“Ты – ничтожество, и нас это веселит”
"Люди, которые говорили «прореки, Христос, кто ударил тебя» тоже от души веселились. Как и те, кто предлагали Ему сойти с Креста" - богослов и публицист Сергей Худиев - о сетевой иронии, которая все чаще становится язвительной и глумливой.


Сергей Худиев
Я не про Поклонскую — и не про мироточение. Довольно им воздали дани. Я о другом явлении, которое в этой связи еще раз заявило о себе в сетях — об иронии.
Я сам человек склонный к несколько мрачной и язвительной иронии; я даже полагал это достоинством — какое-то время назад. Изящно пнув неприятеля, можно собрать много лайков и перепостов. Но потом я как-то послушал лекцию по ораторскому искусству, где утверждалось, что иронией надо пользоваться крайне осторожно — и только перед дружелюбной аудиторией. Да и перед дружелюбной лучше не злоупотреблять. Привычка иронизировать меня не оставила (как вы могли заметить) но я все более склонен считать ее дурной. Да, люди итак разделяющие вашу точку зрения, могут вам поаплодировать. Но на оппонентов — или нейтралов — это действует обычно отталкивающе.
Тут возникает эффект, о котором мне уже доводилось говорить; одни и те же явления совершенно по-разному выглядят изнутри и снаружи. Это особенно верно в отношении гнева — то, что мне самому может казаться праведным негодованием, другие могут видеть как неистовую злобу. Это же происходит и с иронией. То что мне — и моему узкому кругу — может казаться блистательным остроумием, из-за пределов этого круга может казаться злобным глумлением.
Люди, которые говорили «прореки, Христос, кто ударил тебя», тоже от души веселились. Как и те, кто предлагали Ему сойти с Креста.
Я не провожу никаких прямых аналогий — но мы все знаем, что бывает такой злобный, глумливый смех. Вернее, снаружи, когда что-то мешает вам присоединиться к веселью, он кажется злобным и глумливым. Изнутри круга веселящихся он выглядит иначе — он искрится неподдельной радостью.
Разумеется, всегда можно сказать, что там негодяи злобно глумились над Спасителем мира, а мы, хорошие люди, весело смеемся над дураками и злодеями. Проблема в том, что люди, которые смеялись над Христом, тоже были уверены, что имеют дело со злодеем. Затевал мятеж, хотел сделать Себя Царем — но, благодаря благоразумию первосвященников и фарисеев, и профессинализму Прокуратора был обезврежен и по-глупому попался. По крайне мере, они в это верили.
Собственно, язвительная ирония отличается от гнева одном дополнительным элементом. Гнев провозглашает оппонента дураком и злодеем; ирония добавляет, что меня это радует. Я испытываю по этому поводу положительные эмоции, заливаюсь веселым смехом.
Ирония иногда оправдывает себя тем, что выступает как средство от страха — нам грозит страшный злодей, а мы ухахатываемся, мол, напугал ежей до дрожи. Но ситуации, когда люди действительно напуганы и действительно подбадривают себя таким образом, редки. Никто из сетевых острослов не сидит в окопе, на который ползут «тигры». Гораздо чаще смех направлен не на борьбу со страхом — а на символическое уничтожение оппонента. Ты – ничтожество, и нас это веселит.
Это простодушный хохот античных богов над нескладным Гефестом. Веселый смех толпы над ярмарочными уродцами. Фотографии с некрасивыми или очень полными девушками, которые должны, этими своими физическими недостатками, развеселить посетителей странички.
При этом жертвы такого веселья могут быть в чем-то виноваты или нет, быть на самом деле глупы и некрасивы или не быть — это не важно для сути явления. Злоба, обращенная на грешного человека, не перестает быть злобой. Разумеется, изнутри злоба выглядит благородным негодованием, циничное глумление — изысканным острословием. Но снаружи она выглядит именно злобой.

