Из дневников. 1980 год

10 августа 1980 года, воскресенье
Между прочим, XXII-я Олимпиада наконец-то прошла 19.07. – 03.08. 1980 г. в Москве. Опишу, пока не забыл, как я побывал на редкостном для нас событии.
Дело оказалось несложным. Я срочно под каким-то благовидным предлогом выпросил у начальника управления командировку в Ригу на местный завод АТЭ (автотракторного электрооборудования), который числится в наших поставщиках.
В Москву билетов не продавали ни на поезд, ни на самолёт, боялись, что весь Советский Союз хлынет в Москву глазеть на иностранцев. Прилетел в Москву 20.07. нашим арендованным Як-40, на второй день олимпиады часов в 12 дня., из Быково первой же электричкой помчался в нашу гостиницу на Красном Казанце, бросил там огромный чемодан и побежал на Центральный телеграф ставить олимпийское гашение на конверты и открытки.
По пути я заскочил в Московскую дирекцию, поговорил с Рабиновичем и другими выдающимися москвичами, представлявшими в столице наши интересы, они мне предложили остаться на пару дней и сходить на какие-нибудь тихие соревнования вроде метания молота или спортивной ходьбы, у них было много вариантов, но они себе и своей родне уже распределили билеты на все более или менее зрелищные соревнования.
Я не колеблясь отказался, попил у них чаю, выслушал рассказанный Давидом Хацкелевичем неизвестный мне анекдот, подался на метро и вскоре уже толпился на К-9 в очереди на спецгашение. Купил пару десятков конвертов и открыток и занял очередь, в которой пропотел часа четыре.
Ибо задумал на эти же конверты завтра добавить олимпийское гашение в Таллине, куда намеревался залететь на денек "пролётом". После Центрального телеграфа я прошелся по улице Горького до площади Маяковского. Улицы были непривычно пустынны. Практически никакого автотранспорта.
За каждым кустом степенно топтались "топтуны", тысячи которых нагнали в Москву со всех краёв и областей. Перекусив, поехал в аэропорт, без проблем взял билет на самолёт и вечером вылетел в Таллин, слава Богу, при выезде из Москвы в дни олимпиады никто препятствий не чинил.
Летел я в пустом "ТУ-154", кроме меня скучали ещё три кинооператора с аппаратурой (треноги, баулы и т. Д.) и какая-то старушка.
Прибыл в таллинский аэропорт поздно вечером. Разобрался с автобусами и поехал в центр города. Уже заполночь приперся я со своим огромным чемоданом к новейшей гостинице "Виру" в наивной надежде получить место. Увы, всё как всегда в совке – мест нет, заселяем по броне ЦК КПЭ…
Пришлось поскорее убираться, пока милиция не обратила пристального внимания на небритого амбала с несуразным чемоданом и авоськой. Пошел медленно по Старому Таллину, очумело разглядывая старинные здания. Порасспрашивав нескольких редких прохожих на предмет, где бы остановиться на ночлег, установил, что неподалёку на период летних каникул действует ночлежка в одной из школ для приёма учащихся, приезжающих из других республик в Таллин поглазеть "на Европу", и которая иногда пускает при наличии мест…
В третьем часу нашел эту школу, долго звонил, окошечко в двери размером, как для кошечки, открыла пожилая дама, вышлушала, долго изучала паспорт, колебалась, но в итоге пожалела и пустила переночевать только до утра. Койка типа солдатской нашлась в спортзале, где располагался "мужской номер". Там стояло несколько десятков кроватей, и на моё счастье две или три оказались вакантными.
Утром проснулся с чугунной головой, хотя стрелки на часах уже подбирались к двенадцати.
Умылся и побрился холодной водой, бегом с чемоданом подался в ближайшее кафе позавтракать. Потом часа два потратил на очередь в местном почтамте, где пробил на свои конверты и открытки ещё одно олимпийское гашение, таллинское…
Собрался было поехать на взморье посмотреть олимпийскую регату, но когда разобрался с транспортом и прикинул время, а также с учетом неотъемлемого чемодана, от этой затеи отказался… Побродил, выбиваясь из сил, по Старому Таллину, купил две бутылки ликера "VanaTallinn", а на ночь глядя, по привычке, сложившейся ещё со времён великого бродяжничества в 1948-м году, взял купе на поезд до Риги, расстелил эмпээсовскую мокрую постель и немедленно восхитительно уснул под стук колёс…
Приехав в Ригу утром 22-го, позавтракал в привокзальном кафишке и поехал на улицу Дзелзавас к Вере, дочери маминой подруги тёти Брони, у которых мы гостили два года тому назад. Но встреча не получилась, соседи сказали, что она куда-то уехала на несколько дней, так что я вновь занялся добыванием гостиницы, в чем мне помогли на заводе АТЭ, где я сразу отметил командировку и, таким образом, развязал себе руки на несколько дней пребывания в Риге…

Проболтавшись по Риге ещё один день (я потратил его в Авиакассах на доказывание того факта, что буду в Москве только транзитом на пару часов, после чего мне таки продали авиабилет на Москву и спецталон на посещение местных магазинов), 25-го я вылетел домой через Москву.

