Сколько русских живет в России и на Земле?
Русский народ и перепись населения 2010 годаОколо 127000000 этнических русских живет на ЗемлеОколо 86% русских проживает в России.
Остальные 14% русских — в различных странах мира.
Больше всего русских вне России — на Украине и в Казахстане.
Численность русских за пределами отечества последнее время сокращается, также как и
численность русских в России.
Но начиналась история великороссов с 5–6 млн. человек.
Ввиду малонаселенности Северо-Западной Руси этого было достаточно, чтобы сформировать могущественное государство с центром в городе Москва.
По подсчетам разных исследователей в середине XVI века в Российском государстве проживало — от 6,5 до 14,5 млн. человек, в конце XVI века — от 7 до 15 млн., а в XVII веке — до 10,5–12 млн. человек1.
Точные
данные о численности русских по тем периодам конечно же отсутствуют.
Более определенно о демографическом состоянии Российского государства и русского народа свидетельствуют материалы подушных переписей ХVIII века.
Обобщение этих данных сделал
В.М. Кабузан в своей книге
«Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав»2. Он приводит обобщенные данные подушных переписей населения Российской империи в 1719–22 и 1795–96 годах уже пересчитанные с учетом не только мужчин, но и женщин.
Эти данные приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Русское население России в 18 веке:http://www.utug.tvРегионы заселения указанные в Таблице 1 соответствуют границам губерний конца XVIII в.:
- Московская. Владимирская, Калужская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Тверская губернии.
- Воронежская, Рязанская, Тамбовская. Орловская, Курская, Тульская губернии.
- Архангельская, Вологодская губернии.
- Петербургская, Новгородская, Псковская, Олонецкая губернии.
- Смоленская губерния.
- Казанская, Пензенская, Симбирская губернии.
- Саратовская, Астраханская губернии.
- Кавказская губерния.
- Вятская, Пермская губернии.
- Оренбургская губерния.
- Тобольская, Енисейская, Томская, Иркутская губернии, Якутская область, Камчатское управление.
С середины XVIII века по 80-е годы XIX века новыми районами заселения для русских стали европейские степи (Новороссня, Нижнее Поволжье, Южное Приуралье), частично до начала XX века — таежные места Северного Приуралья, некоторые районы Северного Кавказа; продолжала осваиваться степь на юге Сибири, а со второй половины XIX века — Средняя Азия и Дальний Восток.
Часть русских в XVIII веке оставалась на западе, где
территория Российского государства расширилась, полностью поглотив осколки Речи Посполитой — Польшу, Малороссию и Белоруссию.
С конца XVIII и века первой половине XIX века эти земли вошли в состав Российской империи, наряду с Финляндией, Бессарабией, и частью устья Дуная.
Там также среди различных народов жили русские.
Но их число было незначительным.
К концу XIX — началу XX века
основную территорию русского расселения составили Центрально-промышленный, Центрально-земледельческий районы и Европейский Север, где из проживающих около 90% были русские.
В течение XIX в.
историко-этническая территория русских уплотнилась как за счет естественного прироста населения, так и за счет внутренних перемещений при освоении новых пространств.
В отдельных регионах Европейской России численность русских составляла: в Приуралье — до 70% всего населения, в Поволжье — 63%, на Северном Кавказе — более 40%. В Сибири к этому времени русские составили уже три четверти населения (77,6%).
Только на Дальнем Востоке и в Казахстане численность русских не превышала численности других народов, и из пришлых народов они уступали украинцам.
В результате такого размещения к началу XX в. чуть более 50% русского народа сохранялось в районах старого обитания. В Сибири, Средней Азии, Казахстане, Поволжье, на Кавказе и Урале проживало 44,6% русских, остальные 5,4% — за пределами России3.
Размещение всего русского народа, его рост на протяжении XIX в. имели свои особенности.Повсеместно в Европейской России, кроме южных окраин, основной причиной увеличения населения был естественный прирост. Только в Сибири и на юге Европейской России его численность в это время росла в большей степени за счет миграционного притока. Увеличение численности русского населения особенно медленно происходило в Центрально-промышленном районе. При всей его заселенности за 138 лет (с 1719 по 1857 г.) среднегодовой его прирост здесь равнялся 0,38%. Этот район был основным районом крепостничества с наибольшим числом помещичьих крестьян (в 1817 г. — 63,73%, в 1857 г. — 56,51%)4.
