Кто теперь на алгебре? - О бунте детей, которых предали взрослые

На модерации Отложенный

Предлагаю статью из "Новой газеты" о недавних акциях протеста и демонстрациях в разных городах России с участием детей и студентов. Событие это, похоже, открывает новую страницу российской истории. Автор = редактор отдела политики Кирилл Мартынов.

Это интересный взгляд на протесты в России и роль в них школьников. По сути = признание поколением 30-40 летних россиян того, что ныне локомотивом протестов в РФ стало "потерянное поколение". То загадочное поколение 90-х - "детей индиго" - выросло и размножилось.

Это поколение будет однозначно злее. Злее не только по отношению к России, но и по отношению к миру вообще. В том числе и к Украине. Поэтому вряд ли стоит обольщаться насчёт результатов, даже если они когда-нибудь приведут к четвёртой русской революции.

Автор обращает внимание на изменения в коммуникативной составляющей при организации протестов. В РФ Фейсбук с Твиттером, похоже, стали уделом пожилых (по меркам школьников) ретроградов, уступив место Одноклассникам и Контакту. Увеличивает свою роль Ютуб (визуалов среди людей любого возраста по-прежнему большинство).

Растёт роль месседжеров как коммуникации, недоступной для ботов и троллей, ибо там лишь свои. Пусть через группу в Вайбере можно координироваться сравнительно небольшому числу участников, но это указывает на возросшую роль небольших групп (потенциального ядра) при организации больших волн протестов.

И ещё. Российский Минобраз и кремлёвские идеологические отделы, похоже, оказались в ситуации цугцванга. Я лично не вижу, какая ответная реакция государственных органов может затормозить процесс неуправляемого развития этого "детского протестного движения". Походу, и семья тут не поможет.

Кажется, мы становимся свидетелями социальной революции в общественном сознании. Что предрекалось некоторыми педагогами и исследователями аномальных явлений 20 лет назад.

Здесь привожу только текст. Кто хочет видео - зайдите по приведенной ссылке.
 

Кто теперь на алгебре? - О бунте детей, которых предали взрослые

В интернете ходила шутка. Политолога просят прокомментировать важное событие, а он отвечает: «Извините, не могу сейчас, я на алгебре». Митинги 26 марта стали встречей таких политологов.

Мы не замечали, что они существуют, и вот они вышли на площади. У воскресных протестов есть несколько измерений — кампания Навального, ответ, который сейчас будут формулировать власти, объединение протестующих вокруг общей федеральной повестки. Но главный смысл случившегося — в рождении новой социальной группы.

Это группа опоздавших на Болотную по возрасту, которая к тому же не пользуется фейсбуком как главным инструментом коммуникации. Фейсбук довольно прохладно отнесся к идее Навального пойти помитинговать, и мы по стариковской привычке решили, что мобилизации не будет. Мобилизация параллельно шла в группах с мемами Вконтакте и в мессенджерах — и первыми мы не интересуемся (это для детей), а вторые вообще не предполагают публичности, это разговор для своих. Мы долго сравнивали телевидение и интернет, и были уверены, что находимся на стороне последнего (предположительно прогрессивного и свободного).

Теперь можно говорить об интернете-1 и интернете-2. Наш интернет-1 (фейсбук, твиттер) оккупировали тролли и консерваторы. Из своего первого интернета мы наблюдаем за вторым словно почтенные телезрители.

Задуматься можно было уже после истории с «брянскими школьниками», которые опубликовали видео своего общения с учителями.

А еще — глядя на фотографии тех, кто встречает Навального в регионах. Но чтобы начать думать, нам нужно увидеть было площадь.

Возрастная когорта 14-20 лет не включена в сети российских клиентско-патронских отношений, это «ничьи люди», у них нет социального положения, которое можно было бы потерять. Их жизненный опыт включает в себя украинский конфликт, шизофренически поданный в российских официальных новостях. И вот в Екатеринбурге подростки прыгали с украинской речевкой «Кто не скачет, тот Медведь», то есть кошмары наших государственников-коррупционеров волей-неволей становятся явью: где еще брать образы бунта, если не на братской Украине?

Обвал рубля, пережитый начальством без особых проблем, больно ударил по семьям молодых людей. Дети среднего класса больше не могут рассчитывать на образование в Европе. У бедных страт проблемы гораздо тяжелее.

Попечение за молодыми людьми взяла на себя идеологизированная школа: с уроками патриотизма, основами православной культуры и цензурой. В Youtube видеоблогеры с аудиторией в сотни тысяч человек рассказывают о том, как сесть в тюрьму за ловлю покемонов. Опыт нынешнего одиннадцатиклассника — это бесконечный Путин и Медведев, вражда со всем миром, безумная пропаганда, взрослые, которые лгут.

Один мой товарищ в закрытом фейсбуке (я спрашивал: почему закрытый?) написал, что перед нами конфликт учеников и учителей, в буквальном школьном смысле, как в записи «брянских школьников». Учителя отобрали у своих учеников будущее, много лет рассказывая о том, что в России все прекрасно, отказываясь обсуждать проблемы, даже фальсифицируя выборы (вспомним Мытищи-гейт).

Во всем происходящем есть большие риски, это опасная игра, о происходящем справедливо говорят как о «крестовом походе детей». Но что еще остается делать детям, если у них такие старшие, как мы? Если все знают, что в тюрьме можно оказаться за лайк и за репост, то почему бы не начать больше гулять, например, по Тверской? В митингах 26 марта была точно таргетированная повестка, конкретно определен персонаж, предположительно отнимающий у детей их шансы на нормальную жизнь.

Молодые люди были обмануты не Навальным, который, пускай, использует их для своих целей, но совсем другими гражданами. И мобилизация возрастной когорты в итоге оказалась горизонтальной: дети вывели на площадь сами себя, никто не сможет запретить им это делать. Судя по хвастливым фотографиям, на которых они позируют с кроссовками в руках или уточками, им всем очень понравилось, и они захотят еще — политика снова становится модной.

Конечно, сейчас появятся новые инициативы в «государственной молодежной политике» и новые виды цензуры — над Москвой уже скрипят перья авторов многочисленных проектов и донесений на этот счет. Чиновникам вроде министра образования Васильевой наверняка покажется сейчас, что «необходимо усилить воспитательную работу», от которой и так всех тошнит. Смотрите, как пятиклассник (!) в Томске рассказал на митинге, что политизация школы невероятная, а за картинку против власти можно получить двойку, то есть — репрессии чудовищные.

Цензоры, которые хотят продолжать этот курс, раскладывают вокруг себя грабли. Очень трогательно выглядят тридцати-сорокалетние люди, которые вдруг обеспокоенно начали рассуждать в социальных сетях, что такая безответственность со стороны «школоты» до добра не доведет. Оказывается, эти дети угрожают нашей стабильности!

И скажите, кто теперь «на алгебре»?