Дома меня встречали, как героя.
Кроме конвертов и открыток с олимпийским спецгашением, ликера “Старый Таллинн”, фотографий и пары палок эстонской сыро-копчёной колбасы привёз анекдот от Рабиновича. Вот он, без купюр.
Анекдот Давида Хацкелевича был о житейском.
На энном этаже советского дома жила трудолюбивая дружная еврейская семья. Но соседи, как всегда, сволочи. Когда евреи купили "Волгу", соседка пошла в КГБ и заявила об этом вопиющем факте.
"Хорошо, хорошо, будем иметь ввиду…" - сказали в комитете, - "продолжайте наблюдение."
Когда евреи построили двухэтажную дачу, соседка снова побежала сексотить.
"Хорошо, хорошо, будем иметь ввиду…" – сказали снова в комитете, пожали ей руку и велели продолжать бдеть.
Когда бдительная активистка увидела однажды, что Сара вываливает в мусоропровод гусиные кости, она сочла своим долгом сообщить о безобразии по знакомому адресу. Побежала, рассказала.
"А вот это уже плохо," – разволновались в комитете, - "спасибо за бдительность, вы, как советская патриотка, заслужили денежное вознаграждение, а мы примем соответствующие меры!"
Расписываясь за тридцать рублей, патриотка не удержалась и спросила, почему в первых двух случаях в комитете говорили "хорошо, хорошо…", а на этот раз – "а вот это уже плохо". Строгий товарищ расхохотался и пояснил:
"Ну как же, и машина и дача, когда евреи вымрут, достанутся трудящимся, жиды их с собой на тот свет не заберут, а вот съеденные гуси – прямой ущерб советскому народу!.."
Фото автора. Приношу извинения за качество - фотоаппарат "Смена" да и фотограф тогда был ещё любитель...
Комментарии
Никому не нужно ни навязывание чужого, ни задабривание превращением в "витрину".
"Хоть по рублю да на свои".
Но по сравнению с Англией, Францией, Бельгией, ... жили плохо, все же Сов. власть - это Сов. власт.
Не РУССКИЕ а СССР строило там заводы, используя труд прибалтов а не русских! а вот расскажите, как вы оплатили труд более 500 тысяч ссыльных из Прибалтики, которые в Сибири валили лес, строили города и заводы??? Те самые, которыми вы сегодня хвалитесь, если не угробили??????
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Забавно, не так ли?!:-)))
А это что за чудо ? В Москве тогда талонов не было, да и по всей РСФСР введены именно после Олимпиады, в Челябинске именно в августе 1980 (только в Крсноярске знаю что в конце 79), ну и посещать-то магазины можно было, а купить без талонов низзя. Даже Березки посещать было можно если проходил фейс-контроль.
Что касается талонов в магазины, то это тоже было нововведение в связи с Олимпиадой, поскольку выбросили всякий дефицит, а народ кинулся бы всё грести... Поэтому были спецталоны для спецконтингента, как мы сказали бы сегодня...Было ли это только в Прибалтике, не знаю. Скорее всего, в Москве и столицах республик это уже было.
А потом действительно система талонов-карточек расцвела по всему СССР :)))
Хотя в Москве есть родня, но мне интереснее было молодежной компанией, жилье снимали.
Но с родней пообщался, и вообще - не помню никаких талонов, хотя по магазинам поотоваривались. Но и позже и в принципе талоны давались МЕСТНЫМ, а никак не в наборе к билетам в ином городе. Я вообще не представляю выдачу чего-то пстороннего в авиа и жд кассах. Ну и тем более транзитнику а не "спецконтингенту". Вот знаю кого из спортсменов с мест привлекали в Москву в качестве как сейчас говорят "волонтеров" - им да, давали бумажки на доступ в закрытые отделы магазинов, т.н. "рспределители". В ГУМе был этаж, но для иностранцев и валютных, а вот по районам для своих. У вас куда были талоны ?
2. Для предъявления в какие магазины он предназначался ? Ведь во многих (во всех где я был кроме березок и закрытых отделов) всё продавали без талонов)
3. Сколько талонов выдавалось, изымался ли талон при покупке чего-либо или это вроде пропуска ?
Только и дел было у Комитета, чтобы за обычными гражданами следить.-)
Оперативный состав по всему СССР на 1991 год - 80 тыс. Что телефоны слушали - это мы в курсе были и я тещу предупреждал, когда она приезжала в Москву, чтобы не высказывалась по телефону.
