Сегодняшняя Россия вызывает страх, но и жалость то

На модерации Отложенный Сегодняшняя Россия вызывает страх, но и жалость тоже

- так заявил корреспонденту LN (“Lidovy Noviny” – «Народная газета») на Forum 2000 Эдвард Лукас (Edward Lucas), многолетний репортёр британского еженедельника «The Economist» в России и в Центральной Европе.

(Forum 2000 – исследовательский фонд и одноимённая ежегодная конференция в Праге, действует с 1996 года, декларирует своей целью сдерживание эскалации религиозных, культурных и этнических конфликтов – прим. перев.)

* LNВы утверждаете, что люди подсознательно боятся России. И известия оттуда говорят, как там до сих пор подавляются права человека и т.д. Можно ли сегодня говорить и о чём-то позитивном?

Полагаю, что можно. Самые большие основания для опасений дала война в Грузии (в конце лета 2008 г. – прим. LN) и кризис с поставками газа Украине (на переломе 2008 и 2009 годов – прим. LN). Это обнажило как русскую политику, так и степень зависимости Европы от России. Поэтому хорошие вести заключаются в том, что снова усиленно продвигается работа по проекту «Набукко» (проект газопровода из Туркменистана и Азербайджана – прим. LN), который, наконец, избавит Европу от зависимости от русского газа. О самой же России много позитива сообщить не получится. И реформаторские речи президента Дмитрия Медведева никак не влияют на ситуацию в стране: людей по-прежнему арестовывают, избивают или убивают, и они по-прежнему не могут выйти на улицу на демонстрацию. В этом отношении всё остаётся по-старому.

* LNКаково при этом приходится простым русским? В своей книге «Новая холодная война» вы констатируете, что им сейчас стало жить лучше – могут купить себе, что хотят, могут путешествовать… В какой мере они определяют политику?

Простые русские сегодня действительно имеют массу возможностей, которые были им до сих пор недоступны, например, новая квартира и т.д. Но у всего есть своя оборотная сторона, и в данном случае это - взятки. Жизнь русского среднего класса неразрывно с ними связана. Вы в принципе не сможете жить нормальным, честным образом. Хотите отдать ребёнка в хорошую школу? Должны дать взятку. Хотите к хорошему доктору? Должны дать взятку. Не говоря уже о преследованиях со стороны властей или, например, транспортной полиции, которая вам угрожает всем, чем только можно, пока ей не заплатите. Людям не остаётся ничего, кроме как с этим смириться. Если они выйдут на улицу, то будут избиты, а в худшем случае окажутся за решёткой. Очень многие поэтому решают заняться собственной жизнью и довольствоваться тем, что имеют – путешествуют, растят детей, ездят с семьёй на дачу и т.д.

* LNВы говорите о том, что нам грозит новая холодная война. Нам действительно нужно бояться России?

Нам следовало бы бояться России, и одновременно нам следовало бы её пожалеть. Эта страна ведёт себя чрезвычайно плохо по отношению к своему собственному народу. Посмотрите только, что в стране работает и как выглядит. Конечно, в России есть дороги и трассы. Или больницы. Но в каком состоянии? Возьмите Китай, посмотрите, как он инвестирует в инфраструктуру, и сравните с Россией. Россия страдает от плохого управления. При том, что в стране достаточно денег, просто они распределяются бессмысленным образом. Тратятся чудовищные суммы на то, чтобы финансировать аналитические центры (think-tank) и другие институты, которые формируют общественное мнение. Если сегодня вы дадите себе труд пройти по следам русских денег, вы обнаружите, что они ведут в ряд институтов на Западе. И это должно бы нас беспокоить.

* LNВы упомянули Запад. Среди русских более чем популярен Лондон. Они скупают там только футболистов, недвижимость и ювелирные изделия, или что-то ещё?

Они купили уже две газеты. Не буду утверждать, как это повлияло на их содержание, но одна из них – в любом случае, общенациональное ежедневное издание («The Independent» – прим.
LN).

* LNС чем мы здесь имеем дело? Амбиций на мировое господство за этим уже не стоит, или как? Помимо прочего, как вы утверждаете, они продолжают накачивать деньгами аналитические центры, скупают газеты и рассылают по миру своих шпионов…

Это глубоко укоренившийся инстинкт из эпохи чекистов (служащие так называемой ЧеКа, советской тайной полиции – прим. LN). Весь силовой аппарат в России сегодня состоит из аппаратчиков и бывших агентов КГБ, а они просто привыкли так работать во всём – иметь повсюду своих шпиков. И, разумеется, не только за пределами страны, но и у себя дома. Собирают материал против своих оппонентов, которых потом с его помощью ликвидируют.

* LNВы провели на Востоке свыше 20 лет, поэтому можете сравнивать. Изменилось ли что-нибудь за это время?

Вижу большие различия. Прежде всего, русские могут путешествовать. Видят, как обстоят дела на Западе, и видят, каково это, жить в демократии. Ещё какие-то двадцать лет назад для большинства людей это была чистая фантазия, просто недоступная роскошь. Думаю, что это было одно из самых больших изменений. Изменение, которое также дало людям возможность свободно решать – если тебе не нравится дома, можешь остаться за границей, чего никто никому не запрещает.

* LNИзменило ли и самих русских то, что они могли сравнивать, что видели, как обстоят дела в других местах?

Конечно. Изменилось их восприятие мира, главным образом, Запада. Масса их выезжала с наивными представлениями, и, уже оказавшись снаружи, корректировала их. Можно сказать, что это изменило целое поколение. Доказательством популярности путешествий могут служить, например, длинные очереди за визой перед американским посольством.

* LNПросто ли и сейчас удерживать русских в убеждении, что Запад, и прежде всего Америка, представляют для них угрозу?

В этой области пропаганда провела очень хорошую работу. С другой стороны, множество русских журналистов хорошо знает, как работает пропаганда, и может с этим бороться. Однако, это вовсе не просто.

* LNКаково будущее России? Атрофируется на экспорте нефти и газа? Ведь почти ничего стоящего они не производят…

Я бы не делал таких окончательных суждений, оно так не выглядит. В производстве у них большие резервы, они производят, а многое и вывозят – оружие, водка, различный текстиль – главным образом, в соседние страны, такие как Китай и т.п.

* LNЯ встречал, главным образом, планы президента Медведева, который бы хотел открыть в России что-то подобное Силиконовой долине в Америке…

Это бредовый план. Не потому, что России не хватало бы учёных, а потому, что нечто подобное не могло бы там функционировать. Главным образом, потому, что за этим стоит государство. Что-то подобное Силиконовой долине возникает при совершенно иных обстоятельствах, в атмосфере свободы, а не плановых исследований…

***

ЭДВАРД ЛУКАС (48 лет)

Репортёр британского еженедельника «The Economist» в России и в Центральной Европе. Пишет об этом регионе свыше 20 лет. Автор книги «Новая холодная война: Путинская Россия и угроза Западу». В 1992-1994 годах был главным редактором газеты «The Baltic Independent» в эстонском Таллине. В Британии изучал экономику в «London School of Economics», в Польше же – польский язык в Краковском университете.

Интервью – ПАВЕЛ ЧЕРНЫ (PAVEL ČERNÝ)

http://perevodika.ru