Рецензия на фильм "«Остров проклятых»
На модерации
Отложенный
Каждому творцу нужна своя муза. Без музы творец чахнет и его произведения становятся бестолковыми и вторичными. Слава Богу,
Мартину Скорсезе с музами, точнее с актерами, всегда невыразимо везло. Сначала его любимчиком был Бобби Де Ниро, которого режиссер снял в восьми своих картинах. Это были настоящие шедевры, золотой фонд мирового кинематографа: «Таксист», «Бешеный бык», «Король комедии», «Казино» и, конечно же, «Хорошие парни». Затем пути-дорожки этих двоих разошлись (в хорошем смысле этого слова, ибо они по-прежнему остаются большими друзья), но Скорсезе должен был кем-то заменить Де Ниро. Его выбор поразил многих. Никто не верил, что молодой и ангажированный Леонардо ДиКаприо, звезда «Титаника» и «Пляжа», сможет стать кем-то. Кем-то большим. Актером, а не смазливым секс-символом для девочек-подростков. Но за «Бандами Нью-Йорка» последовал «Авиатор», после – «Отступники» и «Кровавый алмаз». И «Остров проклятых».
«Остров проклятых» – это, в первую очередь, детектив. Жанр, подразумевающий интригу и загадки. Поэтому я постараюсь быть кратким, дабы не дать шанса отгадкам проскользнуть в данном тексте. Тем же, кто уже видел картину, можно эти пару абзацев пропустить.
Тедди Дэниэлс (
Леонардо ДиКаприо) и его напарник Чак (
Марк Руффало), федеральные маршалы, прибывают на один из островов Бостонской гряды по названием Шаттер ( с англ. языка – закрытый), где находится психиатрическая больница строгого режима под руководством доктора Джона Коули (
Бен Кингсли). Официально эти двое назначены расследовать загадочное исчезновение опасной (а других здесь и не содержат) пациентки/заключенной Рэйчел Соландо. Однако чуть позже Тедди сознается своему коллеге, что есть и другой мотив их вынужденного присутствия на недружелюбном, каменном острове. По сведениям Дэниэлса, в этой психбольнице содержится некий Эндрю Лэддис (
Элиас Котеас), бывший сосед Тедди по дому, маньяк-пироман, ставший причиной пожара, в котором сгорела заживо молодая жена маршала.
Тедди намерен во что бы то ни стало найти Лэддиса, хотя внутренне сознает, что эта встреча обернется ненужной и бессмысленной трагедией. Внезапно на остров обрушивается сильнейшая буря. Пока ураган бушует за стенами негостеприимного учреждения, Тедди и Чак начинают находить доказательства тому, что на самом деле больница – это даже не тюрьма, а самый настоящий концлагерь, где балом правят врачи-садисты, а пациенты – это всего лишь «подопытные крысы». Эту версию подтверждает и случайно обнаруженная Тедди пропавшая пациентка Рэйчел. Она же уверяет Дэниэлса, что его присутствие на Шаттер Айлэнд отнюдь не случайно. И что самое неприятное, шансов на то, чтобы покинуть остров целым и невредимым у него уже не осталось…
Полагаю, что наиболее проницательные зрители уже ближе к середине фильма начинают замечать подвох и нюансы, свидетельствующие о том, что в финале всё происходящее на экране будет поставлено с ног на голову. Действительно, многие моменты фильма оказываются на поверку многослойней и сложней, чем кажутся на первый, мимолетный взгляд. Лишь досмотрев ленту до финальных титров, вы сможете до конца осознать глубину замысла великого мастера, хотя, впрочем, сама по себе идея не является оригинальной и уже не раз, в том числе и успешно, обкатывалась в кинематографе.
Плодотворность союза ДиКаприо и Скорсезе трудно поставить по сомнение или переоценить. После Оскара «Отступников», «Остров проклятых» просто обязан был продолжить победное шествие этого тандема по киноэкранам мира. Так и случилось, лента почти в четыре раза окупила свой бюджет в 80 млн. долл. и заслужила весьма высокие (но не максимальные) оценки у самых маститых кинокритиков. Роджер Эберт, отметивший очередную работу Скорсезе четырьмя с минусом звездами, заметил, «что фильм задает много вопросов, на которые не дает ответа». Однако так ли нам хочется услышать эти ответы, а не попытаться разобраться самим?
Мрачный, пугающий и напряженный сюжет «Острова проклятых» сопровождается соответствующим саундтрэком, включающим завораживающую музыку Густава Малера. Интригующий и держащий зрителя в состоянии, близком к оцепенению, сценарий, основанный на одноименной книге Дэнниса Лихэйна, стал основой блистательной актерской игры приглашенных звезд.
Леонардо ДиКаприо сыграл, можно сказать, предсказуемо блестяще. ДиКаприо как-то неожиданно вырос из ролей милых мальчиков в суровых и умудренных жизненным опытом мужчин. После «Кровавого алмаза» это стало очевидно. После «Начала» в этом сомневаются только лишь самые недалекие. Забавно (хотя это неправильное слово, конечно), но актер до сих пор не получил Оскара, хотя был номинирован уже трижды. Надеюсь, киноакадемия не собирается повторять историю Аль Пачино, которому вручили заветную золотую статуэтку с седьмой попытки? Хотя, кто знает, может это и к лучшему. У ДиКаприо есть стимул расти выше, а значит «Остров проклятых» и «Начало» – это еще не предел его возможностей.
Как обычно, ибо по-другому и не могло быть, порадовали «мастодонты» – Бен Кингсли и
Макс фон Сюдов, сыгравшие таинственных и противоречивых профессоров-психиатров. А вот у Марка Руффало, несмотря на одну из центральных партий, не получилось выйти из тени. Его персонаж получился несколько схематичным, второстепенным, слишком навязчиво поданным. Это не столько вина самого Руффало, сколько сценаристов.
В эпизодах блеснули женщины, закономерно профессиональные
Эмили Мортимер и
Патриция Кларксон, сыгравшие одну и ту же женщину, но как по-разному! Ну и конечно
Джеки Эрл Хейли(«Хранители», «Кошмар на улице Вязов»), чей пациент Джордж Нойс – выше всех похвал и один из самых запоминающихся эпизодов фильма.
Резюмирую. Фильм, безусловно, тяжелый. Безысходный, трудный, местами натуралистично жестокий и неприглядный. Как говорится, беременным и лицам со слабыми нервными окончаниями просмотр нежелателен. Но и пропустить этот драматический саспенс в лучших традициях Хичкока и самого Скорсезе («Мыс страха») было бы тоже большой и непростительной ошибкой.
Оригинал статьи здесь
Комментарии