Ответ на блокаду

На модерации Отложенный

Ответ на блокаду

1 марта вступил в силу ультиматум ДНР и ЛНР, выдвинутый Киеву в связи с торгово-транспортной блокадой и непрекращающимися обстрелами республик. На предприятиях, находившихся под юрисдикцией Украины, как предупреждали Киев руководители ДНР и ЛНР 27 февраля, введено внешнее управление. Что произошло с начала действия ультиматума? Как реагирует Киев?

– Со стороны Киева продолжаются обстрелы, блокада не снята, – говорит депутат Народного совета ДНР Юрий Сивоконенко. – Украинская власть думает, что ей все сойдет с рук. Но это иллюзия. Наши республики приступили к реализации ультиматума. Созданы штабы по контролю над переводом предприятий под внешнее управление. В их числе – Енакиевский и Донецкий металлургические заводы, Харцизский трубный завод, более 20 шахт, ПАО «Краснодонуголь», Алчевский меткомбинат...
Наша задача – обеспечить права рабочих, сохранить производственный процесс на градообразующих предприятиях. На них нам предстоит провести инвентаризацию, чтобы понимать, чем предстоит управлять. За такие решения проголосовал Народный совет ДНР.
Внешнее управление, по словам Ю. Сивоконенко, – это временное государственное регулирование, администрирование, но не национализация.
– Ориентир ДНР и ЛНР – на Россию и другие страны. Но прежде всего – на Россию, – заявляет депутат. – Референдум 11 мая 2014 года показал, куда хотел народ Донбасса. Мы обязаны выстоять. На нас с надеждой смотрят наши граждане, которые находятся под временной оккупацией и ждут освобождения. Это Мариуполь, Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Красноармейск. Они призывают помнить, за что голосовали на референдуме.