В переживаемой нами ситуации, вопросы о том, является ли Наталья Поклонская мудрой женщиной, и достоверны ли сообщения о чуде, уже не имеют отношения к делу. Поток пошлых острот, обыгрывающих двойное значение слова «бюст» существует сам по себе и сообщает нам гораздо больше о тех, кто в него вовлечен — чем о Поклонской. Когда я читаю, как видный борец за права и достоинство призывает провести принудительную психиатрическую экспертизу Натальи, а аудитория взрывается остроумнейшими комментариями, я вынужден вступаться уже не за депутата — а за некие общие представления о порядочности, человечности и приличиях.
В психических расстройствах — когда они действительно имеют место – нет ничего забавного. Это тяжкое человеческое страдание. Нет в них и ничего позорного — болезнь это несчастье, а не преступление.
Объявлять оппонента душевнобольным и ухахатываться над этим — ничуть не лучше, чем объявлять (ложно) оппонента калекой и страшно веселиться по этому поводу.
Не говоря уже о том, что призывать на оппонента карательную психиатрию в духе СССР — значит выказывать глубокое презрение к свободе и законности.
Это — я подчеркну еще раз — не имеет отношения к достоинствам или недостаткам оппонента. Злобная ирония исходит изнутри, из сердца человеческого. Изливается ли она потом на прекрасного человека, полного достоинств, или на человека не столь прекрасного — ничего не меняет в ее качестве. Мы, христиане, не можем запретить другим ей предаваться; но мы, по крайней мере, можем не вовлекаться в этот поток сами. Свое решительное несогласие всегда можно выразить, не унижая ничьего достоинства. Собственного в том числе.
Комментарии
27 июля 1909 г. Толстой писал художнику Яну Стыке (письмо опубликовано в журнале <Теософ> от 16 янв. 1911 г.): <Доктрина Иисуса является для меня только одною из прекрасных доктрин религиозных, которые мы получили из древности египетской, еврейской, индусской, китайской, греческой. Главное в принципе Иисуса - любовь к Богу, т. е. ко всем людям без исключения, была поповедана всеми мудрецами всего света: Кришна, Будда, Лао - Тзе, Конфуций, Сократ, Платон, Эпиктет, Марк Аврелий и между новыми: Руссо, Паскаль, Кант, .."---Ставить в один ряд Христа и каких то там философов, это уже и есть не признание Христа за Бога! Для Толстого Христос один из многих, это уже не по хриситански!
«Я не могу считать Достоевского ни хорошим, ни счастливым человеком (что, в сущности, совпадает). Он был зол, завистлив, развратен, он всю жизнь провёл в таких волнениях, которые делали его жалким и делали бы смешным, если бы он не был при этом так зол и так умён. Сам же он, как Руссо, считал себя лучшим из людей, и самым счастливым.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
И хорошего же вы мнения о Достоевском, по вашей версии примерном христианине, если по-вашему у него были враги.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.."
и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. .."---Нет проклятия. Богу и смерть подчиняется. Мало ли во что верили, вон коммунизм обещали к 80 году построить, верили, а Бог решил иначе! )))
Комментарий удален модератором
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь."
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы.
Ну лечите тогда больных когда уверуете. Тут никаких условий не ставится кроме веры.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Самой почетной премией мира является Нобелевская. Ее получают ученые и писатели, политики и экономисты. Сама церемония вызывает множество обсуждений, ведь кандидатов так много, а премий так мало. К тому же комитет, выявляющий победителей, зачастую подвержен стороннему влиянию.
В данном случае решение не всегда выходит объективным. Да и сами номинанты, как и их поступки, являются довольно спорными. Журнал Time рассказал всем о 10 самых спорных Нобелевских лауреатов в истории этой престижной, а также довольно денежной, премии.." http://go.mail.ru/redir?q=%D0%A1%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%8B&via_page=1&type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v18vNz8nPzdcrKtXPzCsszSyq1E_Ozyspyi9LLSrOTMyJL8_MywMy9TJKcnMYLiy8sO_Cngt7L-y42HRh64XdF3su7L3YfWGrAlBo34WNICEg3nSx8cKuCztAwrsvbLjYfLEBKLjhYtPFbgZDEwtLQ3NTM0NzhmLlqvjvwnXJE31_aGZYhd4GAKdcTSA