Рецензия на фильм «Честь семьи Прицци»

На модерации Отложенный Упаси Вас Бог принять всё за чистую монету. Предпоследний фильм знаменитого американского режиссераДжона Хьюстона с первых минут пытается выдать себя за то, чем вовсе не является. И если зритель попался неподготовленный, он будет разочарован, ибо «Честь семьи Прицци» – это самая настоящая «черная комедия», причем в лучших традициях самого Хьюстона. Режиссер, начавший свою блистательную кинокарьеру в Голливуде лентой «Мальтийский сокол» (1941) с Хамфри Богартом, остался верен себе. Нам лишь остается наслаждаться филигранной актерской игрой в едкой сатире на столь популярный в Америке жанр гангстерского фильма.

Семья Прицци – один из самых могущественных мафиозных кланов Нью-Йорка. Знакомьтесь, рассыпающийся на глазах глава семьи Коррадо Прицци (Уильям Хикки) и его дети – Доминик, действующий босс клана (Ли Ричардсон) и Эдуардо, консильери (Роберт Лоджа). А также близкий друг и советник Анджело Партанна (Джон Рэндольф), чей единственный сын Чарли (Джек Николсон) является крестником самого Корадо и главным действующим лицом всех предстоящих событий.

Чарли – бабник. Не такой бабник, как Сонни Корлеоне («Крестный отец»), но тоже не прочь разлечься в самых неожиданных местах. В то же время, Чарли – правая рука босса. Рука, которая не только вознаграждает за преданность, но и периодически жестоко карает за нарушение омерты. Во время одного из семейных торжеств судьба-злодейка сводит наемного убийцу клана Прицци с очаровательной блондинкой Айрин, которая по совместительству тоже является киллером. Только в рамках частного предпринимательства.

Как поется в песне, «Любовь нечаянно нагрянет». Она и нагрянула, сметая все границы штатов, все разумные доводы и все рамки приличия. Не успев толком узнать друг друга, а узнавать было что, поверьте, Чарли и Айрин рванули в Мексику и вступили в законные узы брака, дабы «жить счастливо и умереть в один день». Очень глупый и поспешный поступок, ибо какой должна быть типичная жена мафиози? Во-первых, это женщина, не вмешивающаяся в дела семьи. Во-вторых, хорошая кухарка и прекрасная мать. И, само собой, итальянка. И уж точно не светловолосая полька, которая зарабатывает на жизнь убийствами и чей бывший муж Маркси Хеллер нагрел семью Прицци на 720 тысяч долларов. Причем, не без помощи женушки.

И всё бы ничего, прошли бы годы, характеры притерлись, и кто знает, возможно, сей брак стал бы счастливым исключением. Увы, этому препятствует как минимум два обстоятельства. С одной стороны, у Доминика Прицци, босса семьи, есть родная дочь Мэйроуз (Анжелика Хьюстон). Точнее была родная дочь, ибо четыре года назад папочка отлучил Мэйроуз от семейного очага за неподобающее поведение, причиной которому был всё тот же вездесущий Чарли Партанна, несостоявшийся жених. Мэйроуз и Чарли остались друзьями, но брошенная всеми девица втайне ненавидит своего отца и бывшего возлюбленного, и при наличии возможности легко всадит им нож в спину.

Вторая причина – это сама Айрин, которой не улыбается в одночасье стать кухаркой. Будучи женщиной сообразительной и творческой в вопросах устранения ненужных лиц, она решает принять самое активное участие в делах семьи. По иронии судьбы, на первом же совместном задании Айрин убивает случайную свидетельницу, оказавшуюся женой капитана полиции. Теперь у мафии уже не остается выбора и Чарли, несмотря на всю страсть к молодой жене, должен вспомнить свою клятву – «Честь семьи – превыше всего».
Или как говорил другой известный персонаж: «Это всего лишь бизнес, ничего личного».

В 1986 году «Честь семьи Прицци» получила 8 номинаций на Оскара, в том числе был номинирован сам фильм, режиссер, Джек Николсон, Уильям Хикки и сценарий. В итоге картина получила всего лишь одну статуэтку. Ее обладательницей стала родная дочь Джона Хьюстона Анжелика, воплотившая на экране образ коварной и одновременно несчастной Мэйроуз Прицци. Киностудия 20th Century Fox, планируя прокат, испугалась, что «неформатный» жанр ленты не позволит ей заработать большие деньги в кинотеатрах, поэтому запланировала достаточно скорое издание фильма на видео. Однако «Честь семьи Прицци» неожиданно для всех оказалась «темной лошадкой» кинопроката, став долгоиграющим кинохитом и собрав в итоге более 26 млн. долл.

Забавно, но кастинг на роль Чарли, Айрин и Мэйроуз был невероятным даже для видавшего виды Голливуда. Легче перечислить звезд, которым не предлагали эту роль. В списках возможных претендентов были и Том Хэнкс, и Дастин Хоффман, и даже Сталлоне с Аль Пачино. Сталлоне впоследствии использовал свой шанс в гангстерской комедии «Оскар», а Пачино отказался, ибо странно смотрелся бы в пародии на самого себя. Женские роли пользовались еще большей популярностью, здесь в списке кандидаток числились: Мерил Стрип, Шер, Гленн Клоуз, Мелани Гриффит, Дэрил Ханна, Голди Хоун (!), Мег Райан и Деми Мур. А также еще пара десятков звезд первой величины, имена которых я не привожу в связи с экономией места и времени.

Если спросите меня, то Кэтлин Тернер стала идеальной актрисой на роли Айрин Уокер, особенно учитывая ее мощное телосложение и немножко хрипловатый голос. А вот выбор Николсона на роль мафиози по-прежнему представляется мне если не ошибочным, то явно неоднозначным. Казалось, что старина Джек чувствует себя не в своей тарелке, вынужденный делать уж слишком серьезное лицо. Поговаривают, что на съемочной площадке Джон Хьюстон перед каждым дублем напоминал Николсону: «Помни, твой персонаж туп как пробка». Видно, что актер пытается сдерживаться, но его внутренний потенциал так и рвется наружу. Николсон оторвался спустя два года, исполнив роль самого Дьявола в картине австралийца Джорджа Миллера «Иствикские ведьмы».

Оскар Анжелики Хьюстон по-прежнему является единственной наградой актрисы, чья весьма специфическая внешность определила ее дальнейшую судьбу в кино. Впоследствии она часто появлялась в образах коварных, мистических женщин в таких фильмах, как «Ведьмы» или знаменитой «Семейке Аддамс». Роль Мэйроуз можно, следуя за слухами, назвать последним подарком отца дочери, хотя таланта Анжелики это не убавляет.

Жанр черной пародии нужно чувствовать, иначе в процессе можно легко сбиться либо в сторону откровенного подражания, либо уйти в дебри бесконечного цитирования и излишней серьезности. Джон Хьюстон очень тонко балансирует между «чистым жанром» и «комедией на тему», предельно отказывая своим персонажам в романтическом ореоле классических шедевров Копполы и Скорсезе.

Оригинал статьи здесь