Станислав Садальский: «Интеллигент никогда не должен хвалить власть»
На модерации
Отложенный
У Станислава Садальского за плечами около ста киноролей. И пусть главных среди них немного, этот тот самый случай, когда не бывает ролей маленьких, если актер — большой. В исполнении Садальского запоминаются даже эпизоды. Правда, в последние годы в кино он не снимается, зато ежегодно выпускает несколько премьер в театре. С одной из них — спектаклем «Неисправимый лгун» — Станислав Юрьевич приехал в Екатеринбург. И перед выходом на сцену ответил на вопросы редакции Znak.com. Как обычно, Садальский охотно обсудил темы, касающиеся не только театра и кино.
«На ненависти ничего путного не построишь»
— Станислав Юрьевич, в начале марта у вас должны были состояться гастроли на Украине, но вы наотрез отказались от выступлений в Киеве и Одессе. Почему?
— Так мне сначала Служба безопасности Украины (СБУ) запретила посещать их страну, а потом, когда я устроил скандал, въезд разрешили, но посыпались угрозы. Я разговаривал с высшими чинами СБУ и попросил у них гарантий собственной безопасности. Они отказались их давать, вот я и не поехал. Меня заменили другим актером. Что это за предложение — кошелек или жизнь?! Разумеется, я отказался от кошелька, хотя гонорар предлагали хороший, и выбрал жизнь. Кстати, Саакашвили думал, что я приеду, и пришел на спектакль с охраной. Если бы я знал, что он там будет, то поехал бы, потому что он бы мне безопасность точно обеспечил.
— Вы по-прежнему считаете Саакашвили лучшим президентом на постсоветском пространстве?
— Да, для меня он лучший президент. Он — супер! Считаю, что Саакашвили мог бы стать и для Украины замечательным президентом. У нас про него только и могут сказать, что он — нервный и галстуки ест. При этом мне тоже не нравится, что Михаил Николаевич постоянно говорит гадости про Россию. Хотя он мне и дал звание народного артиста Грузии, но я, прежде всего, — гражданин России, русский актер, поэтому мне неприятно, когда кто-либо нападает на мою страну.
«При этом мне тоже не нравится, что Михаил Николаевич постоянно говорит гадости про Россию».Nazar Furyk/ZUMAPRESS.com
— Вы часто бываете в Грузии и отмечаете, что отношение к русским не изменилось в худшую сторону, несмотря на военный конфликт с Россией 2008 года. Почему подобное трудно представить себе в случае с Украиной?
— В Грузии умирают, как русских любят. Я там кошелек достать не успеваю — за меня все время платят. Причем платят люди в разы беднее меня. У грузин просто какое-то фантастическое отношение к России. Так русских, как грузины, больше никто не любит. А с Украиной не знаю, что случилось. Ненависть кипит ко всему русскому. И при Порошенко я туда абсолютно точно не поеду. А дальше Бог его знает, что там будет. Этого сегодня вам никто не скажет. А ведь, когда украинцы вышли на Майдан, я ими гордился. Думал: «Вот молодцы!»
— К сожалению, в наших широтах народные волнения часто приводят к большой крови…
— Да никакой гражданской войны бы не было, и Крым оставался бы украинским, если бы они признали русский язык вторым государственным. Например, в Швейцарии четыре официальных языка, и как-то живут люди. Однако новая украинская власть зачем-то первым делом начала придираться к русскому языку. Просто они строят карьеры на ненависти к России. А на ненависти ничего путного не построишь. А еще мне очень противно, что на Украине ни один артист не высказался публично в защиту русского языка.
«Я глупый — слишком часто в жизни руководствуюсь эмоциями…»
— Вы популярный блогер, ваши странички в ЖЖ и на Facebook ежедневно посещают десятки тысяч пользователей, то есть вы профессионально и успешно используете интернет. Однако, согласитесь, в Сети грязи хватает. Сейчас вот развивается история вокруг затягивания школьников в группы смерти. Не считаете, что детям стоит ограничить пользование интернетом?
— Любые ограничения всегда дают совершенно обратный результат. А в случае с этими группами смерти ответственность в первую очередь лежит на семьях. Именно родители должны рассказывать детям, что такое хорошо, а что такое плохо. Если нет полноценного воспитания, нормального семейного микроклимата, то этот вакуум и заполняется чем-то черным. Да и само общество должно продвигать общеизвестные принципы: не убивай, не кради, почитай старших… Все давно сформулировано в библейских заповедях, которые каждый человек должен соблюдать.