Несколько дней назад была освобождена от украинских фашистов Донецкая фильтровальная станция (ДФС), обеспечивающая водой ДНР. До сих пор она не возобновила свою работу. Что пьет Донецк?
Отвечает наш донецкий эксперт Борис Алексеев:
– Держимся на стратегическом запасе. Пока острых проблем с водой в крупных городах нет. Но власти обращаются к людям с просьбой расходовать воду экономно. Есть трудности с водой в Ясиноватой, в поселке Октябрьском, на территориях, примыкающих к аэропорту. Туда подвозится вода. А ДФС пока не работает. Ее необходимо тщательно обследовать, нет ли где взрывчатки, повреждений. Проделать это трудно. В 120 метрах засели укры. Как появляются ремонтники, тут же начинают по ним стрелять. А стрельба на станции опасна. Там запасы хлора, резервуары с водой – нельзя их повредить, случится экологическая катастрофа.
Усиление боев, блокада поездов по вывозу угля, захват ДФС и попытка оставить людей без воды – все это, считает Б. Алексеев, направлено на то, чтобы дестабилизировать обстановку внутри республик, вызвать хаос, недовольство народа, подорвать моральный дух ополченцев. «Но мы так отвечаем украинской стороне: чем больше гадостей вы нам делаете, тем крепче наша вера в победу».
Граждане ДНР одобряют решение руководителей республик ввести внешнее управление на предприятиях, которые были под юрисдикцией Украины. Из-за блокады, устроенной украинскими националбатальонами, останавливаются крупные металлургические заводы, потому что нет подвозки сырья и вывоза готовой продукции. Шахтам ДНР и ЛНР некуда отправлять добытый уголь. Хотя украинские теплоэлектростанции ждут угля, а граждане Украины ждут тепла в домах. Действия националистов на Донбассе вышли из-под контроля президента. А Турчинов заявляет, что пора очистить Донбасс от сепаратистов, и он способен это сделать за полтора месяца. Националисты ему верят.
По мнению Б. Алексеева, внутри руководства Украины полный разброд.
– Одни – за возобновление торговли с Донбассом, другие – за блокаду. Власть не принимает никаких мер для разрешения тупиковой ситуации. На железной дороге происходят драки, даже со стрельбой. За несколько часов до введения ультиматума вспыхнул инцидент на железной дороге в 20 километрах от Донецка. Там держит блокаду батальон Семенченко «Донбасс». Некая группа людей попыталась штурмом смести батальон и разблокировать железнодорожное полотно. Была сильная потасовка, после нее четверых пришлось госпитализировать.
Такие драки сейчас участились. За ними стоят олигархи, заинтересованные в том, чтобы возить уголь, обмениваться товарами, и наемники националистов, которые держат блокаду.
Поэтому блокада продолжается, а внутри украинских сил начались разборки за обладание ресурсами. Одни хотят получать деньги с одного источника, другие – с другого. И получается, что блокада – блокадой, а доходы идут обеим сторонам, пока на блокпостах простой люд ломает себе шеи и хребты.
Идут официальные сообщения о военных столкновениях внутри украинских сил, которые блокируют вывоз угля, сырья, готовой продукции…
– Конфликтная ситуация выгодна олигархам, да и Киеву, – утверждает эксперт. – Донбасс не завоеван, а уже внутри украинской «элиты» идет передел собственности, которая остается на территории ДНР и ЛНР. Сейчас под ударом структуры Рената Ахметова. Империя большая. Теперь его активы хотят забрать у него другие олигархи, такие же как он. Это разборки за богатство. Участники разборок – мужики, которых понанимали как бы для проведения АТО, антитеррористической операции. И они, наивные люди, чубы рвут друг другу за олигархов. В конфликте заинтересован официальный Киев, под него можно выклянчить деньги у западных спонсоров как бы на борьбу с агрессорами из РФ. Но денег дают все меньше и меньше.
– Ультиматум, внешнее управление крупными предприятиями – правильное решение республик. Но еще правильнее было бы, – считает Б. Алексеев, – если бы не затягивали с национализацией. А при ее проведении важно главное условие – чтобы не возникло мыслей о собственном кармане. Думать надо только о Донбассе и наших многострадальных людях. Тогда все получится и республики быстро восстановят свою экономику. Конечно, все надежды на Россию.
Указ президента В. Путина о признании на территории РФ документов граждан ДНР и ЛНР обрадовал донбассовцев.
– В ДНР, – добавляет Б. Алексеев, – резко увеличились очереди за получением республиканских документов. Эти два-три года люди все время задавали вопрос: ну кто мы на этой территории? Имеем дипломы, паспорта, свидетельства, а их никто не признает. А сейчас все воодушевились. Если наши документы признаются в России, мы можем себя чувствовать там как дома. У нас даже перестало хватать технических мощностей по выдаче документов. Захарченко пообещал в течение марта исправить положение.
Однако Донбасс не покидает ощущение скорой развязки затянувшегося трехлетнего противостояния с порошенковской властью. Обе стороны – мятежные республики и свора завоевателей – как никогда прежде насторожились. Ополченцы скрепя сердце стараются следовать минским договоренностям. Укрофашисты, не стесняясь, на глазах наблюдателей ОБСЕ, стягивают военную технику к городам и селам народных республик.