Естественный прирост у крепостных крестьян был значительно ниже, чем у других категорий населения.
Численность населения всего Центрально-промышленного района в границах семи губерний (Московской, Владимирской, Калужской, Тверской, Ярославской, Костромской, Нижегородской) в первой половине XIX в., в этническом отношении в основном русского, равнялась 3836960 душ мужского пола (т. е. обеих полов где-то около 8 млн. чел.).
Несколько более, чем в Центрально-промышленном районе, росла
численность населения на севере Европейской части России. В XVIII — первой половине XIX в. среднегодовой прирост здесь равнялся 0,50%. Не знавшее крепостничества население этого края уходило со своих малоплодородных земель на осваивавшиеся южные просторы, в Сибирь и на Урал.
Все население Севера (в подавляющей массе русское) в 1857 г. в границах двух губерний (Архангельской и Вологодской) насчитывало 556992 души мужского пола. Здесь отход населения превышал приход (в 1826–1842 гг. их баланс равнялся минус 0,35)5.
В северо-западных губерниях (Петербургская, Новгородская, Псковская, Олонецкая) в первой половине XIX в. численность населения увеличивалась в основном за счет незначительного естественного годового прироста (0,58%).
Крепостные составляли около половины населения. Большой приток людей в Петербург к этому времени уже закончился, но за счет увеличения численности петербуржцев в крае наблюдался более высокий среднегодовой показатель прироста населения по сравнению с показателями по Центрально-промышленному району. К 1857 г. в регионе проживали 1238026 душ мужского пола, из них 81,21% — крестьяне. Таким образом в Северо-западном районе в то время жило около 2300000 русских6.
В западных русских губерниях численность населения росла несколько быстрее, чем в указанных регионах. Так, в Смоленской губернии среднегодовой прирост в первой половине XIX в. равнялся 0,61%.
В других регионах Европейской России в первой половине XIX в. наблюдался еще более высокий
естественный прирост населения, что было связано с направлявшейся туда миграцией.
Самый значительный
прирост населения из европейских губерний был в Новороссии (Екатеринославская, Херсонская, Таврическая губернии, Области Войска Донского и Войска Черноморского). По темпам прироста населения Новороссия уступала лишь юго-восточным и сибирским губерниям. В первой половине XIX в. в регионе проживали 1769044 души мужского пола7. В этот период росли приморские города — Одесса, Херсон, Николаев, Ростов, ставшие крупными торговыми центрами. Но тогда их население было не значительным — менее 60000 чел. в каждом. Кроме русских в этом крае жили украинцы, а в Крыму — татары, армяне, греки и др.
Несколько ниже, чем в Новороссии, был прирост населения в Нижнем Поволжье и в Предкавказье (Саратовская, Астраханская губернии. Кавказская (Ставропольская) область), также интенсивно заселявшихся в первой половине XIX века.
Самый высокий процент переселенцев в это время наблюдался в Кавказской (Ставропольской) области, где имелись большие земельные резервы, освоение которых еще только начиналось.
Довольно стабильные темпы роста численности русского населения отмечались в тот период и в Среднем Поволжье, в состав которого входили Казанская и Симбирская губернии. Его интенсивное заселение пришлось в XVIII веке. Условия для земледелия здесь были более благоприятны, чем в центре России. Наряду с Черноземным центром регион являлся основным поставщиком товарного хлеба.
Вместе с русскими в крае проживали финно-угорские и тюркские народы (татары, удмурты, башкиры, чуваши, мордва, марийцы), немцы (в Саратовской губернии) и потомки «приписных служилых иноземцев» — рейтаров XVII в. — поляки, литовцы, немцы, украинцы.
В первой половине XIX в. русскими заселялось и Южное Приуралье (Оренбургская и Уфимская губернии).
Переселения сюда имели решающее значение в XVIII в., хотя они оставались довольно масштабными и в XIX в. Здесь имелись излишки плодородных земель, населенных сравнительно малочисленными местными народами — башкирами, татарами и др. Увеличение численности населения происходило как за счет высокого естественного прироста, так и за счет переселенцев. И здесь подавляющее большинство жителей составляли русские.