— Вы в своем блоге, ссылаясь на знакомых в правоохранительных органах, написали, что крушение российского Ту-154 в Черном море — теракт. А зачем власти это скрывать? Ведь официальная версия — тоже довольно горькая правда признания нашего бардака, когда даже самолет Минобороны с известными людьми разбивается из-за технических неисправностей или ошибок пилотирования.
— А вы представляете, какой это позор, если военный борт у нас оказывается беззащитен перед террористами? Признав это, придется расписаться в полнейшей профнепригодности. Стыд и позор! Специалисты говорят, что обломки самолета разбросало как при теракте, но стыдно признаться в этом. И очень подло перекладывать вину на замечательных летчиков. Конечно, проще свалить на них — они ведь ответить уже не смогут.
— У вас есть знакомые в правоохранительных органах, а как простому обывателю убедиться, что информация, которую он получает, достоверна?
— Нужно прислушиваться к интеллигенции. Ведь что такое интеллигенция? Это приоритет совести над разумом. Настоящий русский интеллигент никогда не должен хвалить власть. Даже если какие-то решения власти нравятся, то лучше помолчать. Мы же не хвалим друг друга за то, что руки перед едой моем. Потому что это норма. Вот и власть не надо нахваливать лишь за то, что она поступает по-человечески. К сожалению, не все это понимают. Совесть должна подсказывать интеллигенту, чего говорить нельзя. Вот Никита Михалков — человек абсолютно бессовестный…
— Ни одно ваше интервью не обходится без того, чтобы вы не боднули Никиту Сергеевича. Он, кстати, себя интеллигентом не считает…
— Вот ему разум и подсказывает все время, что власть нужно хвалить, ведь она от Бога. Именно поэтому к нему нет уважения в народе. Люди же видят, как он себя ведет, и смеются над ним. Все уж рукой на него махнули, только я на каждом углу об этом говорю. Но он меня тоже не любит. Когда меня выдвигали на народного артиста, Никита Сергеевич категорически заявил, что я недостоин. Ну и ладно. В конце концов, в Москве плюнь — в народного попадешь, а народный артист Грузии и народный артист Чувашии лишь я один (смеется).
«Люди же видят, как он себя ведет, и смеются над ним».Яромир Романов/Znak.com
— При этом в своем блоге вы восхищаетесь михалковской «Рабой любви».
— Обожаю эту картину. Когда смотрю ее, умираю просто. В начале своей карьеры Михалков снимал потрясающие фильмы. Да и артист он грандиозный. Тут тоже двух мнений быть не может. А вот человек — непорядочный. Так бывает. Получил от власти все что можно и нельзя. И ему это кажется нормальным. Боюсь, что со временем за все это придется заплатить его детям и внукам. Они будут растоптаны, как только он не сможет их прикрывать.
— Вы как-то сказали, что чем актер глупей, тем он, как правило, лучше. Неужели не видели умных артистов? Вы вот сами и актер хороший, и человек не глупый…
— Нет, я глупый — слишком часто в жизни руководствуюсь эмоциями. Может, со стороны и кажусь таким хитроумным, но эмоции порой захлестнут и наговорю лишнего, от чего потом страдаю. Из-за собственной эмоциональности многое в своей жизни испортил. Хотя с возрастом все-таки стал спокойнее и к человеческим слабостям сегодня отношусь уже терпимей.
«Навальный — достойный пацан»
— Предвыборная президентская гонка в Америке, казалось, интересовала россиян даже больше, чем американцев.
— Это правда. Такое впечатление, что у нас в стране нет никаких проблем — по телевизору обсуждают только Америку и Украину. Вот две главные русские беды. А если анализировать итоги выборов, то Трамп все-таки россиянам ближе: он — бабник, а Хилари — злобная сука.
— А у нас, тем временем, Алексей Навальный объявил, что идет на выборы. Вы же раньше его не принимали. Не изменили мнения? Вы ведь с ним общались на юбилее «Эха Москвы».
— Чем больше времени проходит, тем он становится мне симпатичней. Особенно после того, как на него набросились как на главного коррупционера. Хотя у нас в правительстве работают люди, которые своих собачек на выставки на дорогих самолетах возят. У нас вообще главные воры у руля находятся, а его из-за каких-то щепок за решетку хотели отправить. Заметьте, наш национальный лидер фамилию Навального в публичном пространстве ни разу не произнес. Видимо, чувствует конкуренцию с его стороны. В общем, я считаю, что Навальный — достойный пацан.
