Дилетантские соображения
На модерации
Отложенный
Недавно на одном из наших новостных порталов попалась мне подборка «Богатый и непокорный Барнаул, прекрасный и голодный Алтай» Что писали про Алтай в начале 20 века в дневниках. Старые фото, записи из дневников Гарина-Михайловского, Пришвина , Вернадского, Давида Самойлова, секретаря Рерихов Зинаиды Фосдик. И, неожиданно, Блока.
1918 год
Александр Блок, поэт:
«30 августа. Любовь Дмитриевна проявляла иногда род внимания ко мне. Вероятно, это было потому, что я сильно светился. Она дала мне понять, что мне не надо ездить в Барнаул, куда меня звали погостить уезжавшие туда Кублицкие. Я был так преисполнен высоким, что перестал жалеть о прошедшем».
До сей поры Блок и Барнаул у меня как-то не коррелировали. Да и запись такая, пожалуй, только Блоку и понятная. Заинтересовался, начал искать и читать.
Оказывается, старая как мир, ситуация объяснения в любви у Сашуры (так его звали мама и тетушка) и Любови Дмитриевны была несколько своеобразна. И говорили они не о любви, а о поездке в Барнаул.
Самый значительный, по словам Любови Дмитриевны, день 1901 года был ознаменован разговором в совсем другом духе: “Мы стали ходить взад и вперед по липовой аллее нашей первой встречи. И разговор был другой. Блок мне начал говорить о том, что его приглашают ехать в Сибирь, к тетке, он не знает, ехать ли ему, и просит меня сказать, что делать; как я скажу, так он и сделает. Это было уже много, я могла уже думать о серьезном желании его дать мне понять об его отношении ко мне.
Я отвечала, что сама очень люблю путешествия, люблю узнавать новые места, что ему хорошо поехать, но мне будет жаль, если он уедет, для себя я этого не хотела бы. Ну, значит, он и не поедет. И мы продолжали ходить и дружески разговаривать, чувствуя, что двумя фразами расстояние, разделявшее нас, стремительно сократилось, пали многие преграды” © Л.Д. Блок
А если бы поэт все же поехал в Барнаул? Непростое это место, Алтай, дело могло обернуться крупной потерей для русской поэзии. Скифов с раскосыми и жадными очами в стихах Блока становилось бы больше, а дышащих духами и туманами незнакомок все меньше и меньше. А мог бы и вообще в народ уйти, у символистов это запросто.
Мой учитель литературы, величественная дама с потрясающим флорофаунным именем Лилия Львовна, сумела донести до нас, оболтусов, то, что счастьем читать стихи о Прекрасной Даме мы обязаны, прежде всего, дочери великого русского химика Менделеева. А какие тут могут быть стихи, если муза твоя за четыре тысячи верст…
Так что, правильно Любовь Дмитриевна рассудила, хотя, конечно, поубавила нашу городскую мифологию.
И, в завершение…
“В Барнауле со мной случился припадок, и я лишних 4 дня прожил в этом месте. Припадок мой сокрушил меня телесно и духовно: доктор сказал мне, что у меня настоящая эпилепсия, и предсказал, что если я не приму надлежащих мер <...> то в один из дней задохнусь от горловой спазмы...”
Ф.М.Достоевский.
По предчувствиям моим,
Барнаул - четвертый Рим.
Аминь.
Пятому не бывать. Печать.
А. Вознесенский
Такие дела.
Комментарии
Я даже поинтересовалась и узнала, что название "Барнаул" означает "Волчье озеро"
Наверное, для меня в этом и заключается основная ценность интернета: душевный (-ховный?) сёрфинг, не сдерживаемый отсутствием доступа к инфе.
Думала часа два. И считаю, что Блок зря туда не поехал. Для поэта нет ничего важнее, чем НОВОЕ. Каким бы оно ни было.
Ты не рановато разделась?
"Чем Люба Менделеева пленила Блока – для многих было загадкой: простое, грубоватое лицо, приземистая фигура. «В ней обаяние скатывающейся звезды, цветка, сбежавшего с ограды, которую он перерос», – писал романтически настроенный юноша. В мае 1903 года молодые венчались. Но их отношения даже через полгода после свадьбы оставались платоническими. 23-летняя Люба недоумевала, почему молодой супруг даже не пытается ею овладеть. Физическая любовь не для них, объяснил ей Блок. Секс – грязь и разврат. Она должна оставаться его мистической Вечной Женой, и он не смеет унижать ее плотской низменной страстью. К тому же интимные отношения способны лишь убить их возвышенную любовь, ведь рано или поздно они пресытятся друг другом. Как призналась жена поэта, с трудом, но все же ей удалось соблазнить Сашу.
Источник: http://sobesednik.ru/culture/aleksandr-blok-schital-chto-seks-unizhaet-zhenu
Ал, я наверное даун - но я тащусь от своего болота, честно )
До Барнаула не добралась пока.
Судя по описанию очень уютный город.
Токо и могут. А то туда-сюда, туда-сюда, "чего пожрать", "где мои носки", не до стихов.
Я встал и трижды поднял руки
Мои глаза полны тоски,
И мата чувственные звуки
К тебе как молнии неслись..Как-то так..
Тебе, мой ...баловень речистый?
Поймал я взгляд её лучистый,
А сковородку не поймал...
Дарю, для радикального движения фишки.
))))))
Гарик Сукачёв, естественно, не Александр Блок. Но и четыре тысячи вёрст не десять тысяч километров)
https://www.youtube.com/watch?v=MshmjdJ2fYA
***
Позволь тебе не поверить, хучь ты и абориген почти тамошний.
А поверить опять же почти тамошнему писателю Славе Шишкову.
Его книженция - "Угрюм-река", была самым эротичным произведением, что довелось читать в начальной школе.
Анфиса - это была бы для Блока такая Музыща, что поэзия точно обогатилась бы чем-нить похлеще "Утех имепратрицы" Баркова.))
А жениться бы Блок мог и на Менделеевой. Потом. Как и главный герой Угрюмной реки Прошка Громов...))
Вот, тока не надо лукавить и говорить, что сейчас там таких анфисок не водится.
о. Алексей намедни таких буряточек фотки выставлял - в купальниках и на лыжах, шо прям ух!..
;-})
А из Блока вспомнилось девичье - в тетрадках писали:
Прежде чем уйти и не вернуться,
Ты себя в последний раз проверь.
Лучше всё простить и улыбнуться,
Чем уйти, захлопнув в своё счастье дверь.
Спасибо, Сергей - интересно!
Несколько лет назад посмотрела спектакль братьев Пресняковых "Пленные духи" о поэтах Белом и Блоке, а также о Менделееве и его дочери. Понятно, что там был сплошной гротеск и выдумка. Честно говоря - я не оценила...
Барнаул - место страта к походам по Алтаю. Бывал. Но с литературно-поэтической стороны город мне знаком не был
Занятно! Особенно про Блока.
Может и Любовь Менделеева была бы счастливей , если б к родственникам Блок укатился в Баранаул. А так - промучил женщину.
Комментарий удален модератором