Шел
процесс заселения и в Северном Приуралье (Вятская, Пермская губернии), но число жителей там увеличивалось прежде всего за счет естественного прироста. Северное Приуралье стало горнозаводским районом; в рудниках и на заводах работали помещичьи и приписные крестьяне, относящиеся к разряду государственных. Города росли медленно, но вблизи заводов возникали рабочие поселки, впоследствии ставшие городами (Екатеринбург, Чусовой, Пермь и др.). Русские жили по соседству с удмуртами, коми-пермяками, частично с манси.
Повышенными темпами прироста населения в первой половине XIX в. отличалась Сибирь, В конце XVIII — начале XIX в. сплошное русское расселение наблюдалось в ее западных районах с центрами в Верхотурье, Тюмени, Тобольске и в Иркутской губернии. На севере Западной и в Восточной Сибири сложились лишь отдельные очаги русского заселения. В начале XIX в. (1811 г.) население Сибири (Тобольская, Томская, Иркутская губернии) насчитывало 682597 душ мужского пола, среди них русские составляли 68,93%, остальные — украинцы, белорусы, немцы, татары, чуваши, мордва и коренные народы. К середине XIX в. русские по-прежнему преобладали по численности над остальным населением Западной Сибири (74,40%)8. В районах Восточной Сибири русские в начале XIX в. составляли меньшую долю, особенно на северо-востоке: в Якутии это была лишь пятая часть населения9.
С начала XVIII и до середины XIX в. население Сибири увеличилось с 241000 до 1356000 душ (мужского пола), а среднегодовой прирост равнялся 1,25%. В 1811–1815 гг. Сибирь по темпам прироста населения вышла на первое место в государстве (6,26% в год, а по России в целом — 0,79%). С начала XIX в, было предпринято государственное регулирование миграций в Сибирь. Из правительственных переселений с конца XVIII по первую треть XIX в. большую долю составила ссылка, за 1816–1834 гг. сюда прибыло 120000 ссыльных, размещенных на юге Томской, Енисейской, Тобольской, Иркутской губерний и в Верхне-Удинском уезде. Среди них было мало женщин, что снижало естественный прирост населения, но в целом он давал 3/4 общего прироста10.
С начала XIX в. начали заселяться степи Северного Казахстана. В 1858 г. туда пришло 217000 переселенцев. Население сибирских и казахстанских степей к тому времени насчитывало 3 млн. человек, в 1867 г. — 6000000, нерусское население Сибири — 685000 человек, в Казахстане — 158200011.
Таким образом, в первой половине XIX в. русскими были освоены значительные пространства в Европейской и Азиатской частях России, что расширяло их этническую территорию.
Численность народа росла как в старозаселенных районах, так и на новых землях, где этому процессу способствовал усиленный приток русских переселенцев из основных районов его размещения. Во второй половине XIX в. продолжалось освоение новых территорий на юге Европейской части, в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. К концу XIX в. по сравнению с 1858 г. численность всего населения России увеличилась с 67800000 до 116000000 человек, а к 1914 г. — до 163000000 Русские,
по данным переписи 1897 г., составляли 55400309 человек, или 47,66% всего населения государства. Основная их масса находилась в Европейской России — 48063116 человек.
Вместе с украинцами и белорусами они составили 71% населения12, причем в их число вошли не только русские по происхождению, но и те, кто считал русский язык своим родным. Перепись 1897 г. подразделяла население не по этнической принадлежности, а по родному языку. Кстати сказать, второй по численности этнической группой после восточных славян в Российской империи были славяне западные — поляки. Отсюда и причина роста
панславянизма. В целом в России, по данным переписи 1897 г., русский язык назвали родным 47% ее жителей, украинский — 19%, белорусский — 5%, остальные языки — менее 5%. Вместе с украинцами и белорусами русские составили 71% населения России. По своему сословному составу оно выглядело так: крестьяне всех разрядов (казаки в том числе) — 80%, городские сословия — 10%, прочие — 5%.
Темпы роста численности русского народа в советский период несколько снизились, но продолжали оставаться высокими.
Русский народ за время советской власти несмотря на войны и репрессии
вырос более чем на две трети: с 86000000 чел. в 1914 до 145000000 в 1989 году. Первые неутешительные
итоги империалистической и гражданской войн отразила
перепись населения 1926 г.