— Сегодня в обществе возникла ностальгия по СССР. Вот и вы как-то сказали: «Я люблю, как тут было в семидесятые годы, и хотел бы иметь дверцу, чтобы иногда выходить туда». А по чему именно вы ностальгируете, кроме того, что вы тогда были молодой?
— Ни фига себе «кроме»! Что значит «кроме»? В те годы у меня была перспектива, прожекты, потенция, в конце концов, была бешеная… (смеется). А если серьезно, то 40 лет назад, на мой взгляд, талантливому человеку было куда проще пробиться. Все-таки в те времена Его Величество талант весил больше наличия счета в банке. Сегодня же многое, к сожалению, измеряется только деньгами и талантливому человеку несоизмеримо сложнее реализоваться. Посмотрите, какие потрясающие люди появляются в шоу «Голос», но дальше их не пускают — в телевизоре по-прежнему только Галкин, Киркоров и Басков. Попробуй через это ряд пробиться! Если у тебя нет бабок, то и шансов сделать карьеру на эстраде тоже нет. А ведь очень хочется видеть свежие лица.
— В интервью Дмитрию Быкову вы сказали, что даже в Литве почти все тоскуют по временам СССР: «Думаю, они хотели бы вернуться». Слабо верится, ведь именно Литва постоянно говорит о российской угрозе.
— Я часто гастролирую в бывших советских республиках и вижу тоску по прежним временам. Даже в Прибалтике, которая была красивой витриной огромной страны, а сегодня превратилась в нищие задворки Европы. Недавно был в Эстонии, и все гостиницы там забиты натовцами. Но ведь это не потому, что Россия собирается напасть на Эстонию. Просто НАТО дает Эстонии деньги, чтобы местная власть поддерживала миф о российской угрозе. Мало что изменилось: раньше они получали деньги от Москвы, сейчас — от НАТО. И за эти деньги местные холуи поют песни против России, но на бытовом уровне совершенно нормальное отношение.
«Из-за действий патриарха Кирилла в РПЦ произошел отток верующих»
— Вы довольно долго находились в так называемом стоп-листе — входили в список людей, нежелательных для показа по телевидению.
А потом вдруг попали в жюри шоу «Вышка», приглашались в жюри «Минуты славы», стали ведущим программы о здоровье «Таблетка». Почему, кстати, ее закрыли?
— Почему меня снова разрешили, мне неведомо. А «Таблетку» закрыли, потому что мы своей программой перешли дорогу могущественной аптечной мафии. Мы ведь рассказывали о лекарствах не корысти ради, а потому что искренне хотели, чтобы зрители покупали недорогие, но эффективные средства. Многие медикаменты ведь из одного вещества делаются, но продаются под разными названиями. И мы называли это вещество, чтобы люди понимали, что им прописывают. В общем, растревожили аптечное лобби, и финал был предсказуем. Правда, на «Первом канале» нам даже причину не назвали. Сказали только: «Спасибо, мы в ваших услугах больше не нуждаемся». Хотя у нас были очень хорошие рейтинги.
— Новых предложений не было?
— В качестве ведущего пока ничего не предлагали. А как гостя периодически зовут на разные шоу, но я в основном отказываюсь.
— Вы носите на груди символы сразу трех основных религий — звезду Давида, мусульманский полумесяц и крест. А зачем? Вы же не считаете себя религиозным человеком.
— На всякий случай (смеется). У меня же прапрадед был православным священником на Моховой в Петербурге. Мать — украинка, бабка по маме — цыганка, по отцу — еврейка. А родился я в маленьком татарском селе в Чувашии. Кстати, сейчас на мне алмазный крест, который подарил грузинский каталикос-патриарх Илия II.
— А как вы относитесь к тому, что церковь сегодня активно заходит на территорию, которая не является исконно церковной?
— Я с этим категорически не согласен. Это насилие. У нас все время перегибы. Именно поэтому последовательно выступаю критиком патриарха Кирилла. Из-за его действий произошел отток верующих из РПЦ. Я много езжу по стране и вижу, в каком упадке находится огромное количество провинциальных церквей. Да вы сами прокатитесь по Свердловской области и убедитесь, что я прав. Однако высшая церковная власть ими не занимается, не ищет деньги на их восстановление, зато постоянно претендует на самые лакомые, коммерчески выгодные места в крупных городах. И я очень рад, что в Екатеринбурге жители выступили против строительства храма на городском пруду. Заставили считаться со своим мнением.