Подготовила Галина ПЛАТОВА

* * *
Новый этап размежевания

Статус-кво в отношении предприятий Ахметова и его коллег по капиталистическому цеху на Донбассе сохранялся довольно долго. Претензии к деятельности империи одного из наиболее могущественных украинских олигархов раздавались по обе стороны линии фронта. Украина была недовольна тем, что его предприятия обеспечивают работой «сепаратистов» и «ватников» и выплачивают им зарплату. Народные республики были недовольны тем, что налоги от деятельности этих предприятий уходят в бюджет бандеровской Украины. И в том числе оплачивают войну, ведущуюся против этих же работников ахметовских заводов.
Сумма налогов, уходящая в бюджет Украины, была немалая, порядка 1 млрд долл., причем примерно 52% из этой суммы поступало от предприятий, находящихся на территории ЛНР–ДНР.
При всем недовольстве всех сторон хрупкие условия мирного сосуществования предпочитали не рушить. Как бы там ни было, но экспортная выручка от ахметовской металлургии способствовала стабильности гривны и помогала затыкать дыры в украинском бюджете. Пользы было больше, чем от подачек МВФ.
Донбасс требовал перехода под местную юрисдикцию и уплату налогов исключительно в бюджет республик, но при этом в своем давлении не переусердствовал. Все же предприятия Ахметова давали рабочие места со стабильной зарплатой. Фонд Ахметова «Поможем» также оказывал гуманитарную помощь пострадавшим от войны, находящимся по обе стороны от линии разграничения.
Блокада Донбасса националистическими батальонами активизировала процесс размежевания народных республик и остальной Украины. Так долго сохранявшийся статус-кво был нарушен. Украина и сейчас спокойно наблюдает, как кучка безмозглых националистов ускоренными темпами гробит остатки живых фрагментов экономики страны. Центральная власть проявляет свою неспособность сделать хоть что-то ради поддержания функционирования эффективных предприятий и жизненно важных отраслей. Бездействие «власти» поставило остатки страны на грань энергетического коллапса. Мало того, радикалы, осуществляющие блокаду, умножают ее масштабы – на прошлой неделе перекрыли трассу Донецк – Мариуполь и пообещали не останавливаться на достигнутом.
Реакцией со стороны республик на блокаду Донбасса, наносящую вред в первую очередь самой Украине, стало решение национализировать 18 предприятий, принадлежащих Ахметову. Среди них Енакиевский меткомбинат, Макеевский филал ЕМЗ, Енакиевский коксохим, Харцизский трубный завод, Докучаевский флюсо-доломитный комбинат, Комсомольское рудоуправление, Краснодонуголь, Ровеньки, Свердловантрацит, Шахта Комсомолец Донбасса, Зуевская ТЭС, Донецкоблэнерго. Также в планах на национализацию, по некоторым данным, вписаны и активы олигарха Виктора Нусенкиса: Донецкий метзавод, Макеевский и Ясиновский коксохимы, активы «Индустриального союза Донбасса» – Алчевские меткомбинат и коксохим.
По данным издания Украина.Ру, суммарно на этих активах работает 102 тыс. человек. Предполагается, что в год на обеспечение работы холдинга, который объединит национализированные предприятия, понадобится 2 млрд долл., а доходов он может дать около 3,4 млрд долл.
Тем не менее о приватизации говорить еще рано. Сделаны только первые шаги, подготовлен проект закона о введении временной администрации на предприятиях Ахметова. По словам главы ЛНР Игоря Плотницкого, «нормы настоящего проекта закона распространяются только на тех юридических лиц – нерезидентов, физических лиц – предпринимателей-нерезидентов, которые осуществляют свою хозяйственную и предпринимательскую деятельность на территории республики. А именно он касается публичного акционерного общества «Алчевский металлургический комбинат», включая ПАО «Алчевсккокс», ООО ДТЭК «Свердловантрацит», ООО ДТЭК «Ровенькиантрацит», ПАО «Краснодонуголь», ЧАО «Аквасервис», ЧАО «Экоэнергия», ветряной парк «Краснодонский», ветряной парк «Лутугинский».
Подконтрольная Киеву Украина в лице приближенных к власти олигархов также готовится разорвать на куски империю Ахметова, не переживая о последствиях. Часть вертикально интегрированных активов не сможет приносить прибыль прямо пропорционально своей доле в едином производственном комплексе. Но желание урвать здесь и сейчас, нанести урон конкурирующей «фирме» выше здравого смысла и стремления к долгосрочному планированию в интересах будущих поколений своих граждан.
Также вовсе не в розовом свете видится будущее и национализированных предприятий на территории республик. Как находящиеся в никем не признанных государствах, их ждут серьезные проблемы с экспортом продукции, с закупкой импортных комплектующих и пр. Это породит потребность в реализации «серых» схем для обеспечении деятельности предприятий через территорию России. И это также может вызвать сопротивление уже в самой России – со стороны российского капитала, не нуждающегося в дополнительной конкуренции.
Но это все же меньшая из всех зол. Загрузить заказами предприятия Донбасса и интегрировать их в свою экономику России вполне по силам, и, в конце концов, это принесет положительный эффект экономике России.
Больше всех пострадает в очередной раз население «киевской» Украины. Можно говорить о нанесении колоссального ущерба источнику валютных поступлений. Но может, это немного поубавит пыл желающих продолжать войну на Донбассе? Жители Украины могут ожидать сокращения социальных выплат, задержек с выплатами заработной платы, продолжения роста коммунальных тарифов.
Украина и дальше идет вразнос. Причем по инициативе своих же «патриотов». Жаль, что машину времени не изобрели и нет возможности вернуться в февраль 2014 года с документальным фильмом «Украина, спустя три года после майдана». Поверили бы в такое «европейское будущее» те, кто на майдане уничтожал страну?

Алексей ЛИННИК