Численность населения оказавшегося на территории Советской республики (РСФСР в границах 1926 г.) за 1914–1926 гг. увеличилась с 94300000 человек до 100858000 человек (из них было 48160700 мужчин и 52697300 женщин — судя по искажению пропорции между полами в России в тот период погибло около 3000000 мужчин. Известно, что
русские военные потери в первой мировой войне составили 2300000 чел. Значит, потери в гражданскую войну были менее значительны, чем нам представляется или воевали бабы и их полегло больше чем мужчин).
Значительный урон народонаселению России нанесла и Великая отечественная война. По приблизительным оценкам в период с 22.06.1941 по 09.05.1945
Советский Союз потерял убитыми и умершими от ранений, голода и болезней в зонах военных операций германского вермахта и его союзников:
- более 1,3 млн. детей в возрасте 0 — 4 лет;
- около 1,3 млн. детей в возрасте 5 — 9 лет;
- более 300 тысяч детей в возрасте 10 — 14 лет;
- более 1,4 млн. подростков, юношей и девушек в возрасте 15 — 19 лет;
- более 900 тысяч женщин и около 3,5 млн. мужчин в возрасте 20 — 24 лет;
- более 1,8 млн. женщин и более 5700000 мужчин в возрасте 25 — 34 лет;
- около 6 млн. женщин и мужчин более старшего возраста.
Потери русского народа в Великой отечественной войне были наиболее значительными. Согласно исследованиям, приведенным в книге
«Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование», вышедшей под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева
безвозвратные потери военнослужащих
русской национальности в Великой отечественной войне составили
5750000 человек13.
Также в миллионах исчисляются потери и от либерально-демократических реформ 90-х. Еще до кризиса в 2007 году публиковались данные Росстата о естественной убыли населения России за период с 1992 года. Тогда было указано, что происходит сокращение населения в первую очередь русского. За этот период была указана убыль в 12400000 человек. А по данным U. S. Census Bureau, International Data Base за период 1992 — 2008 гг. естественная убыль населения России составила 13300000 человек. Это больше чем, например, численность населения Бельгии, Венгрии, Греции, Швеции или Швейцарии. Правда, переселение в Россию 5700000 соотечественников из стран ближнего зарубежья частично компенсировало эту убыль населения.
1 Верхние данные — Копанев А.И. «Население Русского государства в XVI в.», 1959. Стр. 233–235, 254; нижние данные — Водарский Я.Е., «Население России за 400 лет (XVI — начало XX вв.)», М., 1973, Стр. 27. Подсчеты Водарского более аргументированы и кажутся более реалистичными.
2 Кабузан В.М. «Народы России в XVIII в.: Численность и этнический состав». М., 1990. Стр. 84–86, 225–230.
3 Этнография восточных славян. Стр. 12, 56–57.
4 Кабузан В.М. «Изменения в размещении народонаселения России в — первой половине XIX в.», М., 1971. Стр. 16; Кабузан В.М., Троицкий С.М., «Численность и состав населения Сибири в первой половине ХIХ в. в кн.: Русское население Поморья и Сибири», М. 1973. Стр. 162.
5 Кабузан В.М. «Изменения в размещении народонаселения России в — первой половине XIX в.», М., 1971. Стр. 18,43, 167–169; БЭС. Т. 54. Стр. 106–115.
6 Кабузан В.М., 1971. Стр. 18, 43,164–169; Водарский Я.Е., 1973. Стр. 90.
7 Кабузан В.М., 1971. Стр. 28–30, 43–46, 175; Кабузан В.М., Троицкий С. М. Стр. 162
8 Кабузан В.М., 1971, Стр. 99–102, 111–114, 123-126; Кабузан В.М., 1979. Стр. 38
9 Александров В.А., 1973. Стр. 55; Гурвич. Стр. 192.
10 Кабузан В.М., 1971. Стр. 33–34, 43–48, 52–55.
11 Водарский Я.Е., 1973. Стр. 100–101, 152.
12 ААН. Ф. 135. Оп. 2. Д. 390. л. 1
13 «Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил Статистическое исследование». М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
http://www.utug.tv
Комментарии