«У нас все время перегибы. Именно поэтому последовательно выступаю критиком патриарха Кирилла».Komsomolskaya Pravda/Global Look Press
— А вот с мнением многих петербуржцев по поводу передачи РПЦ Исаакиевского собора считаться не стали.
— А в этом случае я, кстати, на стороне церкви — мне нравится, когда в храмах проходят службы. Все-таки Исаакиевский собор — это в первую очередь храм, место притяжения верующих. Другое дело, что произошло это как-то агрессивно. Не надо священникам быть столь воинственно настроенными. Церковь должна нести в мир добро и умиротворение.
«За роскошь иметь собственное мнение приходится платить…»
— Старт вашей кинокарьеры вышел на загляденье — в конце 1970-х — первой половине 1980-х вы работали с Рязановым, Говорухиным, Арановичем, Мотылем, Нечаевым, Хейфицем, Мельниковым, Досталем, Суриковой… Что не имя, то величина в нашем кино. А затем режиссеры как будто потеряли вас из виду, а если и приглашали, то предлагали в основном небольшие роли.
— Артист — профессия зависимая. Не мы выбираем — нас выбирают, как это часто не совпадает. В последние годы практически не снимаюсь. Сегодня сформировался закрытый клуб актеров, которые переходят из фильма в фильм, из сериала в сериал. Такова жизнь, и я по этому поводу не переживаю. В свое время я был востребован, снимался часто и помногу, но, видимо, мой поезд ушел.
— Одной из своих любимых ролей вы называете работу в фильме Владимира Мотыля «Лес» (1980) — экранизации пьесы Александра Островского, где у вас замечательный дуэт с Людмилой Целиковской. Недавно посмотрел эту картину и так и не понял, за что она почти семь лет пролежала на полке.
— Там целая предыстория. Вы ведь, наверное, в курсе, что Мотыль работал в вашем городе?
— Он здесь учился, а затем, во второй половине 1950-х, ставил спектакли в Свердловском драмтеатре и местном ТЮЗе, работал режиссером на Свердловской киностудии…
— А в те годы заведующим отделом Свердловского обкома КПСС был Ермаш Филипп Тимофеевич. У них уже тогда не сложились отношения. И потом, когда Ермаш перебрался в Москву и возглавил Госкино, он продолжал Мотыля зажимать. Когда Мотылю решили дать Ленинскую премию за дебютную картину «Дети Памира», Филипп Тимофеевич потребовал, чтобы переголосовали, и в итоге Мотыль пролетел мимо премии. И с «Лесом» примерно та же история. Сначала фильм изуродовали, а потом и вовсе запретили.
— И чего Ермаш так на Мотыля взъелся?
— Владимиру Яковлевичу многие не могли простить оглушительного успеха «Белого солнца пустыни». Но главная причина в том, что Мотыль был самостоятельным человеком и художником. Как там у классика: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». А вот он смел «свое суждение иметь». Разумеется, в высоких кабинетах это многих раздражало.
Да и в нынешние времена за роскошь иметь собственное мнение тоже приходится платить. Вот посмотрите, в Москве в честь Высоцкого так и не решились улицу назвать — только тупик. А ведь речь идет не просто о знаменитом москвиче — об одном из главных русских поэтов, настоящем советском Пушкине. Скоро уже сорок лет, как его нет с нами, а он по-прежнему раздражает чиновников.
— В одном интервью вы сказали: «Слова „не могу“ не существует: не смог — значит, не хотел». Неужели в вашей жизни не было такого, когда вы очень хотели, но не срослось?
— С этой точки зрения свою биографию не анализировал. Может, что такое и было, да я не помню. Давно уже руководствуюсь принципом: перевернул страницу и забыл. Живу сегодняшним днем — жевать старые сопли мне неинтересно.
— Вопрос как к академику Российской национальной кинематографической премии «Ника». Как бы вы оценили прошедший Год российского кино?
— Как типичную фикцию и надувание щек. Но я за российским кино не слежу. Да и за телевидением тоже. По телевизору смотрю только программу Андрея Малахова (смеется).
