СМИ выяснили, почему Россия лидирует в Европе по количеству заключенных

На модерации Отложенный

Совет Европы (СЕ) опубликовал ежегодный отчет об уровне лишения свободы в различных странах. Согласно докладу экспертов Университета Лозанны, Россия занимает первое место среди 42 стран Европы по количество заключенных. На 100 тысяч россиян приходится 439 человек, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

«Коммерсантъ» пишет о том, что 25% приговоров в РФ вынесено за наркопреступления (в 2014 году — 22,6%). По доле осужденных за убийство (27,8% заключенных) РФ занимала второе место, уступая только Албании (39,4%). Почти две трети умерших в заключении в европейских странах приходится на Россию (4,1 тыс. из 6,4 тыс.). На одного заключенного в РФ в день в 2014 году тратили €22,5, а в Европе — €52. Европейский совет по правам человека (ЕСПЧ) неоднократно рассматривал жалобы о непредоставлении медпомощи российским заключенным и находил в этих делах нарушения ст. 2 (право на жизнь) и ст. 3 (право не подвергаться жестокому обращению) Европейской конвенции, напомнила юрист правозащитного центра «Мемориал» Татьяна Глушкова. По ее словам, низкое качество российской тюремной медицины связано с недостатком квалифицированного медперсонала, отсутствием лекарств, в том числе против распространенных в колониях ВИЧ и туберкулеза, кроме того, добиться формально предусмотренного освобождения тяжелобольных заключенных очень трудно.

«РБК» сообщает, что по количеству заключенных на 100 тыс. населения Россия опережает ближайшего преследователя почти вдвое: у Литвы, которая на втором месте, 277 заключенных на 100 тыс. человек. В среднем по Европе этот показатель составляет 139 арестованных. За последние годы плотность тюремного населения в России уменьшилась почти на треть, но все это время Россия сохраняла лидерство по этому показателю, следует из доклада. Максимальная плотность была зафиксирована в 2008 году, когда на 100 тыс. россиян приходилось 625 заключенных (тогда за решеткой в России находились 887,7 тыс. человек). В конце декабря правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие уголовно-исполнительной системы» на 2017–2025 годы. В рамках этой концепции для борьбы с перенаселенностью в российских тюрьмах планируется построить 11 изоляторов, 14 режимных корпусов СИЗО и 45 общежитий в исправительных колониях.

С учетом уровня инфляции и потребностей региональных управлений ФСИН на реализацию программы потребуется от 54,9 млрд до 167,2 млрд рублей.

«Московский комсомолец» публикует интервью с лидером общественного движения «Русь сидящая» Ольгой Романовой. На вопрос корреспондента газеты по каким статьям больше всего невинно осужденных, Романова ответила: «больше всего по политическим мотивам, хотя у нас нет политических статей. Многие непонятно за что сидят по 282-й статье УК «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Немало людей осудили по 280-й статье за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Часто речь идет о пресловутых репостах или лайках в Интернете. Или взять случай Ильдара Дадина, которого несколько месяцев незаконно держали по 212-й статье за пикеты. Огромная доля таких шитых белыми нитками дел связана с наркотиками: кому-то подбросили запрещенные вещества, кому-то устроили провокацию… В этом же ряду — экономические преступления (159-я статья УК). Но одна из моих любимых — это 201-я статья (превышение полномочий)».

«Московский комсомолец» также приводит на страницах издания беседу с уполномоченным по правам предпринимателей в России Борисом Титовым. «3700 предпринимателей сегодня находятся под судом или следствием. Но не все они за решеткой. Многие под подпиской или домашним арестом (число таких выросло на 25% в прошлом году). По поводу необоснованного избрания самой жесткой меры пресечения — помещения в СИЗО — у меня уже 35 новых обращений» - рассказал омбудсмен. Он также отметил, что сейчас уголовному преследованию подвергается много женщин. Чаще всего они идут в составе преступной группы. Предприниматель редко когда работает один, обычно есть целая команда: бухгалтер, кассир, менеджер. И обычно все эти должности занимают женщины. «Когда начинаешь разбираться, выясняется, что в принципе они ничего ужасного не делали — вели бухгалтерию, продавали товары, а потом возник какой-то конфликт (чаще — рейдерский захват), и вот все они уже за решеткой. Но какие они члены ОПГ? Мы готовим инициативу, чтобы убрать само понятие преступной группы из экономических статей» - говорит Борис Титов.