Никто никаких талонов В НАБОРЕ к авиабилетам тогда не давал, не фантазируйте. Речь идёт о частном разговоре приезжего в "европейскую" Ригу аборигена из российской глубинки с кассиром, в котором гость поинтересовался, как попасть в универмаг, чтобы купить жене какой-либо пустячок на память. Добрая душа отозвалась и поделилась с беднягой личным то ли талоном, то ли пригласительным, трудно теперь вспомнить через 37 лет, но эта бумажка давала возможность зайти в универмаг, где по случаю Олимпиады был выброшен всякий "дефицит", который тотчас расхватали бы спекулянты, а западные корреспонденты могли заснять пустые полки, если бы не лимитировался вход... Спокойной ночи!.. :)))
Блин, а сейчас спокойно бронируешь по интернету любой номер в любой гостинице (хоть в "Виру", хоть в "Кунгле", хоть в "Рэдиссон Блю"), приезжаешь, и спокойно, без нервотрепки, заселяешься. Слава те, оссспидя, что совок откинулся!:-))
Тут не в национальности дело, а в том, что в СССР.
Все мои знакомые жили в СССР прекрасно, как они сейчас заявляют...
А, знакомые евреи все уехали и жалуются на тамошнюю жизнь...
Кто не уехал, молчит...
Если Вам интересно про жизнь в США, зайдите в сооб Про жизнь американскую.
Одни мирятся с беззаконием, злобой, бедностью и бесперспективностью и сидят за заднице, утешаясь тем, что голода нет и сажают с разбором. Или надеются из кровососомых перейти в кровососущие.
Другие - не мирятся. Эти делятся на две группы. Меньшинство - это герои, святые и убийцы- борятся за то, что считают лучшим будущим своей страны. Результаты обычно плачевные как для них, так и для станы.
Большинство уезжают. Как Бунин и Тургенев. Пушкин тоже хотел, но его не выпустили.
Результаты обычно положительные.
Но раз я по полной испытал неприязнь на себе в начале нашего парада суверенитетов...
Январь месяц, пришли в Таллин, на рейде прибыл катер с властями. Первого взгляда на него, было достаточно понять, что мы пришли в довольно странный период зарождающегося гос-ва Эстония.
На корме стояли отдельно, пограничный наш наряд, человека четыре. Погранцы, как обычно в нашей форме, старший капитан. А на баке, отдельно, группа человек семь, в странном одеянии, больше похожем на наряды Войска Польского времён войны. Это была уже новая эстонская таможня, независимого гос-ва.
Поднялись на борт. Таможенников мастер увёл к себе в каюту, а я пошёл с нашими погранцами. Отдал им роли, наши паспорта и пока сержант и рядовой их проверяли и штамповали, позвал капитана погранцам к себе в каюту, попросив шефа принести закусить. В общем достал дежурную бутылку коньяка, выпили с капитаном по стопке. И тут его понесло! Мужик был уже лет за сорок. Отслужил он там в порту лет семь. То, что было сказано в адрес нового независ...
Какая тяжелая была у них жизнь!
Комментарий удален модератором
Очень многие так делали. Например, у нас остаток денег по договорным хозтемам для предприятий можно было потратить только так, а даже не на премии.
Вместо того чтоб просто на заработанное съездить куда интересно.
Плохо было что в СССР многое было извращено.
Сейчас жиды есть, дефицита нет.
"Падут, погибнут, пламенея,
И пестрый дом Варфоломея,
И лавки грязные жидов..."
Или констатируете, что и он для вас тоже дерьмо?
Вы, в частности, применяте это слово именно потому, что хотите оскорбить. Вам кажется, что этим вы показываете свое превосходство над Мандельштамом, Лотманом, Ландау, Пречистой Девой и Святыми Апостолами. На самом деле вы этим позорите себя и своих родителей и учителей.
И второе: в жизни полно дураков, готовых обижаться и оскорбляться на что угодно. Вот мы по-русски негров называем неграми, хотя самим неграм это оскорбительно. И что теперь? Под каждого оскорбленного му... чудака нам свой язык переделывать?
Жиды нас называют гоями, ну и наплевать - у нас хватает ума не учить их ихнему языку.
Ну как Вам сказать, я написал всё, где я прикоснулся к этому событию. А ни на открытии, ни на улёте Мишки я, увы, не побывал, так что сочинять про эти моменты не могу, смотрите хронику, её в Инете достаточно. :)))
Комментарий удален модератором
И кто ватники?, Вы, что ли, Наталья?.. Надо же такая симпатяшка и ватница!.. Несочетаемое!.. :)))
автобус из Калининграда и оттуда вышли неряшливого вида, небритые мужчины навеселе покуририть на остановке. Короче мат перемат слышен был за версту и впечатление было удручающим. Вот она разница в культуре . Сегодня может потомки этих мужиков уже с деньгами и кричат о "Великой России". Господам бы научиться евр.культуре и не вести себя по свински как быдло и уже потом об миссии России глагольстввать
Театр» (1978), режиссёра Яниса Стрейча, по одноименному роману Сомерсета Моэма и т.д. Колорит запада для советского обывателя показывали через улочки Риги, Таллина, Каунаса и т.д.