - национальной идеи или национальной идеологии. Не скрою, для меня так же эта тема уже несколько лет является архиважной и самой интересной. В рассуждениях о национальной идее я прошел несколько стадий: от острого осознания её необходимости до не менее острого непонимания смысла вопроса.

В итоге сегодня мне представляются, мягко говоря, недальновидными любые попытки поиска национальной идеи, соответствующей современным задачам России.

Сама подобная постановка вопроса является тупиковой, в лучшем случае временной. Правильная же постановка проблемы, на мой взгляд, должна звучать так: выявить русскую национальную идею и определить меры по ее сбережению. Другими словами, я считаю, что русские всегда имели национальную идею и не нуждаются в привнесении её извне, как с помощью различных внутренних общественных и научных институтов, так и, тем более, с привлечением зарубежных опыта и авторитетов.

Доказательством тому является не имеющая аналогов жизнеспособность русского народа - уникальное явление, позволяющее выходить победителем из любых передряг без оглядки на чьи-то умозаключения о невозможности подобного. Приблизиться к пониманию этого явления до сих пор смогли лишь люди искусства, использовали - военные, обходила стороной - наука.

В результате к 21 веку Россия пришла с ощущением жгучей необходимости наконец-то сформулировать национальную идею, способную вновь, как и прежде, сплотить народ и в едином порыве встать в авангарде человечества. На этом пункте я и остановлюсь подробней.

В самой потребности иметь национальную идею нет ничего необычного, необычность заключается в том, что, на мой взгляд, русскую национальную идею никто не ищет там, где она находится. Интересуясь историей, я обратил внимание на то, что независимо от эпохи, социально-общественных отношений и государственности, ментальность народа оставалась неизменной.

В основе ментальности лежат базовые, незыблемые (консервативные) во все века, понятия-ценности: любовь к Родине (патриотизм), коллективизм, гордость за деяния предков и желание им соответствовать, стремление к установлению справедливости на всей Земле, именуемое многими как имперскость мышления, человеколюбие в самом широком смысле слова.

Следовательно, есть что-то, неизменное в веках или что-то, сохраняющее в неизменности источник русской ментальности. Следуя за мыслью об источнике, я неожиданно для себя погрузился в такие далекие от своих интересов области, как лингвистика и филология, которые затем уже привели меня к языкознанию - науке об истории языка на основе сравнительного анализа языков.

У меня нет никаких оснований считать себя пионером в тех выводах, которые я изложу ниже, но для себя я сделал массу неожиданных открытий, которые и легли в основу моей уверенности в главном: русская национальная идея заключается в самом существовании русского языка, который является ее неиссякаемым источником и носителем.

Русский язык кардинально отличается от любого языка в мире, обладает самым богатейшим словарным запасом и в нем нет практически ни одного слова, имеющего случайное происхождение, даже если это слово привнесено извне.

Принадлежа исторически к индоевропейской группе языков, русский язык не только является представителем этой группы самых развитых языков мира, но и в самой этой группе является праязыком с самой глубокой семантикой слова.

Изучая вопрос, я, по своей давней привычке, взял под категорическое сомнение не только труды зарубежных основоположников языковедческой науки, но и выдающихся отечественных ученых, которые, без сомнения, внесли неоценимый вклад в знания о русском языке. Изначально я шел от своей гипотезы, что русский язык - это наиболее совершенный инструмент, содержащий в себе все знания об окружающем мире и носители этого языка, следовательно, также обладают ключом к самому глубокому пониманию тайн мироздания. Ни много, ни мало!

Замечу сразу, тема эта настолько глобальная и требует перелопачивания такого колоссального количества материала, что изложить ее коротко не представляется никакой возможности. Это серьезнейший труд для целой Академии Наук, да к тому же не на один год. Если, конечно, на то будет когда-нибудь и у кого-нибудь стремление и воля. Моя цель - пробудить интерес к тому нематериальному богатству, которое имеет русский народ. В этой же статье я приведу лишь несколько примеров из своих личных открытий.

1. Слово в русском языке, кроме своего внешнего утилитарного применения в качестве названия предмета, действия или иной функции, например, средства коммуникации между людьми, имеет глубокий внутренний смысл (семантику), позволяющий заглядывать много глубже рациональных проявлений окружающего мира. Исходя из этого утверждения, я считаю, что необходимо кардинально пересмотреть правила в разделе "омонимы" - слова с разным смыслом, якобы случайно совпадающие по форме (написание и произношение). Например, есть наиболее известный пример омонимов - слово "ключ": средство для открытия замка, или слово-синоним родника.

Во всех учебниках от школы до ВУЗа это типичный омоним, давно не требующий доказательства. Однако (если коротко), с точки зрения моей гипотезы, ключ-родник - это такой же ключ от кладовой энергии чистой воды, глубоко скрытой в недрах Земли. Тот бесспорный факт, что родники существовали до появления дверей и замков, безусловно свидетельствует об изначальном смысле слова ключ, как явления доступа как к материальным, так и к нематериальным ценностям. Таким образом, можно подвергнуть анализу любые примеры омонимов и прийти к аналогичным результатам, свидетельствующим о гораздо более глубокой семантике слов в русском языке.

2. Необходим коренной пересмотр "словарей иностранных слов", якобы имеющих иностранное происхождение. Каждое слово должно быть вновь препарировано с точки зрения его истинного происхождения, без ссылок на авторитеты. Например, словарь утверждает, что слово "молекула" (мельчайшая частица вещества, еще сохраняющая его химические свойства), имеет латинское происхождение. Однако не только в самом латинском языке нет развитого куста слов (лингвистический термин) с корнями мал, мол, мл и с прочими вариантами гласных и родственных взаимозаменяемых согласных (что допустимо по правилам лингвистики), но его (куста) нет в развитом виде и во всех вместе взятых романских языках, наиболее близких к латинскому, и в более удаленных от латинского германских языках, и в литовском языке, стоящем между славянскими и прочими европейскими языками.

И только в русском языке этот куст состоит из порядка сотни слов, включая часто употребляемые слова (я нашел 57 слов) и нескольких десятков редко употребимых и вышедших из употребления слов. Проверить это не сложно, было бы желание. Таким образом, по всем языковым канонам слово молекула имеет единственный источник своего происхождения - русский язык и должно быть немедленно исключено из словаря иностранных слов.

4. Таким образом, моя гипотеза заключается в следующем: русская национальная идея, она же миссия русского народа – защита Рода человеческого на базе ценностей, заложенных в русском языке. Эти ценности ещё требуют своего раскрытия, систематизации и донесения до всего человечества, чтобы прекратить наконец тот беспредел, который творят в мире приверженцы, так называемых, «универсальных» западных ценностей. А для этого необходимы усилия государства не только для защиты русского языка, но и для всемерного его распространения, чтобы всё больше и больше людей на Земле начинали не только говорить, но и думать по-русски.

И последнее. Переворот на Украине и первые законодательные акты по запрету русского языка создают ощущение, что враги России обладают гораздо более глубоким пониманием роли русского языка, чем сами его носители, пережившие несколько нещадных реформ языка, к счастью, не затронувших основ словообразования.