— Нынешнее кино вам неинтересно, а современный театр? Успеваете при вашем насыщенном гастрольном графике смотреть спектакли?
— Мне безумно нравится театр имени Вахтангова. Их «Евгений Онегин» — это просто фурор. Для меня Римас Туминас — лучший современный режиссер в мире. Просто потрясен его «Царем Эдипом». Он поставил по трагедии Софокла абсолютно современный спектакль, при этом ничуть не поступившись смыслами. Даже перенес в постановку хор, как это было в Древней Греции. Я специально ездил на мировую премьеру «Царя Эдипа» в Грецию. Вахтанговцы сыграли спектакль под открытым небом на сцене крупнейшего из сохранившихся древнейших амфитеатров. Это очень мощное театральное потрясение.
— Вы регулярно бываете в Екатеринбурге, вас тут здорово принимают, однако одно из первых впечатлений от нашего города у вас связано с не самыми хорошими воспоминаниями, когда вы приезжали на Урал вместе со знаменитым спортивным комментатором Николаем Озеровым.
— Да-да, было такое (смеется). Году в 1985-м мы приехали в Свердловск с концертной программой «Товарищ кино», в которой я пел песни из фильма «О бедном гусаре замолвите слово…». В это же время здесь гастролировал Геннадий Хазанов, который был тогда безумно популярен и выступал в вашем Дворце спорта. И вот Николай Николаевич — чистейшей души был человек — очень захотел пойти на его концерт.
— Тем более у Хазанова была пародия на Озерова.
— Мы все жили в гостинице напротив железнодорожного вокзала. И вот я встретил Хазанова в гостинице и говорю: «Гена, народный артист, знаменитый комментатор хотел бы попасть на твой концерт. Надо бы уважить». А тот в ответ: «Я человек маленький: ничего не решаю, билетами не распоряжаюсь. Может, Злата Иосифовна (жена и директор Хазанова — Авт.) вам поможет». Я к ней с той же просьбой, а она мне: «А что я могу? У меня билетов нет, все через кассу». Ну, махнули мы рукой и пошли с Николаем Николаевичем в ресторанчик. Неприятно, конечно, было, обидно за Озерова. Я рассказал как-то эту историю, а через некоторое время у меня с Хазановым была общая сцена в сериале «Моя прекрасная няня». Я там слегка перепутал слова, и Хазанов аж закричал: «Пускай, он сначала текст выучит!» И ушел весь обиженный. Теперь в мою сторону даже не смотрит. А я от этого так страдаю (произнес очень печально, а после паузы заразительно расхохотался).
Справка
Станислав Юрьевич Садальский родился 8 августа 1951 года в селе Шыгырдан в Чувашии в семье школьных учителей. Когда будущему актеру было 12 лет, умерла мама и отец отправил его вместе с 5-летним братом в интернат в Воронеже. Станислав с детства бредил сценой, однако сразу поступить в театральное училище не смог и в результате устроился на Ярославский моторный завод учеником токаря. В 1969 году поступил в ГИТИС и после его окончания был приглашен сразу в четыре столичных театра. Садальский выбрал «Современник», где прослужил до 1981 года и, не получив за 8 лет ни одной главной роли, ушел в свободное плавание.
Сыграл около 100 ролей в кино, является академиком Российской национальной кинематографической премии «Ника». В 1990-е занялся журналистикой. Публиковался в «Комсомольской правде», вел рубрику «Скандальские новости» в «Экспресс-газете», работал ведущим на радиостанциях «Радио Рокс», «РДВ» и «Серебряный дождь». С января по август 2016 года был ведущим программы о здоровье «Таблетка» на Первом канале. Выпустил несколько биографических книг. Сегодня играет в антрепризных спектаклях и ведет блог в «Живом журнале», который ежедневно читает несколько десятков тысяч человек.
В 1970-х у него был недолгий брак с гражданкой Финляндии, в котором родилась дочь, но отношений с ней он не поддерживает. В феврале 2007 года Садальский получил почетное грузинское гражданство. На президентских выборах в Грузии в декабре 2007 года был доверенным лицом Михаила Саакашвили. Во время вооруженного конфликта в Южной Осетии поддержал грузинскую сторону. Заслуженный артист России, народный артист Чувашской республики, народный артист Грузии.
Комментарии
Интеллигент - понимающий, понимающий КОБ и ДОТУ.
https://www.youtube.com/watch?v=WAEZ_UvEAHI